Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами экологического воспитания. Остается лишь организовать занятия по ознакомлению с окружающим миром таким образом, чтобы это способствовало развитию экологического отношения детей к природе.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Экологическая тропа — специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсий, а также целевых прогулок. [2, c. 124].

Само название «экологическая тропа природы» можно понимать как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Другими словами, прежде всего цель создания тропы заключается в обучении и воспитании детей. С одной стороны, задачей тропы является своеобразный «природоведческий ликбез», т. е. расширение у воспитанников элементарных сведений об объектах, процессах и явлениях окружающей природы. С другой стороны, задача воспитателей — научить своих слушателей видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать эти результаты воздействия человека на окружающую среду. Третья, в конечном итоге главная задача экологических троп, — способствовать воспитанию экологической культуры поведения человеком, как части общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе.

Особенность процесса экологического обучения и воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе не непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы

Тропу организуют на территории детского сада, где они создаются силами самих детей, родителей и воспитателей. Такие маршруты получили название учебных экологических троп. Сам процесс создания и последующего использования такого типа троп несет в себе большой воспитательный и образовательный эффект, что подтверждает и многолетний практический опыт. Уход за тропой на протяжении всего года приучает детей к труду и бережному отношению к общему достоянию.

Организация тропы силами дошкольников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из разных областей жизни, но и — самое важное — принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важнейшее качество личности — убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт детей. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе [1, c. 115].

Также традиционно в группах дошкольных учреждений создаются природные уголки. В современном детском саду, к сожалению, запрещены живые объекты. Это затрудняет работу педагогам и лишает детей важного аспекта в развитии доброжелательного отношения к природе. Наблюдая и ухаживая за животными дети учились не только заботиться о нем, но и доброму отношению ко всему живому.

В настоящее время в старшей группе детского сада природный уголок, состоит из трех частей.

  1. Экспериментальный уголок, где находиться материал для самостоятельных игр и экспериментаторской работы детей. Состав материала меняется в зависимости от темы экологического занятия.
  2. Уголок природы, где находятся книги и иллюстрации, содержащие информацию о животных, их среде обитания и повадках; о разнообразных растениях, способах их выращивания и ухода за ними.
  3. Выставочный уголок, где находятся работы детей по экологии: рисунки, поделки из природного материала и т.д.

В природном уголке обязательно находится календарь природы, который имеет очень большое значение для экологического воспитания детей. Рекомендуется вести параллельно два календаря. Один – календарь погоды и второй - фенологический. В последнем отмечаются сезонные явления природы, сроки их наступления. Сопоставление календарей позволяет объяснить многие природные явления, влияние экологических факторов на живые организмы. [3, с.331-332].

 

Список литературы:

  1. Боголепов, В.Д. Естественноисторические основы общеобразовательной школы / В.Д.Боголепов. Естественноисторические основы общеобразовательной школы – М., - 1907; с.57.
  2. Васильева, Н.А. Пути и формы достижения ноосферной цивилизованности / Н.А.Васильева // Общественная наука и современность – 2006. - № 1. – с. 123 – 130.;
  3. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду –М.,-2001- с.75-103, 331-346.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим (основы безопасности) «Лисенок попал в беду» Цель: Дать детям понятие о том, какую опасность таят...

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями…

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО» В современной системе образования...

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи…

Использование приёмов мнемотехники в работе логопеда для развития связной речи дошкольников

Читайте также

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень…

Конспект НОД по рисованию в средней группе. Тема. «Здравствуй, осень золотая» Цель: формировать умение создавать сюжетные композиции, закрепить представления о временах...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево»

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Чудесное дерево» Цели: выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года; совершенствовать...