Консультация для воспитателей на тему: «Адаптация детей к детскому саду»

(Из личного опыта)

 

«… Твердо убежден, что есть качества души,

Без которых человек не может стать настоящим

воспитателем, и, среди этих качеств на первом месте –

умение проникнуть в духовный мир ребенка».

В.А. Сухомлинский.

 

Уважаемые коллеги! Под адаптацией в современной научной литературе понимают, как процесс привыкания или приспособления организма к новой обстановки. Адаптация ребенка к Детскому саду — это сложный период не только для ребенка, но и для родителей и нас воспитателей. Задача педагога не растеряться, а тщательно подготовиться к этому. Для этого необходимо:

  1. Примерно в конце мая месяца провести родительское собрание, на котором вы должны дать рекомендации родителям «Как избежать малышу трудности привыкания к новой обстановке». (Приложение к консультации №1).

А что делать, если родительское собрание проходит в августе?

Для этого необходимо, сказать, что мы надеемся, на то, что многие родители готовили ребенка в детский сад, примерно, по такой схеме и рассказать эти же рекомендации.

Родителям, которые не присутствовали на собрании, можно переслать информацию, через электронную почту.

  1. Повторить возрастные особенности детей этого возраста и тщательно изучить анкету «Давайте познакомимся!», которую родители заполнят на первом собрании (Приложение №2), где родителями прописаны особенности ребенка - привычки, любимые игры, занятия, увлечения и другие особенности подрастающей личности. Эти знания помогут нам, найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
  2. Создать условия для самостоятельно-игровой деятельности детей, а также организационной образовательной деятельности, которая обеспечит формирование комфортных условий для развития социальных взаимодействий с детьми и взрослыми.
  3. Сделать подборку игр и игрушек по возрастным особенностям детей. (Программа.) Ведь умение организовать деятельность имеет огромное значение, но не всегда удается ее осуществить в полном объеме, так как во время адаптации возникают непредсказуемые моменты (например, плачут 2-3 ребенка, не успокаиваются; переодеть нужно ребенка, а может и не одного; и другие причины; отвлекающий момент - родители постоянно пишут в ВАЦАПЕ, звонят или вообще сидят в раздевалке и через 5 минут заглядывают в группу).

- Поэтому, рекомендую иметь в своем «репертуаре» 2-3 подвижные игры. С помощью которых, можно организовывать весь день. Например, игра «Паровоз» помогает нам возить детей везде в течении дня – и руки мыть, и на прогулку, и в гости к «Зайке» все, что вы придумаете, чтобы организовать детскую деятельность.

- Знать 2-3 пальчиковые (музыкальные) игры, такие как «Похлопаем в ладоши…», «Мамины помощники» (изображают - шьют, подметают, гладят, вешают белье) и другие.

- Использовать в своей практике, такой прием как обыгрывание игрушки. Например, к детям пришел с утра в группу «Петрушка», он с детьми здоровается; занимается, делает с ними зарядку; хвалит детей; замечает, если кто-то нарушает правила и многое другое.

Если мы заметили, что ребенок делает не так, как нужно, то эту ситуацию можно обыграть. Можно взять игрушку, например, медведя и сказать детям, что мишка забыл правило поведения за столом, давайте напомним ему и вместе с детьми вспоминаем, и обращаем внимание на «нарушителя порядка», смогли ли мы на него повлиять косвенно. Если и это не помогло исправить ситуацию, то подходим и работаем индивидуально, опять-таки используя медведя, где говорим, что мишка уже умеет правильно сидеть, и ты тоже умеешь, покажи, как и повторяешь эти правила поведения.

- Обязательно делайте с детьми зарядку и желательно если она будет музыкальная или тематическая (например, «Зайки», «Птички», «Мишки», «Часики») – это один из организационных моментов, помогающих собрать детей, привлечь внимание, отвлечь детей от мысли о маме, о доме.

