Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием модульного дидактического пособия «Моя ферма»

Цель: расширить и обобщить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, жилищах.

Образовательные задачи:

  • формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос;
  • учить использовать в речи простые распространенные предложения;
  • закрепить употребление существительных в творительном падеже единственного числа;
  • закрепить в активной речи детей название детенышей домашних животных;
  • тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц;
  • совершенствовать грамматический строй речи (учить детей называть слова-действия).

Коррекционные задачи:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры.

Воспитательные:

  • воспитывать добрые отношения к животным, проявлять желание заботиться о них.

Тип занятия: занятие – экскурсия.

Формы организации совместной деятельности:

игровая -игровая ситуация, дидактическая игра;

Коммуникативная - беседа, вопросы к детям.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность:30-35 минут.

Участники: дети старшей группы с ОНР.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в энциклопедии, отгадывание загадок про домашних животных, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы. Беседа «Как ухаживать за домашними животными».

Оборудование и материалы: игровое поле «Моя ферма»; картинки: домашних животных и их детенышей, корм и жилище.

 

Ход НОД:

I. Организационно-подготовительный

Воспитатель: ребята сегодня утром, когда я зашла в группу, увидела, что у дверей лежит посылка, давайте откроем её и посмотрим, что в ней находится.

В посылке лежит – модульное пособие, разворачивает игровое поле и размещает его на столе.

- Ребята как вы думаете, что изображено на картине? (похоже на изображение деревни или фермы).

- Скажите, кто живет на ферме? (Ответы детей.)

Интересно куда подевались все животные? Сегодня я вам расскажу одну историю о, том, как человек приручил животных. Хотите узнать, кто был первым? Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно.

II. Основная часть: Развитие диалогической речи. Беседа о домашних животных; их внешнем виде, пользе для человека. По ходу беседы на игровое поле выставляются картинки на подставках.

Воспитатель: Давным-давно жил был человек. Пришла однажды к нему кошка и говорит:

-возьми меня к себе жить;

-а что ты умеешь делать?;

- как вы думаете, что рассказала про себя кошка? (я буду ловить мышей, играть с твоими детьми).

- Где ты будешь жить? (я буду жить с тобой в доме).

Подумал человек и разрешил жить кошке рядом с ним. Однажды кошка привела в дом собаку, которая тоже хотела жить рядом с человеком.

- Что ты умеешь делать? спросил её человек.

- Как вы думаете, что собака рассказала человеку? (я буду охранять твой дом, помогать тебе на охоте).

- А какую ещё пользу приносят собаки человеку? (спасают людей из пожаров, помогают ловить преступников).

- Подумал человек и поселил собаку жить куда? (в конуру).

Ребенок выбирает картинку с изображением домика животного и размещает рядом с животным, правило применяем ко всем изображениям животных.

- Ребята а, что больше всего любит, есть кошка? (молоко);

- А молока у человека нет? Тогда кошка привела человеку, кого? (корову).

- Как вы думаете, что кошка рассказала человеку о корове? (корова даст человеку мясо и молоко, из молока можно приготовить молочные продукты).

- Какие молочные продукты вы знаете? (сметана, йогурт, сыр, мороженое и т.д).

- Куда поселил корову человек? (в коровник).

- А коровника то нет, пришлось ему его строить. Тяжелые бревна таскает человек. И вот приводит кошка коня.

- Как вы думаете зачем? (чтоб лошадь помогала перевозить бревна человеку);

- А что ты еще, умеешь делать? спросил её человек (я буду тебе помогать пахать землю, возить тебя на своей спине и перевозить груз в телеге);

- Куда поселил лошадь человек? (в конюшню).

- Пришла зима, вышел человек на улицу, а на крыльце кто то лежит.

Послушайте загадку: Как у зайца длинное ухо. Сам комочек пуха.

Прыгает не очень ловко, Но любит, есть морковку (кролик).

- Как вы думаете, чем кролик может пригодиться человеку? (из шерсти кролика вяжут носки, варежки, шапки).

- Куда поселил кролика человек? (в крольчатник).

- Увидела кошка, что у человека нет валенок, и привела овцу.

- Как вы думаете зачем? (из шерсти можно вязать носки, кофты, катать валенки).

Куда поселил овцу человек? (человек поселил овцу в овчарню).

- Понравилось человеку жить рядом с животными, и однажды он сам себе привел козу.

А зачем? (коза даст молоко, шерсть и мясо).

- И поселил человек козу, где? (в сарай).

-Однажды видит человек, лежит кто-то в луже. Послушайте загадку.

Спереди пятачок. Сзади крючок.

Посередине спинка. А на ней щетинка (поросёнок).

- Куда поселил свинью человек? (в свинарник).

-А потом человек решил обзавестись птицами. А зачем? (это мясо, яйцо, из перьев можно сделать подушки).

- Получился у человека целый скотный двор. И стал он называть их как? (домашними).

А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка «Вышел кот погулять»

Дети стоят полукругом перед воспитателем, выполняют движение в соответствии с текстом.

Вышел кот погулять хочет с нами поплясать.

Вы скорее выходите вместе с котиком пляшите.

Раз - подняться, подтянуться,

2- согнуться, ног коснуться,

3- присесть,

4- прыгнуть,

5- тихонько спинку выгнуть,

6- на место тихо сесть.

Много животных развелось у человека, стал человек за ними ухаживать, кормить их.

III. Формирование лексико-грамматического строя речи.

- Проснется утром человек, и слышат, как зовут его животные, да все по-разному голос подают.
Д/И «Кто, как голос подает»

Дети становятся в круг. Я вам кидаю мяч, называю животное. Вы кидаете мяч обратно и говорите, кто как голос подает.

Кошка, что делает? (мяукает); баран - блеет; собака - лает; лошадь - ржет и т.д.

- Ребята, а как вы думаете, зачем животные звали человека? (животные хотели пить или есть).

Д/И «Кто чем питается»

Усвоение категории творительного падежа. Воспитатель называет животное, ребенок должен сказать, чем животное питается, подобрать соответствующую картинку и поместить картинку с кормом на игровом поле рядом с животным.

- Лошадь питается овсом, сеном;

- Собака питается мясом, костями.

- Кошка питается молоком и рыбой и т.д.

Воспитатель: прошло немного времени, и появились у животных детеныши. Ребята, а знаете ли вы название детенышей животных.

Д/И «Кто у кого»

Воспитатель предлагает ребенку взять картинку с изображением детеныша и поставить ее соответственно с картинкой его «мамы».

У кошки-котенок, у коровы - теленок, у свиньи - поросенок, и т.д.

- Решили животные поиграть в прятки, и стали прятаться за стогом сена.

Д/И «Кто хозяин»

Воспитатель показывает детям части тела домашних животных. Задает детям вопросы: чья морда? чей хвост? чья голова? чья грива?

Дети отвечают: это коровья морда, собачий хвост, кошачьи лапы, это лошадиная грива.

Подведение итогов НОД

А теперь ответьте на мои вопросы. Где мы с вами побывали? (мы были на ферме), мы узнали, чем питаются домашние животные и птицы.

Какая игра вам понравилась больше всего. Ну что ж ребята наше путешествие по ферме закончилось. Воспитатель благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.

14

 

Список литературы:

1. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). - М.:Мозайка-Синтез,2006.-160с.

2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР: Пособие для логопедов и воспитателей.-М.:Мозайка-Синтез,2006.-96с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе…

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Цель: дать детям представления о воздухе...

Зависимость от телефона. Что делать?

Зависимость от телефона. Что делать? Как же понять, что у ребёнка гаджет-зависимость? Телефон находится в руках ребенка слишком часто. Каждый раз, при...

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…

Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...

Читайте также

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации. Тема: «Картинки для…

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликацииТема: «Картинки для наших шкафчиков» (Средняя группа) Задачи: Образовательные: формировать умение определять замысел в соответствии с назначением...

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Сборник мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с…

Новые образовательные объединения педагогов и родителей в ознакомлении дошкольников с профессиями Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности...