Сайт для воспитателей детских садов



Из опыта работы по формированию фразовой речи у дошкольников с нарушением интеллекта

 

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и т.д. Мы видим, что развитие связной речи и в этом документе является важнейшей составляющей речевого развития [7].

Одним из этапов развития связной речи является формирование фразовой речи, которая подразумевает употребление разнообразных частей речи, последовательную взаимосвязь их в предложении, логико-смысловую наполняемость. По определению Л.М. Райской, предложение – это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью [цит. по 5].

В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, отмечали, что самостоятельная фразовая речь аккумулирует в себе все достижения дошкольника в овладении родным языком, его звуковой стороной, словарным составом, грамматическим строем [2,3].

Усвоение фразовой речи и правильного употребления слов во фразе происходит не сразу, отмечает А.Н. Гвоздев, некоторыми речевыми категориями дошкольники овладевают раньше, некоторыми значительно позднее. Последовательность овладения различными типами фраз у детей с нормальным речевым развитием происходит с учетом общих закономерностей и взаимосвязей [1].

Первый год жизни ребенка характеризуется наличием основ будущей фразовой речи, которые закладываются в процессе непосредственного эмоционального общения ребенка с матерью. На это указывала в своих работах М.И. Лисина. На основе понимания, сначала очень примитивного, начинает развиваться активная речь детей [4].

Элементарная фразовая речь формируется я концу второго года жизни. Она включает в себя 2-3 слова, выражающие просьбу требование в утвердительной форме, при котором главное слово стоит на первом месте («мама, дай», «папа, иди», «Мане одеть»). Сроки появления фразовой речи различны, и зависят от генетических, интеллектуальных факторов, состояния слуха, зрения, условий воспитания и др. А.Н. Гвоздев отмечает, что если возрасте 2, 5 лет у ребенка не появляется элементарная фраза, то темп речевого развития ребенка начинает отставать от нормы.

В возрасте после трех лет фраза дошкольника состоит уже из 4-6 слов, в составе фразы присутствуют предлоги, союзы. Ребенок в возрасте после 4 лет начинает использовать сложноподчиненные и сложносочиненные предложения [1].

Ф.А. Сохин указывал, что между формированием фразовой речи и умственным развитием дошкольника прослеживается тесная связь. Чтобы сформулировать фразу, рассказывая о чем-либо, необходимо ясно представлять объект рассказа, уметь отбирать языковые средства, анализировать свойства и качества предмета, явления, устанавливать причинно-следственные связи, временные отношения между предметами и явлениями и др [6].

Я работаю с дошкольниками, имеющими умственную отсталость легкой степени. Становление речи у данной категории детей осуществляется своеобразно и с большой задержкой. Для их речи характерны выраженные трудности формирования фразы, выраженный аграмматизм речи, что влечет за собой невозможность связно рассказать о каком – либо явлении или событии. В связи с вышеизложенным, формирование умения строить предложение является обязательным подготовительным этапом целенаправленной работы по обучению умственно отсталых дошкольников связной речи. Данному направлению работы я уделяю очень большое внимание и хочу представить некоторые игры, которые использую в работе с детьми.

Игра «Что это? Вижу…»

Содержание игры: Сначала ребенок называет картинку-глагол (середина страницы) и пальчиком ведя по стрелочке к предметной картинке, называет сочетание слов. Например, ВИЖУ (кашу). КУПИЛА (собаку, телегу и т.д.). Обращаем внимание на четкое произнесение окончаний.

Игра «Один-много»

Содержание игры: Сначала ребенок называет один предмет со словом «Это» (это туча), затем, ребенок называет множество предметов (это тучи).

Игра «Третий лишний»

Содержание игры: Ребенку предлагаются три картинки с простым сюжетом. Например, девочка моет куклу, девочка моет посуду, папа моет машину. Ребенок составляет предложение по каждой из картинок, затем, ему нужно сказать, какая картинка лишняя. Картинный материал подбирается так, чтобы картинки отличались либо действием, либо субъектом действия.

Игра «Четвертый лишний»

Содержание игры: Для проведения этой игры я использую пособие И.С. Кривовяз «Играем с глаголами». Ребенок должен составить предложения по всем четырем картинкам и сказать, какой действие лишнее.

Лото «Действия»

Содержание игры: Ребенку предлагается большая карта, в центре которой нарисован предмет, выполняющий какое-либо действие (пароход плывет, например). Даются ряд маленьких карточек, ребенку нужно подобрать картинки с аналогичным действием, составить предложение. Играть могут несколько человек. По аналогии можно провести игру, когда в центре большого листа располагается пиктограмма того или иного действия, необходимо подобрать картинки, изображающее соответствующее действие.

Игра «Что дает? Что везет? Что несет?»

Содержание игры: Ребенку предлагается большая карта, на которой, например, нарисован мальчик, везущий на веревочке машинку. Так же предлагаются несколько предметных картинок. Например, зайка, белочка, мишка. Ребенку предлагают ответить на вопрос: «Кого везет мальчик?» и показывают картинку белочки. Ребенок должен составить предложение: «Мальчик везет белочку».

Игра «Фразовый конструктор на кубиках»

Содержание игры: Для данной игры необходимы несколько кубиков, первый кубик с наклеенными на поверхность пиктограммами, обозначающими действия. На поверхности второго кубика наклеиваются различные субъекты действия. Допустимо использовать еще один кубик с изображениями предметов еды или питья, в случае, если выпадает пиктограмма «ест» или «пьет». Ребенку предлагается бросить кубики и составить предложение.

 

Список использованной литературы:

  1. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса/А.Н. Гвоздев – М.: Комкнига, 2005 – 420 с.
  2. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В. П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
  3. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова. – М.: Просвещение. 2005. – 113 с.
  4. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении/ М.И. Лисина. - СПб.: ПИТЕР, 2009.- 320 с.
  5. Мартинович, Г.А. Методические рекомендации и учебные задания по курсу «Современный русский литературный язык. Словообразование» / Г.А. Мартинович.- СПб.: СПбГУП, 2000. – 64 с.
  6. Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф. А. Сохин.- СПб.: Речь, 2009. – 212 с.
  7. Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении ФГОС ДО» / М.: Перспектива, 2014. - 32 с.
0 Плохо0



Добавить комментарий


Читайте также

Методические разработкиРабота с родителямиПроектная деятельность



Вход на сайт


Комментарии

  • Анжела
    Игра "Цветик-разноцв етик"

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Лариса Геннадьевна! Понравилось, что на занятие использовали интересный речевой и дидактический ...

    Подробнее...

     
  • Анна
    Лариса Геннадьевна, здравствуйте! Спасибо за интереснейшее занятие!!! Как я понимаю, Вы используете в ...

    Подробнее...

     
  • Грануш
    hranush1971@mail.ru

    Подробнее...

     
  • ольга урванцева
    Очень понравилась презентация.

    Подробнее...

Добавить статью на сайт