Консультация для воспитателей «Конструкторы «LEGO», как полифункциональное и трансформируемое средство образовательной среды»

 

Конструирование – это очень интересное и увлекательное занятие. В работе с детьми можно использовать различные виды конструкторов, учитывая их возрастные особенности. Я расскажу Вам немного о конструкторе «LEGO» и о том, как мы используем его в работе с детьми.

Интерес детей к этому конструктору не затихает уже много десятилетий, с момента его появления в Дании в 1949 году. «LEGO» объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.

Конструктор «LEGO» имеет преимущества по сравнению с металлическими и деревянными конструкторами:

1. Большое количество разнообразных деталей: кирпичики, кубики и т. д.

2. Крепление деталей происходит почти без физических усилий, но достаточно прочно: постройки мобильны, устойчивы.

3. Дети имеют свободу в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей.

4. Детали прочные, лёгкие, яркие, привлекают внимание детей. И самое главное они не токсичны и безопасны.

Интересный факт о «LEGO»

В состав пластмассы для деталей конструктора «LEGO» входит сульфат бария. Эта соль не растворяется в воде, что делает её нетоксичной для организма, и хорошо видна на рентгеновских снимках. Таким образом, если ребёнок проглотит деталь, её будет легко найти по этим снимкам.

Очень многие дети, уже с младшего возраста любят заниматься с конструкторами в свободной деятельности. В детском саду самым доступным и популярным конструктором считается «LEGO». Наши дети тоже очень любили в него играть. Вроде бы всё хорошо и дети заняты, и строят с интересом что-то, фантазируют, но только тогда, когда мы вошли в творческую группу по конструктивно-модельной деятельности, нам стало понятно что есть над чем работать. Мы стали обращать внимание на то, что ребята не всегда правильно называют детали конструктора и соединяют их. Поэтому, в первую очередь мы стали знакомить детей с названиями деталей «LEGO», приёмами правильного их соединения в строительстве разнообразных моделей, организовывали исследование деталей конструктора, в котором определяли их свойства, качества. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора, и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности. Когда мы в начале года в подготовительной группе предложили построить домики, то результат был плачевный. В основном все домики были примитивные и не очень интересные. Прошёл год плодотворной работы с детьми, в совместной и самостоятельной деятельности по ознакомлению с конструктором, и результат нас очень порадовал. Несмотря на то, что детали конструктора у нас собраны из разных наборов «LEGO» и нет многих нужных иногда деталей, наши дети дали волю своим фантазиям и показали, что они умеют строить удивительные постройки.

Если судить по выпуску подготовительной группы, то дети научились анализировать, развита речь, творческое воображение, коммуникативные способности, улучшилась память, более устойчиво стало внимание, дети научились логически мыслить.

Теперь мы можем с уверенностью сказать, что конструктор «LEGO» способствует:

  1. развитию у детей сенсорных представлений, так как используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
  2. развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
  3. тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребёнка к письму;
  4. сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения. Созданные постройки из «LEGO» используются детьми в играх, в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены или сюжетом литературного произведения или своим собственным придуманным сюжетом.

Сейчас у нас вторая младшая группа. Наши ребятишки с интересом учатся строить из конструктора. Постройки детей, с которыми мы занимались и детей, которые не ходили в садик, и с которыми мы не занимались, очень отличаются. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора «LEGO» из небольшого количества деталей (3-5 деталей). Потом дети с интересом стали самостоятельно дополнять в предложенную модель из конструктора свои детали.

Очень тесно конструктивная деятельность связана с развитием речи, так как вначале ребёнок проговаривает, что он хочет сделать, какие детали выберет, почему, необходимое их количество, размеры и т.д. Это совместное проговаривание в дальнейшем помогает ребёнку самому определять конечный результат работы, уметь подбирать все необходимые детали и суметь объяснить, почему он сконструировал именно так, а не иначе. Это лишний раз показывает, как в игровой форме с конструктором можно развивать ребёнка. Если с раннего детства стремиться к познанию - это перейдет в умение учиться конструированию направленно и воспринимать новое с большим интересом. Занятия конструированием не просто интересны ребятам, но и пробуждают их желание к дальнейшей работе и саморазвитию.

Включение «LEGO»-технологии в образовательный процесс ДОУ происходит посредством интеграции во все образовательные области, определённые ФГОС ДО. Конструкторы «LEGO» соответствуют требованиям ФГОС ДО к среде, а также тематике сюжетно-ролевых и творческих игр детей дошкольного возраста, позволяют решать широкий круг учебно-игровых задач.

Наборы «LEGO» зарекомендовали себя во всем мире, как образовательные продукты, которые соответствуют самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В силу своей универсальности они оказываются наиболее предпочтительными развивающими игрушками. Причём этот конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки ребенка.

Работая с конструктором, можно строить модели и при этом обучаться, играя и получая удовольствие. Модель можно переносить с места на место. Её можно переделывать, конструируя каждый раз новые формы или элементы декораций (например, гараж, депо или даже ангар). Это даёт полную свободу действий. Работа является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов фантазии. Когда придумываешь модели сам, ощущаешь себя профессиональным инженером, механиком, строителем или великим конструктором. И это здорово!

 

Список литературы:

  1. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).
  2. Роль конструктора лего в развитии ребенка./ URL: ourworldgame.ru/konstruktor-lego-i-razvitierebenka
  3. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10. - С. 112-115.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор»

Развлечение по правилам дорожного движения в старшей группе «Светофор» Цель: - закрепить умения называть знакомые дорожные знаки, сигналы светофора, а так же...

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый...

Квест - игра «Зимушка-зима»

Квест - игра «Зимушка-зима» Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи: образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить...

Читайте также

Сценарий квест-игры «Школа будущих солдат»

Сценарий квест-игры «Школа будущих солдат» (5-6 лет) Цель: Расширять и систематизировать знания детей о службе в Армии. Обогащать знания о военных профессиях. Закрепить умение...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего…

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием модульного дидактического пособия «Моя ферма» Цель:...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения…

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы с нарушением зрения на тему: «Безопасность дома» Цель: Сформировать у детей представление об опасных предметах, которые...