Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием модульного дидактического пособия «Моя ферма»

Цель: расширить и обобщить представления детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, жилищах.

Образовательные задачи:

  • формировать умение вести диалог с педагогом, слушать и понимать заданный вопрос;
  • учить использовать в речи простые распространенные предложения;
  • закрепить употребление существительных в творительном падеже единственного числа;
  • закрепить в активной речи детей название детенышей домашних животных;
  • тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц;
  • совершенствовать грамматический строй речи (учить детей называть слова-действия).

Коррекционные задачи:

  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать у детей интерес к окружающему миру в процессе игры.

Воспитательные:

  • воспитывать добрые отношения к животным, проявлять желание заботиться о них.

Тип занятия: занятие – экскурсия.

Формы организации совместной деятельности:

игровая -игровая ситуация, дидактическая игра;

Коммуникативная - беседа, вопросы к детям.

Форма занятия: групповая.

Продолжительность:30-35 минут.

Участники: дети старшей группы с ОНР.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в энциклопедии, отгадывание загадок про домашних животных, просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы. Беседа «Как ухаживать за домашними животными».

Оборудование и материалы: игровое поле «Моя ферма»; картинки: домашних животных и их детенышей, корм и жилище.

 

Ход НОД:

I. Организационно-подготовительный

Воспитатель: ребята сегодня утром, когда я зашла в группу, увидела, что у дверей лежит посылка, давайте откроем её и посмотрим, что в ней находится.

В посылке лежит – модульное пособие, разворачивает игровое поле и размещает его на столе.

- Ребята как вы думаете, что изображено на картине? (похоже на изображение деревни или фермы).

- Скажите, кто живет на ферме? (Ответы детей.)

Интересно куда подевались все животные? Сегодня я вам расскажу одну историю о, том, как человек приручил животных. Хотите узнать, кто был первым? Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно.

II. Основная часть: Развитие диалогической речи. Беседа о домашних животных; их внешнем виде, пользе для человека. По ходу беседы на игровое поле выставляются картинки на подставках.

Воспитатель: Давным-давно жил был человек. Пришла однажды к нему кошка и говорит:

-возьми меня к себе жить;

-а что ты умеешь делать?;

- как вы думаете, что рассказала про себя кошка? (я буду ловить мышей, играть с твоими детьми).

- Где ты будешь жить? (я буду жить с тобой в доме).

Подумал человек и разрешил жить кошке рядом с ним. Однажды кошка привела в дом собаку, которая тоже хотела жить рядом с человеком.

- Что ты умеешь делать? спросил её человек.

- Как вы думаете, что собака рассказала человеку? (я буду охранять твой дом, помогать тебе на охоте).

- А какую ещё пользу приносят собаки человеку? (спасают людей из пожаров, помогают ловить преступников).

- Подумал человек и поселил собаку жить куда? (в конуру).

Ребенок выбирает картинку с изображением домика животного и размещает рядом с животным, правило применяем ко всем изображениям животных.

- Ребята а, что больше всего любит, есть кошка? (молоко);

- А молока у человека нет? Тогда кошка привела человеку, кого? (корову).

- Как вы думаете, что кошка рассказала человеку о корове? (корова даст человеку мясо и молоко, из молока можно приготовить молочные продукты).

- Какие молочные продукты вы знаете? (сметана, йогурт, сыр, мороженое и т.д).

- Куда поселил корову человек? (в коровник).

- А коровника то нет, пришлось ему его строить. Тяжелые бревна таскает человек. И вот приводит кошка коня.

- Как вы думаете зачем? (чтоб лошадь помогала перевозить бревна человеку);

- А что ты еще, умеешь делать? спросил её человек (я буду тебе помогать пахать землю, возить тебя на своей спине и перевозить груз в телеге);

- Куда поселил лошадь человек? (в конюшню).

- Пришла зима, вышел человек на улицу, а на крыльце кто то лежит.

Послушайте загадку: Как у зайца длинное ухо. Сам комочек пуха.

Прыгает не очень ловко, Но любит, есть морковку (кролик).

- Как вы думаете, чем кролик может пригодиться человеку? (из шерсти кролика вяжут носки, варежки, шапки).

- Куда поселил кролика человек? (в крольчатник).

- Увидела кошка, что у человека нет валенок, и привела овцу.

- Как вы думаете зачем? (из шерсти можно вязать носки, кофты, катать валенки).

Куда поселил овцу человек? (человек поселил овцу в овчарню).

- Понравилось человеку жить рядом с животными, и однажды он сам себе привел козу.

А зачем? (коза даст молоко, шерсть и мясо).

- И поселил человек козу, где? (в сарай).

-Однажды видит человек, лежит кто-то в луже. Послушайте загадку.

Спереди пятачок. Сзади крючок.

Посередине спинка. А на ней щетинка (поросёнок).

- Куда поселил свинью человек? (в свинарник).

-А потом человек решил обзавестись птицами. А зачем? (это мясо, яйцо, из перьев можно сделать подушки).

- Получился у человека целый скотный двор. И стал он называть их как? (домашними).