- Привлечь детей к мытью рук, можно с помощью мини-мастер-класса воспитателя для детей «Мыльные перчатки» или использовать это в образовательной деятельности с детьми (включил воду, намочил их, взял мыло и намылил внутреннюю часть рук, затем – внешнюю сторону рук, пальчики и сделали манжеты – получились мыльные перчатки – этот прием очень нравиться детям).

  1. В договоре для родителей прописано то, что родители имеют право находиться в группе в течении 10 дней. Мы же считаем, что это может только задержать период адаптации ребенка к детскому саду, к воспитателю; будет отвлекать других детей и нам создается дискомфортная ситуация. Что делать, если всё-таки эта ситуация произошла? Лично я разрешала родителям находиться в группе, если ребенок адаптировался с трудностями или вообще отказывался заходить в группу (не отрывать же его от мамы). Но предварительно договаривалась с мамой, что ее нахождение в группе предусматривается как помощь воспитателю и ребенку, в том, чтобы он привык к педагогу, к детям, к группе, к выполнению режима.
  2. Еще нам необходимо, добиться доверительного отношения с родителями. Они должны спокойно идти на работу, зная, что оставили ребенка, на человека, который будет с детьми играть, ухаживать, уделять внимание каждому, замечать индивидуальные особенности в развитии ребенка и многое другое. Ведь многие думают, что в детском саду очень легкая работа – воспитатели ничего не делают.

Что нужно для того, чтобы добиться доверительного отношения от родителей?

Нам необходимо развеять мифы об адаптации ребенка к детскому саду: «адаптация к детскому саду проходит трудно и мучительно, и родители боятся, что у них будет тоже самое; дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят; у ребенка, который начинает ходит в детский сад портится характер, он становится просто невыносимым.»

Понятно, что нужно для этого показывать свою работу родителям. А как они ее увидят если их в группе нет! В этом нам помогает привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада, группы; к участию в открытой образовательной деятельности и как участников, и как приглашенных зрителей.

7. Когда родители пришли за ребенком, вы должны рассказать ему о том, что происходило в его отсутствие.

- вначале рассказать о хорошем, что было ребенку интересно, чем занимался, с кем общался;

- потом можно сказать о том, что не получалось, или стеснялся, или растерялся, или упрямился ребенок в общении.

В заключении мне бы хотелось сказать, все у вас получиться отлично, если вы любите свою работу, детей, свою Родину и хотите помочь вырастить достойное, самостоятельное, развитое поколение.

 

Приложение №1

Рекомендации родителям детей, поступающих в дошкольное учреждение.

- В течении лета перестройте режим ребенка так, чтобы он начал просыпаться за час-полтора до того, как нужно выходить из дома в детский сад.

- Научить детей самостоятельной гигиене в туалете, приучите его отправлять естественные потребности в одно и тоже время (лучше рано утром).

- Максимально приблизите меню вашего ребенка к детсадовскому, следите, чтобы малыш не перекусывал между едой.

- Закаливайте ребенка (ходьба босиком, водные процедуры, воздушные ванны и другое), это поможет укрепить не только иммунную, но и нервную систему малыша.

- Примерно за месяц до того, как ребенок пойдет в детский сад, ограничьте время пребывания рядом с ним.

- Создайте ситуации, когда ребенок сам захочет, чтобы мама отлучилась на некоторое время (сделать маме сюрприз, выполнить ее поручение); формируйте необходимые навыки общения с другими детьми: научите малыша здороваться с группой детей, предлагать сверстникам свои игрушки, попросить разрешение играть с ними, правильно реагировать на отказ.

- Приучайте ребенка брать с собой только те игрушки, которые он готов поделиться с другими детьми.

- Рассказывайте ребенку о детском саде, объясняйте, что изменится в его жизни, сходите вместе в детский сад, обращая его внимание на новый маршрут.

- Говорите, что очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.

- Не усложняйте проблему – старайтесь не обсуждать при ребенке возможных затруднений и негативных изменений, которые могут произойти в жизни семьи.

