Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию

Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным.

Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Искусство - это одна из форм общественного сознания, вид человеческой деятельности, который отображает действительность в конкретных образах, согласно определенным эстетическим идеалам.

Воспитательный потенциал искусства содержится в самой его сути и объясняется тем, что эмоциональная сторона сознания, эстетические идеалы личности являются первичными в формировании духовных интересов, отношение к миру вообще.

Среди других видов искусства, декоративное искусство является уникальным в решении задач как художественного, так и личностного развития, общественного и духовного становления подрастающего поколения. Это обусловлено не только природой восприятия искусства, но и тем, что уже в дошкольном возрасте декоративная деятельность составляет одну из самых доступных и эмоционально захватывающих форм творчества, а с предметами декоративного искусства ребенок встречается с самого раннего возраста в своем ближайшем бытовом окружении.

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи детского творчества А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Ю.В. Максимов, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова. В результате выполненных исследований было установлено, что народное искусство доступно восприятию детей дошкольного возраста; были определены требования к отбору народного декоративно-прикладного искусства, обоснованы методы и приемы ознакомления детей с произведениями народных мастеров.

Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования свидетельствует о том, что задачи по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством преимущественно решаются на занятиях по декоративному рисованию, при этом педагоги испытывают трудности в определении последовательности и содержания образовательной работы с детьми по данному направлению.

Изложенные факты обусловили выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.

Цель: теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.

Объект исследования: декоративное рисование в детском саду.

Предмет исследования: педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень сформированности умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в области декоративного рисования.
  2. Выявить объем представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Изучить особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.

Методы исследования:

- диагностическая методика выявления уровня сформированности умений и навыков детей в области декоративного рисования С.Ю. Бубновой, Е.В. Потаповой;

- диагностическая методика выявления уровня сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве Соломенниковой О.А.;

- анкетирование педагогов «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию»;

- анализ плана образовательной работы воспитателя.

Практическая значимость: определены теоретические подходы к проблеме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.

В ходе опытно-экспериментальной работы были получены данные, которые позволяют охарактеризовать практическое состояние проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.

1. Диагностика сформированности умений и навыков декоративного рисования по методике С.Ю. Бубновой, Е.В. Потаповой выявила, что самую многочисленную группу составили дети со средним уровнем сформированности умений и навыков. Он обнаружен у 10 детей, что составило 50%. Низкий уровень был зафиксирован у 7 детей, что составило 37,5%. Высокий уровень умений и навыков декоративного рисования был отмечен только у 3 человек (12,5%).

В работах большинства детей композиционные решения однообразны, в некоторых случаях с нарушениями принципов составления узоров и орнаментов. Использование цветов и их оттенков ограничено или не соответствует колориту росписи, по мотивам которой создавался орнамент. При выполнении рисунка дети обращаются за помощью к воспитателю.

2. Анализ данных, полученных в результате диагностики уровня сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве О.А. Соломенниковой, показал, что большинство детей проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, однако дети иногда путаются в названиях промыслов, не всегда правильно выделяют особенности народного промысла, но могут аргументировать выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства на основе элементарной эстетической оценки.

3. Анкетирование выявило, что педагоги считают наиболее эффективными следующие формы организации обучения детей декоративному рисованию: занятия (100% случаев), дидактические игры (100%), мастер-классы (50%). Кроме того, все опрошенные педагоги указали, что используют дидактическую игру как форму работы с детьми по обучению декоративному рисованию.

Анкетирование показало, что в процессе обучения декоративному рисованию педагоги решают задачи, направленные на ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, формирование умения составлять декоративные композиции с учетом специфики колорита и элементов различных видов народного декоративно-прикладного искусства, развивать творчество и самостоятельность при составлении декоративных композиций по мотивам разных видов росписи.

Опрошенные педагоги указали, что в процессе обучения декоративному рисованию применяют разнообразные методы и приемы такие, как показ приемов рисования (100%), рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства (100%), вариативные образцы (75%), упражнения (100%), творческие задания (75%), игровые приемы (100%).

В результате анкетирования было установлено, что педагоги знакомят детей со всеми видами декоративно-прикладного искусства, предусмотренными программой дошкольного образования. При этом все опрошенные педагоги отметили факт наличия у детей интереса к традиционным народным промыслам, а также доминирование среднего уровня знаний, умений и навыков детей в области декоративного рисования по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.

В качестве эффективных методов и приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством педагоги указали: рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства (100%), образец (75%), метод творческих заданий (50%), беседа (100%), художественное слово (100%), искусствоведческий рассказ (100%). В качестве дополнительных методов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством педагоги назвали: метод творческих проектов и дидактические игры.