А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка «Вышел кот погулять»

Дети стоят полукругом перед воспитателем, выполняют движение в соответствии с текстом.

Вышел кот погулять хочет с нами поплясать.

Вы скорее выходите вместе с котиком пляшите.

Раз - подняться, подтянуться,

2- согнуться, ног коснуться,

3- присесть,

4- прыгнуть,

5- тихонько спинку выгнуть,

6- на место тихо сесть.

Много животных развелось у человека, стал человек за ними ухаживать, кормить их.

III. Формирование лексико-грамматического строя речи.

- Проснется утром человек, и слышат, как зовут его животные, да все по-разному голос подают.
Д/И «Кто, как голос подает»

Дети становятся в круг. Я вам кидаю мяч, называю животное. Вы кидаете мяч обратно и говорите, кто как голос подает.

Кошка, что делает? (мяукает); баран - блеет; собака - лает; лошадь - ржет и т.д.

- Ребята, а как вы думаете, зачем животные звали человека? (животные хотели пить или есть).

Д/И «Кто чем питается»

Усвоение категории творительного падежа. Воспитатель называет животное, ребенок должен сказать, чем животное питается, подобрать соответствующую картинку и поместить картинку с кормом на игровом поле рядом с животным.

- Лошадь питается овсом, сеном;

- Собака питается мясом, костями.

- Кошка питается молоком и рыбой и т.д.

Воспитатель: прошло немного времени, и появились у животных детеныши. Ребята, а знаете ли вы название детенышей животных.

Д/И «Кто у кого»

Воспитатель предлагает ребенку взять картинку с изображением детеныша и поставить ее соответственно с картинкой его «мамы».

У кошки-котенок, у коровы - теленок, у свиньи - поросенок, и т.д.

- Решили животные поиграть в прятки, и стали прятаться за стогом сена.

Д/И «Кто хозяин»

Воспитатель показывает детям части тела домашних животных. Задает детям вопросы: чья морда? чей хвост? чья голова? чья грива?

Дети отвечают: это коровья морда, собачий хвост, кошачьи лапы, это лошадиная грива.

Подведение итогов НОД

А теперь ответьте на мои вопросы. Где мы с вами побывали? (мы были на ферме), мы узнали, чем питаются домашние животные и птицы.

Какая игра вам понравилась больше всего. Ну что ж ребята наше путешествие по ферме закончилось. Воспитатель благодарит детей за старание, отмечает наиболее активных рассказчиков.

14

 

Список литературы:

1. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). - М.:Мозайка-Синтез,2006.-160с.

2. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР: Пособие для логопедов и воспитателей.-М.:Мозайка-Синтез,2006.-96с.



Новые публикации

Занятие по развитию речи в подготовительной группе. Тема «Семья -…

Занятие по развитию речи в подготовительной группе Тема «Семья - это важно» Цель: совершенствовать умение читать кроссенс. Задачи: учить находить связь между...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание»...

Читайте также

Проект «Развитие связной речи посредством театрализации»

Проект «Развитие связной речи посредством театрализации» Продолжительность проекта: с 28.09.2019 по 09.10.2019 г. Вид проекта: краткосрочный, групповой, ролево-игровой, творческий Участники проекта: воспитатели группы...

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе…

Конспект ОД по воспитанию патриотических чувств в первой младшей группе «День рождения флага России» Цель: Создание условий для формирования у детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной…

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Как дети научили Гномов правилам пожарной безопасности» Дошкольный возраст (4-5) лет Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие...

Читайте также

Календарный план на неделю «День победы»

Календарный план на неделю «День победы» Тема: «День победы» Цель: Познакомить детей с историей праздника 9 Мая; рассказать о Великой Отечественной войне; воспитывать...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Дидактическая игра «Развиваем творческое мышление с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ)

Дидактическая игра «Развиваем творческое мышление с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ) Задачи: - развивать умение составлять фантастические истории или сказки; - формировать понятие о...





В блогах

Факторы успешной адаптации ребенка к школе.

Подготовить старших дошкольников к обучению в школе - одна из главных задач воспитателей и психологов ,родителей. Многолетние наблюдения показывают, что сложности, которые возникают у большинства детей в первом классе, - это естественный и закономерный результат односторонней подготовки к школе и...

Мастер-класс

Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейротренажера « умная восьмерка», применение которого возможно в образовательном процессе ДОУ. Задачи: 1. Познакомить участников мастер-класса с использованием нейротренажера « умная восьмерка», способствующая умственному и физическому развитию дошкольников. 2. Повысить мотивацию к овладению...

Конспект родительского собрания «Изучаем не напрасно, что полезно, что опасно»

24 мая 2023 года в группе «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка состоялось родительское собрание.   Конспект родительского собрания «Изучаем не напрасно, что полезно, что опасно» Цель: повышение педагогической компетентности родителей по проблемам: Обеспечения безопасности жизнедеятельности; Повышение ответственности...

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей младшей группы.

Картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей детей. Тема  «Наш любимый детский сад» Дидактическая игра  «Какого цвета предметы в нашей группе» Цель: учить детей называть цвет с указанием признака. Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи. Ход игры. Воспитатель...