Организация комплекса мероприятий, направленных на развитие творческих способностей младших дошкольников посредством игровых приемов

Работа по развитию творческих способностей младших дошкольников может проводиться на протяжении всего дня в любой удобный момент, лучше индивидуально, или подгруппами из 2-3 человек.

Для этого были выбраны игровые приемы, разработанные Е.В. Котовой Т.С. Комаровой.

Т.С. Комарова, говоря о методике организации изобразительной деятельности дошкольников, советует: «использовать различные формы связи с игрой», так, созданные детьми рисунки и поделки рекомендуется использовать в игре, вводить в занятия игровые ситуации, игровые приемы обучения, таким образом, развивая творческие способности детей не только в ходе образовательной деятельности, но и после нее. Во второй младшей группе Т.С. Комарова рекомендует применять отработку формообразующих движений, используя метод «пассивных движений», который заключается в совместном действии педагога с рукой ребенка.

Так, в разработке занятий по изобразительной деятельности в младшей группе Т.С. Комарова широко использует игровой прием «Пригласи героя». Суть которого состоит в использовании педагогом куклы, сказочных персонажей, игрушек – животных, которым дети должны помочь, например, построить домик, изготовить посуду, угощение и т.п. Как пример рассмотрим образовательную деятельность по лепке. Педагог объявляет детям, что к ним в гости зашла Катя, садит ее за кукольный стол и дает тарелочку, затем предлагает всем детям слепить баранки и угостить ими куклу Катю. Спросить детей, как можно слепить баранку, а в конце занятия вместе с детьми порадоваться тому, как много баранок слепили для куклы. Таким образом решается сразу несколько задач: задается мотивация (слепить для Кати), развиваются навыки лепки (раскатывание колбасок, соединение их в баранки), развивается воображение (дети представляют как угощают куклу), а значит и творческие способности.

В игровой деятельности, актуально использовать игровые этюды, которые являются предварительной работой при организации сюжетно-ролевых, театрализованных игр, а так же могут использоваться как самостоятельная деятельность. Например, этюды «Веселый ребенок», «Грустный ребенок», «Зеркало», «Листики», «Снежинки», «Цветочки» и т.п., в ходе которых дети должны представить себя в какой-то одной роли и изобразить объект, а затем применить эти навыки и в игре. Так же, изображая в ходе этюда эмоции дети учатся входить в образ какого-то героя, сопереживать ему, а все это способствует развитию творческих способностей.

Г.Г. Григорьева выделяет игровые приемы, для использования в ходе изобразительной деятельности дошкольников:

- обыгрывание предметов, игрушек, картин. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.д.) с кисточками о карандашами можно советоваться, разговаривать, учить их рисовать («бегать по ровненькой дорожке», «кататься» с горки и т.д.);

- обыгрывание выполненного изображения. Это прием может применяться в конце занятия, когда изображение уже выполнено. Полученное изображение используется как своеобразный игровой предмет. Содержание игровых действий зависит от изображения. Например, дети рисовали парк: осенний, зимний, им предлагается погулять по парку, послушать птиц, попеть песенки и т.д. Если воспроизведена птица, то она может «летать», «клевать» зернышки;

- обыгрывание незаконченного изображения в момент его исполнения. Этот прием направлен не только на развитие замысла рисунка, но и на развитие у детей умения выполнять его разными изобразительными средствами. Способы выполнения игровых действий в данном приеме также разнообразны. Они могут быть выражены словом, например, воспитатель, увидев на рисунке изображенную девочку, спрашивает ее «Ты не замерзла без шапки?», таким образом, он ненавязчиво подсказывает возможность выполнения рисунка;

- игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых. В этом случае изобразительная деятельность соотносится с соответствующей деятельностью взрослых – художников, гончаров, фотографов, строителей и т.д. Такая деятельность часто носит коллективный характер. Например, дети в роли художников рисуют иллюстрации к одной сказке. При выполнении взятой на себя ребенок особенно увлечен делом, наиболее изобразителен. Учитывая то, что творческие способности развиваются в ходе различной деятельности, нами были подобраны игровые приемы, благодаря которым, дети научатся не только графически выражать свои мысли, но и понимать взаимосвязь между плоскостными фигурами и окружающими предметами, превращать геометрические фигуры в различные изображения, закреплять цвета, находить их в своем окружении, составлять рассказ по картинкам, тем самым развивая, не только воображение и фантазию, но и речь. А так же изображать предложенные образы. Нужно сказать, что эти игровые приемы по усмотрению педагога можно адаптировать к любой деятельности и к любым занятиям.

Можно составить картотеку 24 игровых приема, направленных на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. В картотеку отнести, такие игровые приемы на развитие творческих способностей, как «Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов», «Сложи квадрат», «Дорисуй фигуры», «Что это такое?», «Каракули», «Составление изображений объектов», «Сложи рыбку», «На что похожи наши ладошки», «Придумай животное», «Волшебная клякса», «Представьте что вы..», «Три краски» и др. Предлагая их впервые, педагог должен помогать и направлять детей, тогда постепенно их образы будут становиться четче и разнообразие. Нужно отметить, что эти приемы не только способствуют развитию творческих способностей, но и развивают представления о форме, цвете, размере, память, речь, мышление.

Игровой прием «Рассказ по картинкам» может предшествовать сюжетно-ролевой игре. Если подобрать картинки с сюжетом как мама кормит ребенка, укладывает его спать, убирает комнату, то можно совместно с детьми обсудить сюжет, спросить желающих рассказ по картинкам, а затем провести сюжетно-ролевую игру «Семья», «Уборка в доме», «Дочки-матери» и т.п.

Игровой прием «Цветная прогулка» можно применять перед дидактической игрой, целью которой будет являться сенсорное развитие младших дошкольников, формирование представлений о цвете, а так же в ходе образовательной деятельности по изобразительному искусству, для уточнения использования того или иного цвета.

Игровой прием «Волшебные очки», например, можно использовать в ходе конструирования детей. Так, сначала при помощи данного приема дети повторят и актуализируют свои знания о геометрических фигурах, а затем применят их в ходе выполнения построек.

Примем «Кто что умеет делать» можно использовать как предварительную работу в сюжетно-ролевой или дидактической игре. Так, сначала дети вспоминают, показывают и рассказывают, например профессии, (водитель - рулит, врач – дает таблетки, слушает, ставит уколы и т.п.) а затем играют в «Больницу», «Магазин» и т.п. Тот же примем применяется в игре с животными (крокодил – плавает, бабочка – летает, медведь – ест малину и т.п.).

Игровой прием «Танец» можно использовать как в ходе музыкальной образовательной деятельности, так и перед организацией театрализации, потому что в ходе этого приема дети изображают не только эмоции, но и характерные повадки каких либо животных, стараясь наиболее точно воспроизвести образ (веселая обезьянка), и использовать это далее, в театрализации при изображении того или иного персонажа.

Таким образом, выбранные игровые приемы помогают развивать воображение и способствуют устранению стеснительности детей, способствуют желанию проявить, показать себя, а, следовательно, развивать творческие способности.

Применение предложенных игровых приемов будут способствовать развитию у детей умений:

- самостоятельно дополнять фигуры деталями, получая конкретный образ и давать ему название;

- создавать точный целостный образ и выразительно его показывать;

- передавать форму, строение предмета передавать пропорции предмета и изображения, использовать разнообразные цвета, выполнять изображение аккуратно и самостоятельно без помощи взрослого;

- воплощать замысел в изобразительной, игровой, музыкальной деятельности;

- составлять связный рассказ по картинкам;

- при решении представленных задач выбирать нестандартные решения, а следовательно – развивать творческие способности младших дошкольников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы»

Конспект развлечения в младшей группе ДОУ «Зимние забавы» Цель: ознакомление и закрепление знаний детей о зимних развлечениях на улице. Задачи: закрепление представлений о признаках...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла…

Конспект итогового занятия в группе раннего возраста по теме: «Кукла Маша в гостях у ребят» Цель: закрепление в простой наглядно – действенной...

Читайте также

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами»

Мастер-класс по изготовлению фигурки «Тигрёнок» в технике «оригами» Цель: обучение детей изготовлению фигурки тигрёнка в технике оригами. Задачи: - систематизировать знания детей о...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласный звук…

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Гласный звук И. Буква И» Цели:  Обобщение и расширение знаний о гласных звуках, их...

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...