В целом, в результате анкетирования можно сделать вывод о том, что воспитатели проявляют достаточный уровень компетентности по вопросам в обучения детей декоративному рисованию. Однако им необходима помощь в установлении соответствия в решении задач обучения детей декоративному рисованию и ознакомления их с декоративно-прикладным искусством. Данное пожелание будет учтено нами при составлении программы формирующего этапа эксперимента.

Анализ педагогической документации дает основание говорить о системном подходе к решению задач обучения детей декоративному рисованию: на занятиях дети осваивают новый учебный материал, а в свободной деятельности происходит его закрепление.

Таким образом, цель достигнута, задачи исследования решены.

Список литературы

  1. Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: планы занятий: практ. пособие для педагогов дошк. учреждений / А.П. Аверьянова - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 75 с.
  2. Алексеева, И.В., Омельяненко, Е.В. Основы теории декоративно-прикладного искусства / И. В.Алексеева, Е. В.Омельяненко - Ростов-н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2010. - 183 с.
  3. Брыкина, Е.К., Зайцева, В.В. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие / Е.К.Брыкина, В.В. Зайцева - М.: Центр Педагогического Образования, 2010. - 96 с.
  4. Дахно, М.В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности/ М.В. Дахно– М.: Прима, 2006.-78c.
  5. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей/ Т.Н. Доронова - М.: Детство – пресс, 2006.-160c.
  6. Зерновая, Т.С. Эстетическое воспитание в детском саду/ Т.С. Зерновая - М.: АСТ, 2011.-224c.
  7. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества/ Т.Г.Казакова - М.: Владос, 2006.-255c.
  8. Казакова, Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов/ Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание.- 2005. - № 4.-С.22-25.
  9. Клиентов, А. Е. Народные промыслы/ А. Е. Клиентов - М: Белый город, 2007. - 813 c.
  10. Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева– СПБ.: Детство-Пресс, 2004.-300c.
  11. Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий/ Д.Н. Колдина - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
  12. Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Т.С. Комарова - М.: Академия, 2006.-208c.
  13. Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В.Корчинова - Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 314 с.
  14. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина - М.: Просвещение, 2006.-314c.
  15. Николкина, Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе / Т.А. Николкина - М.: Учитель, 2014. - 148 с.
  16. Павлова, Е.А. Хохлома Е.А. Павлова// Дошкольное воспитание. - 1979. -№1.-C.56-59
  17. Попова, О.С. Художественные промыслы Подмосковья/ О.С. Попова–М: Книга по Требованию, 2012. - 201 c.
  18. Прямкова, Н.А. Проблема развития народного традиционного искусства в социокультурном пространстве современно-сти / Н.А.Прямкова // Совершенствование художественно-педагогического образования в России: сб.ст. - Ижевск, 2000.- С.475–477.
  19. Смолицкий, В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР/ В.Г. Смолицкий– М: Книга по Требованию,2012. - 236 c.
  20. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Феникс, 2003.-123c.
  21. Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву/ М.С.Соколова -М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.-303c.
  22. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов / Н.М.Сокольникова - М.: Титул, 2001. - 80 с.
  23. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования/ О.А. Соломенникова– М.: Академия, 2006.-305c.
  24. Тихонова, М.В., Смирнов, Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада/ М.В.Тихонова, Н.С. Смирнова– СПб.: Детство-Пресс, 2005.-173c.
  25. Трубайчук, Л.В. К проблеме личностного развития дошкольника в образовательном про странстве ДОУ// Мир детства и образования/ Л.В.Трубайчук: Сб. мат-лов Междунар. науч.- практ. конф. - Магнитогорск: Призма, 2007.-C.3-8.
  26. Федотов, Г.Н. Глина и керамика. Школа ремесла / Г.Н. Федотов - 3 -е издание - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.
  27. Шокорова, Л.В. Современные народные промыслы и их место в образовательном процессе/ Н.В. Наливайко[и др.] // Философия образования, специальный выпуск №3/24 (искусствоведение)-Новосибирск: СО РАН, 2008 г. С. 148 - 153.
  28. Эльконин, Д.Б. Детская психология /Л. И. Куклина [и др.].- М.: Академия, 2007.-384с.
  29. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с применением кругов Эйлера «Волк и семеро козлят» Цель: Закрепление понятия кругов Эйлера с помощью дидактических игр. Образовательные задачи: Научить детей классифицировать...

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста «Витамины растут на…

Познавательно-творческий проект для детей младшего дошкольного возраста«Витамины растут на ветке, витамины растут на грядке»

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Читайте также

Конспект занятия по программе дополнительного образования по вязанию крючком «Петелька»…

Конспект занятия по программе дополнительного образования по вязанию крючком «Петелька» для старших дошкольников. Тема: «Книжка с цифрами» (2 занятия) Задачи. 1. Закрепить умения...

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью опытно-экспериментальной деятельности Ранний возраст – один из важнейших этапов развития познавательной активности детей...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год