Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый день мы дышим воздухом, пьём воду, готовим пищу, используем все достижения цивилизации, в основе которых возобновляемые и не возобновляемые природные ископаемые. Не так давно население Земного шара перевалило за отметку в 8 млрд. человек. Все эти факты свидетельствуют о том, что очень скоро, в пределе 100 лет, человечество начнёт испытывать серьёзные проблемы с водой, воздухом, пищей и пр. Собственно это происходит уже сейчас. Всеми этими вопросами занимается экология. В просторечии под экологией часто понимается состояние окружающей среды, а под экологическими проблемами — вопросы охраны окружающей среды от воздействия на неё человека.

Можно ли разговаривать с детьми о проблемах, связанных с экологией? Не просто можно – нужно. Чем раньше, тем лучше. Попробуем рассмотреть в данной статье, как строить работу по воспитанию у дошкольников экологической грамоты.

  1. Рассказываем и показываем. На примере природы родного края (республика Башкортостан) формируем у детей понимание того, как прекрасна наша земля: реки, леса, горы, озёра – всё это большой дар природы людям. (Читаем рассказы, показываем картинки и небольшие фильмы 5-7 мин., рисуем, делаем поделки из природных материалов);
  2. Всё, что нас окружает, нуждается в заботе. Дошкольники уже вполне способны помогать в уборке территории д/с. Можно провести маленький субботник (10-15 мин.) (Сделать снимки: как было, как стало). У детей возникает чувство сопричастности к большому и важному делу. Кроме всего прочего - это элементы трудового воспитания.
  3. Природы даёт нам всё, чем мы пользуемся. Можно провести занятие на тему: «Откуда к нам «пришла» пластиковая бутылка?» Это занимательный рассказ с демонстрацией наглядных фото и видеоматериалов. Важно подчеркнуть необходимость утилизации использованных бутылок, бумаг, пищевых отходов. Потому что из отходов можно произвести новые вещи.
  4. Занимательная математика. На примере сравнения (пр. картинка: джинсы= бочка в 1000 л воды) можно показать, как природа помогает человеку одеться и обуться, испечь хлеб и накормить всех вкусной едой. Объяснить детям, что мы не можем обойтись без природы, а значит должны беречь и охранять её.
  5. Тематические игры (за основу можно взять сказку Сутеева «Теремок»), связанные с расширением знаний о животном мире. Именно животные, живущие рядом с человеком, пострадали от его деятельности больше всего. В этой связи необходимо формировать навыки правильного обращения с животными, в том числе и домашними. Объяснять, каким образом человек, животные, растения взаимодействуют друг с другом.

В рамках небольшой по объёму статьи невозможно охватить все виды деятельности по формированию экологической грамотности у детей дошкольного возраста. Важно делать это на постоянной основе, совмещая с другими занятиями. Проявлять комплексный подход в деле воспитания с самого раннего возраста.

Хочется отметить, что навыки экологической грамотности у детей нужно формировать вместе с родителями. Ни для кого не секрет: дети учатся и хорошему, и плохому у родителей. Только ответственное отношение к природопользованию позволит человеку продлить жизнь на нашей прекрасной планете. Вспомним недавнюю историю, когда 9-летний мальчик из Туймазов придумал специальные эко-боксы для батареек. Этот эпизод может служить всем детям примером того, что даже в столь юном возрасте можно делать полезные дела.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи…

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи Тема:...

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний…

Интерактивная игра для родителей дошкольников «Формирование основ безопасности в осенне-зимний период»

Читайте также

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины»

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины» (Подготовительная группа) Задачи: познакомить с понятием «витамины», «лекарства», закрепить знания о необходимости наличия витаминов...

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета…

Конспект НОД педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы «Планета доброта» Цель: развитие социальной компетентности, доброжелательности, умения трансформировать агрессивные тенденции в миролюбивые и...

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур»

Формирование элементарных математических представлений «В стране геометрических фигур» Возраст детей: 4-5 лет