Эмпирическое исследование проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию
Одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания интерес к народной культуре как корневой системе, питающей современное воспитание подрастающих поколений и способствующий его духовному оздоровлению, представляется вполне закономерным.
Искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Искусство - это одна из форм общественного сознания, вид человеческой деятельности, который отображает действительность в конкретных образах, согласно определенным эстетическим идеалам.
Воспитательный потенциал искусства содержится в самой его сути и объясняется тем, что эмоциональная сторона сознания, эстетические идеалы личности являются первичными в формировании духовных интересов, отношение к миру вообще.
Среди других видов искусства, декоративное искусство является уникальным в решении задач как художественного, так и личностного развития, общественного и духовного становления подрастающего поколения. Это обусловлено не только природой восприятия искусства, но и тем, что уже в дошкольном возрасте декоративная деятельность составляет одну из самых доступных и эмоционально захватывающих форм творчества, а с предметами декоративного искусства ребенок встречается с самого раннего возраста в своем ближайшем бытовом окружении.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей дошкольного возраста отмечали многие исследователи детского творчества А.В. Бакушинский, Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.Г. Ковальская, Ю.В. Максимов, Т.С. Комарова, Н.Б. Халезова, Т.Я. Шпикалова. В результате выполненных исследований было установлено, что народное искусство доступно восприятию детей дошкольного возраста; были определены требования к отбору народного декоративно-прикладного искусства, обоснованы методы и приемы ознакомления детей с произведениями народных мастеров.
Анализ состояния проблемы в теории и практике дошкольного образования свидетельствует о том, что задачи по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством преимущественно решаются на занятиях по декоративному рисованию, при этом педагоги испытывают трудности в определении последовательности и содержания образовательной работы с детьми по данному направлению.
Изложенные факты обусловили выбор проблемы исследования: каковы педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.
Цель: теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.
Объект исследования: декоративное рисование в детском саду.
Предмет исследования: педагогические условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.
Задачи исследования:
- Определить уровень сформированности умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в области декоративного рисования.
- Выявить объем представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.
Методы исследования:
- диагностическая методика выявления уровня сформированности умений и навыков детей в области декоративного рисования С.Ю. Бубновой, Е.В. Потаповой;
- диагностическая методика выявления уровня сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве Соломенниковой О.А.;
- анкетирование педагогов «Особенности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию»;
- анализ плана образовательной работы воспитателя.
Практическая значимость: определены теоретические подходы к проблеме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.
В ходе опытно-экспериментальной работы были получены данные, которые позволяют охарактеризовать практическое состояние проблемы ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством в процессе обучения декоративному рисованию.
1. Диагностика сформированности умений и навыков декоративного рисования по методике С.Ю. Бубновой, Е.В. Потаповой выявила, что самую многочисленную группу составили дети со средним уровнем сформированности умений и навыков. Он обнаружен у 10 детей, что составило 50%. Низкий уровень был зафиксирован у 7 детей, что составило 37,5%. Высокий уровень умений и навыков декоративного рисования был отмечен только у 3 человек (12,5%).
В работах большинства детей композиционные решения однообразны, в некоторых случаях с нарушениями принципов составления узоров и орнаментов. Использование цветов и их оттенков ограничено или не соответствует колориту росписи, по мотивам которой создавался орнамент. При выполнении рисунка дети обращаются за помощью к воспитателю.
2. Анализ данных, полученных в результате диагностики уровня сформированности знаний детей о народном декоративно-прикладном искусстве О.А. Соломенниковой, показал, что большинство детей проявляет интерес к предметам народного декоративно-прикладного искусства, однако дети иногда путаются в названиях промыслов, не всегда правильно выделяют особенности народного промысла, но могут аргументировать выбор изделий народного декоративно-прикладного искусства на основе элементарной эстетической оценки.
3. Анкетирование выявило, что педагоги считают наиболее эффективными следующие формы организации обучения детей декоративному рисованию: занятия (100% случаев), дидактические игры (100%), мастер-классы (50%). Кроме того, все опрошенные педагоги указали, что используют дидактическую игру как форму работы с детьми по обучению декоративному рисованию.
Анкетирование показало, что в процессе обучения декоративному рисованию педагоги решают задачи, направленные на ознакомление детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства, формирование умения составлять декоративные композиции с учетом специфики колорита и элементов различных видов народного декоративно-прикладного искусства, развивать творчество и самостоятельность при составлении декоративных композиций по мотивам разных видов росписи.
Опрошенные педагоги указали, что в процессе обучения декоративному рисованию применяют разнообразные методы и приемы такие, как показ приемов рисования (100%), рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства (100%), вариативные образцы (75%), упражнения (100%), творческие задания (75%), игровые приемы (100%).
В результате анкетирования было установлено, что педагоги знакомят детей со всеми видами декоративно-прикладного искусства, предусмотренными программой дошкольного образования. При этом все опрошенные педагоги отметили факт наличия у детей интереса к традиционным народным промыслам, а также доминирование среднего уровня знаний, умений и навыков детей в области декоративного рисования по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
В качестве эффективных методов и приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством педагоги указали: рассматривание изделий народного декоративно-прикладного искусства (100%), образец (75%), метод творческих заданий (50%), беседа (100%), художественное слово (100%), искусствоведческий рассказ (100%). В качестве дополнительных методов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством педагоги назвали: метод творческих проектов и дидактические игры.
