Развитие мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Особенно это относится к детям, имеющим задержку психического развития. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

Мелкая моторика относится к высшим психическим функциям. Отклонения в развитии моторной сферы создают определенные трудности в учебной деятельности, а именно отрицательно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда.

У большинства детей с задержкой психического развития отмечается низкий уровень сформированности тонких движений пальцев рук, а также отставание в развитии общей моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества. У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность графомоторных навыков. Это мешает им в овладении навыков самообслуживания.

Дети с задержкой в развитии держат ложку в кулаке, не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки. Они испытывают трудности в работе с конструктором, мозаикой, пазлами. Неправильно держат ножницы в руках. Часто отказываются рисовать потому, что большинство детей плохо владеет карандашом, линии рисунка в основном получаются кривые, неточные и слабые. При выполнении любого задания, где требуется использование пальцев рук, у детей с задержкой в развитии наблюдается быстрая усталость и потеря интереса к данному заданию. Всё это говорит о необходимости целенаправленной специальной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

Исходя из актуальности выбранной темы, мною определена проблема: у детей с ЗПР недостаточно развита мелкая моторика и координация рук, поэтому нужно создать необходимые условия для обеспечения эффективности работы с детьми при помощи игр и игровых упражнений.

Цель: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для реализации цели поставила перед собой задачи:

  • Подобрать, изучить и проанализировать литературу;
  • Провести диагностическое обследование детей;
  • Пополнить развивающую предметно–пространственную среду играми с предметами на развитие мелкой моторики рук;
  • Разработать и реализовать перспективное планирование работы с детьми с ЗПР на основе интеграции разных видов деятельности;
  • Вовлечь родителей в работу с детьми;
  • Проанализировать эффективность проделанной работы.

Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с ЗПР вела три учебных года. На каждый год ставилась определенная цель:

  • 2017/18 уч.г. – развитие мелкой моторики руки через игровые упражнения (пальчиковые игры).
  • 2018/19 уч.г. – развитие мелкой моторики руки через дидактические пособия.
  • 2019/20 уч.г. - развитие мелкой моторики руки через использование нетрадиционных приемов рисования.

В начале учебного года мною была проведена диагностика по выявлению уровня развития мелкой моторики кисти рук. Я пользовалась диагностикой определения основных навыков рисования по тесту на определение развития точности движения по методике Г.В. Беззубцевой, Т.Н. Андриевской и диагностикой определения результатов развития точности движения руки детей по методике «дорожки» Л.А. Венгера. (Приложение 1, 2). В результате диагностики выяснилось, что у большинства детей мелкая моторика развита плохо, её развитие отстаёт от нормы. (Приложение 3). Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, некоторые дети неправильно держали карандаш, ложку и не умели пользоваться ножницами.

Свою работу начала с изучения необходимой литературы. Затем организовала развивающую предметно-пространственную среду группы, подобрала оборудование для реализации поставленных задач, создала набор пособий и игр с предметами, для развития мелкой моторики, двигательных координаций и тактильных ощущений.

Игры и игровые упражнения, которые помогают решить эту проблему можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры; самомассаж кистей и пальцев; игры с предметами; занятия по лепке, рисованию, аппликации; упражнения, развивающие графические навыки, штриховка, раскрашивание. Важно, работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, знакомством детей с окружающим и предметным миром, с привитием эстетических и нравственных норм.

При подборе игр и игровых упражнений придерживалась следующих принципов:

  • Подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку с ЗПР;
  • Развивающий характер обучения;
  • Систематичность и последовательность.
  • Деятельность ребёнка с ЗПР должна иметь положительную мотивацию, что приводит к успешности процесса обучения и развития.

В своей работе пользовалась следующими методами: словесными, наглядными, практическими.

Формы работы с детьми с ЗПР: специально – организованная (НОД), совместная, самостоятельная.

Игры с пальчиками являются наиболее эффективными в развитии мелкой моторики. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Во время игры ребёнок учится считать, осознаёт понятия выше и ниже, право и лево. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вначале дети испытывали затруднения в выполнении многих упражнений. При повторных проведениях игры дети начинали произносить текст частично. Постепенно текст разучивали наизусть, дети произносили его целиком, соотнося слова с движением. Разученные упражнения постепенно заменялись новыми.

Содержание пальчиковых игр целесообразно связывать с изучаемой на занятии лексической темой. Например, пальчиковая игра: «Мы капусту рубим» разучиваем во время изучения лексической темы «Овощи». С пальчиковой гимнастикой «Лодочка» знакомимся во время изучения лексической темы «Транспорт».

Оздоровительное воздействие на организм ребенка оказывают и пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В своей работе для массажа рук я использую шарики Су – Джок, которые приобретены на каждого ребенка. Поначалу для детей шарики Су-Джок были очень колючие, но в ходе систематической работы ребята с удовольствием массировали ладошки и пальчики несколько раз в день. Использование Су-Джок терапии в работе сопровождается художественным словом, когда каждое движение рук представляется в форме сказки или стихотворения. Отрабатывая движения и рассказывая сказку, ребенок развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам.

В комплекс "Пальчиковые игры" (приложение 4) я включила следующие виды игровых упражнений:

  • Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики необходимо стараться задействовать все пальцы рук. В начале, я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

  • Пальчиковые шаги.

Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты. Перед началом работы с пальчиковыми шагами я рекомендую взрослому попробовать упражнение самостоятельно, чтобы правильно подсказать ребёнку во время занятий. Я использую пособия "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём представлены варианты работы для левой и правой руки.

  • Самомассаж. Массаж с использованием шариков Су – Джок.

Самомассаж является одним из эффективных направлений по развитию мелкой моторики. Под действием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а так же под воздействием импульсов, идущих в кору головного мозга от двигательных зон, более благотворно развивается речевая функция. При обучении детей самомассажу используются массажные движения по ладоням и кистям рук (от кончиков пальцев к запястью). После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания и встряхивания рук. Эту работу провожу перед выполнением различных заданий в течение 1 минуты для того чтобы снять напряжение и подготовить пальчики к работе.

  • Игры с грецкими орехами.

Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Помимо катательных движений, орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

В своей работе пальчиковые игры я использую каждый день, включая их в режимные моменты и как часть занятия.

Приступая к работе, я опиралась на следующие принципы проведения игр:

  • Перед игрой необходимо обсудить с ребёнком её содержание, сразу при этом отрабатываются необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это позволит не только приготовить детей к правильному выполнению упражнения, но и создаст положительный эмоциональный настрой.
  • Взрослому нужно заучить текст.
  • Перед началом упражнения дети разогревают ладошки поглаживанием до приятного ощущения тепла.
  • Все упражнения выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, если не предусмотрено участие обеих рук, затем другой, а потом двумя руками одновременно.
  • Демонстрируем собственную увлечённость игрой.
  • Необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы рук.
  • Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
  • Каждое упражнение имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2–3 раза.
  • Любые упражнение будут эффективны только при регулярных занятиях.
  • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу, объём внимания ограничен, невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
  • Выбрав 2–3 упражнения, постепенно заменяем новыми.
  • Для лучшего усвоения к игре нужно подобрать соответствующую иллюстрацию. Создаётся зрительный образ. Сначала показываем ребёнку цветной рисунок и объясняем, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадёт.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами (дидактические пособия). В своей работе использую как готовые материалы (игрушки – вкладыши, шнуровку, мозаику и т.д.), так и подсобный материал. Используя бросовый и готовый материал, придумала разнообразные дидактические игры. Они учат составлять простые сочетания по заданию и по схеме, развивают мелкую моторику рук, совершенствуется глазомер, согласованность движений, учат концентрировать внимание на одном виде деятельности, стимулируют развитие процессов мышления, развивают усидчивость.

Их большое множество и с ними детям с задержкой в развитии интереснее играть и развиваться:

  • Сортировка, переборка круп (горох, фасоль, греча), выкладывание из круп различных изображений (сухой бассейн);
  • «Волшебные палочки». В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения использовала на индивидуальных занятиях по математике, конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.
  • Шнуровка. В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они отлично развивают мелкую моторику, к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Например: из куска линолиума вырезаю какой-то знакомый ребёнку объект (яблоко и листик и др., делаю по контуру с помощью дырокола отверстия. В эти отверстия дети просовывают шнурки. Так же можно пришнуровать один объект к другому (например: ёжик несёт яблоко). Ещё я обратила внимание на другой вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развитию глазомера и координации движения пальцев. Я изготовила «цветные коврики». Дети свободно подходят и занимаются плетением «коврика».
  • Мозаика. Геометрическая – мозаика. Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше использую мелкие фишки.
  • Игры с молниями и застёжками. Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.
  • Наматывание ниток на палочку, клубок (игры-моталочки);
  • Игры с резинками, «геометрик», с бельевыми прищепками;
  • Выкладывание цветных палочек Кюизенера, различные конструкторы;
  • Ловля рыбок ситом, ложкой, удочкой;
  • Игры с пуговицами, пробками от бутылок («Собери бусы», «Выложи рисунок по образцу»).

Игры с предметами и упражнения для развития мелкой моторики рук использую, как часть занятия, в течение дня в индивидуальной работе и в свободной деятельности детей. В ходе игр дети с ЗПР овладевают практическими навыками – учатся завязывать ленты, шнуровать, застёгивать пуговицы, заплетать косички и т.д., что пригодится им в дальнейшей жизни.

Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Для развития мелкой моторики у детей с ЗПР разработала перспективное планирование занятий по рисованию, с использованием нетрадиционных техник. Занятия осуществляются в игровой форме с помощью специально подобранных заданий. Перспективное планирование рассчитано на 14 занятий по 20-30 минут (приложение 5).

Содержание работы по данной теме отражает интеграцию всех образовательных областей:

  1. Область «Физическое развитие» - утренняя гимнастика, физминутки, физические упражнения, элементы самомассажа;
  2. Область «Художественно – эстетическое развитие» - детские поделки, рисунки, пальчиковые игры, логоритмические упражнения, различные игры с предметами;
  3. Область «Социально-коммуникативное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
  4. Область «Познавательное развитие» - использование счетного материала, ознакомление с окружающим миром, экспериментальная деятельность и т.д.;
  5. Область «Речевое развитие» - общение детей во время игровой деятельности, стихи, загадки, скороговорки, мирилки, дразнилки и т.д.

Учитывая огромное значение развития мелкой моторики для детей, задача педагогов - донести до родителей важность данной проблемы. Работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук проводиться в тесном контакте с родителями и специалистами детского сада. Это помогает быстрее достичь желаемых результатов.

Работу с родителями проводила по следующим направлениям:

  • Анкетирование «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (приложение 6);
  • Письменные консультации «Зачем нужны пальчиковые игры», «Развитие мелкой моторики у дошкольников с ЗПР как средство подготовки руки к письму», «Играем дома. Нетрадиционные игры с пуговками»; «Рисуем вместе с детьми. Нетрадиционные техники рисования» (приложение7).
  • Буклеты «Проведение речедвигательных упражнений в домашних условиях», «Самомассаж и шарики Су-Джок»;
  • Провела мастер–класс на тему: «Нетрадиционные пальчиковые игры» (приложение 8);
  • Познакомила с картотекой пальчиковых игр и игр с предметами;
  • В течение года организованы выставки игр и рисунков с детьми, участие детей в конкурсах.

В результате специально организованной и систематической работы у детей с ЗПР прослеживается повышение уровня развития мелкой моторики и координации движений рук, исчезла скованность движений. Дети знают и выполняют пальчиковые гимнастики, с желанием делают самомассаж, очень часто в свободной деятельности самостоятельно играют в игры с предметами. Дети правильно держат карандаш, кисточку. Могут обвести по трафарету контур простого изображения. Правильно пользуются ножницами, могут обрывать бумагу на кусочки, сминать маленькие комочки. Умеют застёгивать пуговицы.

В группе пополнена и обновлена развивающая предметно-пространственная среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр и упражнений для самомассажа, изготовлены игры с предметами, собран информационно-наглядный материал для родителей по данной теме.

 

Список литературы

  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
  2. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе. М.: Знание, 1994.
  3. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»/ И. А. Лыкова. ‒ М.: Цветной мир, 2011.
  4. Маркова Л. С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА» - 2005.
  5. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007.
  6. Нищева Н.В. Блокнот логопеда. Секреты развития мелкой моторики. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
  7. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,, 2014.
  8. Сухарева Г.Е. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990.
  9. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковые шаги». – СПб.: «Корона», 2007.
  10. Шевченко С. Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
  11. Хвиюзова Е.А. Продуктивная деятельность как средство развития творчества у дошкольников: метод.пособие – Архангельск: АО ИППК РО, 2010.

Интернет ресурсы:

1. Развитие мелкой моторики у дошкольников с задержкой психического развития как средство подготовки руки к письму https://interactive-plus.ru/e-articles/collection-20150219/collection-20150219-6715.pdf

2. Особенности развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста http://mosi.ru/ru/conf/articles/osobennosti-razvitiya-melkoy-motoriki-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

3. Картотека упражнений с Су – Джок шарами и кольцами https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartoteka_uprazhnenij_s_su_dzhok_sharami_i_kolczami/

4. Картотека упражнений с шариком Су – Джок по лексическим темам https://infourok.ru/kartoteka-uprazhnenij-s-sharikom-su-dzhok-po-leksicheskim-temam-4456311.html



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование Интеллект-карт в ДОУ

Использование Интеллект-карт в ДОУ Уважаемые коллеги, предлагаю материал, из которого вы сможете узнать, что такое интеллект-карта, чему она учит и что...

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки…

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушел» Цель: развитие коммуникативных навыков детей. Задачи: - Формировать...

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

План-конспект вечера развлечений в младшей группе «В поисках Колобка»

Читайте также

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Лесные…

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Лесные ягодки» Цель: 1.Учить детей различать по характерным призракам и называть 2...

ООД с элементами песочной терапии в подготовительной группе «Путешествие в…

ООД с элементами песочной терапии в подготовительной группе «Путешествие в Песчаную страну» Цель: создание эмоционального комфорта для детей. Задачи Образовательные: - закреплять навыки экспериментирования...

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет» Возраст: Дети старшего дошкольного возраста. Форма взаимодействия: групповая. Цель. Формирование знаний у детей о сервировке...