Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием модульного дидактического пособия «Моя ферма»
Цель: расширить и обобщить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, жилищах.
Образовательные задачи:
- формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос;
- учить использовать в речи простые распространенные предложения;
- закрепить употребление существительных в творительном падеже единственного числа;
- закрепить в активной речи детей название детенышей домашних животных;
- тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц;
- совершенствовать грамматический строй речи (учить детей называть слова-действия).
Коррекционные задачи:
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры.
Воспитательные:
- воспитывать добрые отношения к животным, проявлять желание заботиться о них.
Тип занятия: занятие – экскурсия.
Формы организации совместной деятельности:
игровая -игровая ситуация, дидактическая игра;
Коммуникативная - беседа, вопросы к детям.
Форма занятия: групповая.
Продолжительность:30-35 минут.
Участники: дети старшей группы с ОНР.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в энциклопедии, отгадывание загадок про домашних животных, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы. Беседа «Как ухаживать за домашними животными».
Оборудование и материалы: игровое поле «Моя ферма»; картинки: домашних животных и их детенышей, корм и жилище.
Ход НОД:
I. Организационно-подготовительный
Воспитатель: ребята сегодня утром, когда я зашла в группу, увидела, что у дверей лежит посылка, давайте откроем её и посмотрим, что в ней находится.
В посылке лежит – модульное пособие, разворачивает игровое поле и размещает его на столе.
- Ребята как вы думаете, что изображено на картине? (похоже на изображение деревни или фермы).
- Скажите, кто живет на ферме? (Ответы детей.)
Интересно куда подевались все животные? Сегодня я вам расскажу одну историю о, том, как человек приручил животных. Хотите узнать, кто был первым? Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно.
II. Основная часть: Развитие диалогической речи. Беседа о домашних животных; их внешнем виде, пользе для человека. По ходу беседы на игровое поле выставляются картинки на подставках.
Воспитатель: Давным-давно жил был человек. Пришла однажды к нему кошка и говорит:
-возьми меня к себе жить;
-а что ты умеешь делать?;
- как вы думаете, что рассказала про себя кошка? (я буду ловить мышей, играть с твоими детьми).
- Где ты будешь жить? (я буду жить с тобой в доме).
Подумал человек и разрешил жить кошке рядом с ним. Однажды кошка привела в дом собаку, которая тоже хотела жить рядом с человеком.
- Что ты умеешь делать? спросил её человек.
- Как вы думаете, что собака рассказала человеку? (я буду охранять твой дом, помогать тебе на охоте).
- А какую ещё пользу приносят собаки человеку? (спасают людей из пожаров, помогают ловить преступников).
- Подумал человек и поселил собаку жить куда? (в конуру).
Ребенок выбирает картинку с изображением домика животного и размещает рядом с животным, правило применяем ко всем изображениям животных.
- Ребята а, что больше всего любит, есть кошка? (молоко);
- А молока у человека нет? Тогда кошка привела человеку, кого? (корову).
- Как вы думаете, что кошка рассказала человеку о корове? (корова даст человеку мясо и молоко, из молока можно приготовить молочные продукты).
- Какие молочные продукты вы знаете? (сметана, йогурт, сыр, мороженое и т.д).
- Куда поселил корову человек? (в коровник).
- А коровника то нет, пришлось ему его строить. Тяжелые бревна таскает человек. И вот приводит кошка коня.
- Как вы думаете зачем? (чтоб лошадь помогала перевозить бревна человеку);
- А что ты еще, умеешь делать? спросил её человек (я буду тебе помогать пахать землю, возить тебя на своей спине и перевозить груз в телеге);
- Куда поселил лошадь человек? (в конюшню).
- Пришла зима, вышел человек на улицу, а на крыльце кто то лежит.
Послушайте загадку: Как у зайца длинное ухо. Сам комочек пуха.
Прыгает не очень ловко, Но любит, есть морковку (кролик).