В целом, в результате анкетирования можно сделать вывод о том, что воспитатели проявляют достаточный уровень компетентности по вопросам в обучения детей декоративному рисованию. Однако им необходима помощь в установлении соответствия в решении задач обучения детей декоративному рисованию и ознакомления их с декоративно-прикладным искусством. Данное пожелание будет учтено нами при составлении программы формирующего этапа эксперимента.
Анализ педагогической документации дает основание говорить о системном подходе к решению задач обучения детей декоративному рисованию: на занятиях дети осваивают новый учебный материал, а в свободной деятельности происходит его закрепление.
Таким образом, цель достигнута, задачи исследования решены.
Список литературы
- Аверьянова, А.П. Изобразительная деятельность в детском саду: планы занятий: практ. пособие для педагогов дошк. учреждений / А.П. Аверьянова - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 75 с.
- Алексеева, И.В., Омельяненко, Е.В. Основы теории декоративно-прикладного искусства / И. В.Алексеева, Е. В.Омельяненко - Ростов-н/Д.: Изд-во Южного федерального ун-та, 2010. - 183 с.
- Брыкина, Е.К., Зайцева, В.В. Методика развития детского изобразительного творчества в опорных схемах и таблицах. Учебно-методическое пособие / Е.К.Брыкина, В.В. Зайцева - М.: Центр Педагогического Образования, 2010. - 96 с.
- Дахно, М.В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности/ М.В. Дахно– М.: Прима, 2006.-78c.
- Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей/ Т.Н. Доронова - М.: Детство – пресс, 2006.-160c.
- Зерновая, Т.С. Эстетическое воспитание в детском саду/ Т.С. Зерновая - М.: АСТ, 2011.-224c.
- Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества/ Т.Г.Казакова - М.: Владос, 2006.-255c.
- Казакова, Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов/ Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание.- 2005. - № 4.-С.22-25.
- Клиентов, А. Е. Народные промыслы/ А. Е. Клиентов - М: Белый город, 2007. - 813 c.
- Князева, О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева– СПБ.: Детство-Пресс, 2004.-300c.
- Колдина, Д.Н. Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий/ Д.Н. Колдина - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 112 с.
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество/ Т.С. Комарова - М.: Академия, 2006.-208c.
- Корчинова, О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В.Корчинова - Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 314 с.
- Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта / В.С. Мухина - М.: Просвещение, 2006.-314c.
- Николкина, Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе / Т.А. Николкина - М.: Учитель, 2014. - 148 с.
- Павлова, Е.А. Хохлома Е.А. Павлова// Дошкольное воспитание. - 1979. -№1.-C.56-59
- Попова, О.С. Художественные промыслы Подмосковья/ О.С. Попова–М: Книга по Требованию, 2012. - 201 c.
- Прямкова, Н.А. Проблема развития народного традиционного искусства в социокультурном пространстве современно-сти / Н.А.Прямкова // Совершенствование художественно-педагогического образования в России: сб.ст. - Ижевск, 2000.- С.475–477.
- Смолицкий, В.Г. Народные художественные промыслы РСФСР/ В.Г. Смолицкий– М: Книга по Требованию,2012. - 236 c.
- Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова. – М.: Феникс, 2003.-123c.
- Соколова, М.С. Художественная роспись по дереву/ М.С.Соколова -М: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2002.-303c.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство. Краткий словарь художественных терминов / Н.М.Сокольникова - М.: Титул, 2001. - 80 с.
- Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования/ О.А. Соломенникова– М.: Академия, 2006.-305c.
- Тихонова, М.В., Смирнов, Н.С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада/ М.В.Тихонова, Н.С. Смирнова– СПб.: Детство-Пресс, 2005.-173c.
- Трубайчук, Л.В. К проблеме личностного развития дошкольника в образовательном про странстве ДОУ// Мир детства и образования/ Л.В.Трубайчук: Сб. мат-лов Междунар. науч.- практ. конф. - Магнитогорск: Призма, 2007.-C.3-8.
- Федотов, Г.Н. Глина и керамика. Школа ремесла / Г.Н. Федотов - 3 -е издание - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.
- Шокорова, Л.В. Современные народные промыслы и их место в образовательном процессе/ Н.В. Наливайко[и др.] // Философия образования, специальный выпуск №3/24 (искусствоведение)-Новосибирск: СО РАН, 2008 г. С. 148 - 153.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология /Л. И. Куклина [и др.].- М.: Академия, 2007.-384с.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002.
Читайте также |
---|
Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности
Поэзия как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Оптимизировать обучение детей дошкольного возраста в сфере дополнительного образования технической направленности можно...
Проект дня «Праздничная ёлочка»
Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...
В стране математики
В стране математики Цель: Формирование начальных математических знаний. Задачи: 1. Образовательная: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной мерки. Закреплять знания о...