- Не приукрашивайте ситуацию – малыш может приобрести неправильную установку и горько разочароваться в первый же день пребывания в детском саду.

- Старайтесь относиться к переменам в вашей жизни как к необходимости, но не напоминайте каждый день ребенку о том, что его ждет.

- В первый день сразу не уходите, побудьте немного с ребенком, лучше, если он сам вас отпустит.

- Приходите в детский сад чуть позже – не нужно, чтобы ребенок был свидетелем чужих слез при расставании с мамой.

- Расспрашивая ребенка, как он провел день в детском саду, задавайте точные и конкретные вопросы, тогда он почувствует, что жизнь дошкольного учреждения вам близка и понятна, и захочет, чтобы вы приняли в ней участие.

 

Приложение №2

Анкета «Давайте познакомимся!»

Мы рады видеть вас и вашего ребенка в нашем детском саду. Надеемся, что малышу здесь будет уютно, весело и интересно. Ответив на все вопросы анкеты, вы поможете воспитателю узнать ваших детей поближе, найти к ним подход и легко детям адаптироваться к новой обстановке.

1. Ф. И. О. ребенка ___________________

2. Дата рождения ___________________

3. Домашний адрес, телефон _________________

4. Состав семьи_________ Какой ребенок по счету в семье? __________

5. Мать

Ф. И. О., год рождения _________________

Образование, специальность ________________

Место работы, телефон, рабочий телефон ____________

6. Отец

Ф. И. О., год рождения _______________

Образование, специальность ____________

Место работы, телефон, рабочий телефон _____________

7. С кем проживает ребенок ____________

8. Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его воспитании ______________

9. Как вы называете своего ребенка (его любимое имя) ____________

10. К кому из членов семьи ребенок больше привязан __________

11. Часто ли ребенок болеет (причина), какие заболевания, травмы перенёс ______________

12. Основные виды игр и занятий дома ____________

13. Легко ли рассмешить ребенка ____________

14. Какие игрушки любит, кто их убирает ____________

15. Любимая пища __________

16. Нелюбимая пища ____________

17. Есть ли у ребёнка аллергия (на что) __________

18. Как ребенок просыпается утром: (нужное подчеркнуть)

 а) активен, в хорошем настроении б) с капризами

19. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо детские развлекательные учреждения _______

20. Как ребенок взаимодействует с детьми в игре (нужное подчеркнуть)

а) активен, лидер б) легко присоединяется к играющим в) испытывает трудности.

21. Любимые занятия, интересы:

а) лепка, рисование, конструирование б) подвижные игры, физическая активность

в) книги, познавательные игры г) другое ____________

22. Часто ли капризничает ваш ребёнок? _____________

23. Что может вызвать гнев у ребёнка? __________

24. Наказываете вы ребенка? Если да, то как? ____________

25. Какие меры поощрения вы применяете _____________

 26. Кто занимается воспитанием ребёнка? _________

27. Кто гуляет с ребёнком? _____________

28. Кто будет забирать ребёнка из детского сада? ___________

29. Что ждёте от детского сада? _____________

30. Какие дополнительные сведения о ребёнке должен знать воспитатель? ______________

31. Ваши пожелания _________________

 

Используемая литература:

  1. Т.В. Костяк «Психологическая адаптация ребенка в детском саду», 2008. – 176 с.
  2. Интернет ресурсы.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в…

Конспект открытого интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в младшей группе №2 «Пчёлка». Тема: «Весна» Цель: дать детям представление о...

Педагогический проект «Коми орнамент»

Педагогический проект «Коми орнамент»

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...

Читайте также

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста

Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста Аннотация. Данная статья посвящена проблеме изучения взаимосвязи стиля детско-родительских отношений и...

Игры с мячом в работе педагога-психолога

Игры с мячом в работе педагога-психолога Мяч один из любимых инструментов в моей работе с детьми дошкольного возраста. Это связано с...