- Как вы думаете, чем кролик может пригодиться человеку? (из шерсти кролика вяжут носки, варежки, шапки).
- Куда поселил кролика человек? (в крольчатник).
- Увидела кошка, что у человека нет валенок, и привела овцу.
- Как вы думаете зачем? (из шерсти можно вязать носки, кофты, катать валенки).
- Куда поселил овцу человек? (человек поселил овцу в овчарню).
- Понравилось человеку жить рядом с животными, и однажды он сам себе привел козу.
А зачем? (коза даст молоко, шерсть и мясо).
- И поселил человек козу, где? (в сарай).
-Однажды видит человек, лежит кто-то в луже. Послушайте загадку.
Спереди пятачок. Сзади крючок.
Посередине спинка. А на ней щетинка (поросёнок).
- Куда поселил свинью человек? (в свинарник).
-А потом человек решил обзавестись птицами. А зачем? (это мясо, яйцо, из перьев можно сделать подушки).
- Получился у человека целый скотный двор. И стал он называть их как? (домашними).
А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка «Вышел кот погулять»
Дети стоят полукругом перед воспитателем, выполняют движение в соответствии с текстом.
Вышел кот погулять хочет с нами поплясать.
Вы скорее выходите вместе с котиком пляшите.
Раз - подняться, подтянуться,
2- согнуться, ног коснуться,
3- присесть,
4- прыгнуть,
5- тихонько спинку выгнуть,
6- на место тихо сесть.
Много животных развелось у человека, стал человек за ними ухаживать, кормить их.
III. Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Проснется утром человек, и слышат, как зовут его животные, да все по-разному голос подают.
Д/И «Кто, как голос подает»
Дети становятся в круг. Я вам кидаю мяч, называю животное. Вы кидаете мяч обратно и говорите, кто как голос подает.
Кошка, что делает? (мяукает); баран - блеет; собака - лает; лошадь - ржет и т.д.
- Ребята, а как вы думаете, зачем животные звали человека? (животные хотели пить или есть).
Д/И «Кто чем питается»
Усвоение категории творительного падежа. Воспитатель называет животное, ребенок должен сказать, чем животное питается, подобрать соответствующую картинку и поместить картинку с кормом на игровом поле рядом с животным.
- Лошадь питается овсом, сеном;
- Собака питается мясом, костями.
- Кошка питается молоком и рыбой и т.д.
Воспитатель: прошло немного времени, и появились у животных детеныши. Ребята, а знаете ли вы название детенышей животных.
Д/И «Кто у кого»
Воспитатель предлагает ребенку взять картинку с изображением детеныша и поставить ее соответственно с картинкой его «мамы».
У кошки-котенок, у коровы - теленок, у свиньи - поросенок, и т.д.
- Решили животные поиграть в прятки, и стали прятаться за стогом сена.
Д/И «Кто хозяин»
Воспитатель показывает детям части тела домашних животных. Задает детям вопросы: чья морда? чей хвост? чья голова? чья грива?
Дети отвечают: это коровья морда, собачий хвост, кошачьи лапы, это лошадиная грива.
Подведение итогов НОД
А теперь ответьте на мои вопросы. Где мы с вами побывали? (мы были на ферме), мы узнали, чем питаются домашние животные и птицы.
Какая игра вам понравилась больше всего. Ну что ж ребята наше путешествие по ферме закончилось. Воспитатель благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.
Список литературы:
1. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). - М.:Мозайка-Синтез,2006.-160с.
2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР: Пособие для логопедов и воспитателей.-М.:Мозайка-Синтез,2006.-96с.
Читайте также |
---|
Проект «Развитие связной речи посредством театрализации»
Проект «Развитие связной речи посредством театрализации» Продолжительность проекта: с 28.09.2019 по 09.10.2019 г. Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролево-игровой, творческий Участники проекта: воспитатели группы...
Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной…

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной безопасности» Дошкольный возраст (4-5) лет Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие...