Музыкальное занятие «Военные песни – далёкие и близкие»

Цель: познакомить детей с лучшими образцами военных песен, разъяснить детям, как с помощью средств музыкальной выразительности достигается то или иное настроение, выражаются патриотические чувства.

Задачи:

  1. Развивать эмоциональную отзывчивость на песни Великой Отечественной войны: побуждать различать настроение, эмоции, характер песни, отмечать наиболее выразительные, яркие интонации (тревожные, печальные, радостные), учить сравнивать их, находить сходство с интонациями других песен.
  2. Воспитывать патриотизм и чувство уважения к мужеству и героизму людей в годы ВОВ.
  3. Активизировать слуховую и зрительную память.
  4. Развивать речь, пополнять ее новыми словами и выражениями.

Оборудование: запись песен «Прощание славянки», «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», «Катюша», «Синий платочек», «День Победы», ноты песни «Катюша», разноцветные платочки: зеленый, желтый, красный, синий, видеоролик к песне «День Победы».

 

Ход занятия.

Звучит песня «Прощание славянки», дети торжественным маршем входят в зал.

Муз. рук. Наше занятие будет посвящено песням военных лет

Какие песни фронтовые минувшей созданы войной!

В них чувства трепетно-живые встают безудержной волной.

Она сильна, ей правды хватит еще на много лет вперед, -

Она и нас с собой подхватит, на самый гребень вознесет.

И надо всем как в поднебесье, посмотришь - Родина видна,

Что и для тех, из давней песни, и для поющих нас — одна.

(Н. Веселовская.)

- А как вы понимаете выражение «Песни военных лет»?

Предполагаемые ответы детей: Это песни, которые сочинили и исполняли во время Великой Отечественной войны.

Муз. рук. Совершенно верно! Песни военных лет… Вы знаете, что 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу Родину. Все встали на защиту своей страны. Воевал весь наш народ – воевала и песня. Что это значит? Это значит то, что песня помогала солдатам идти в бой, придавала силы, а в минуты отдыха песня позволяла сделать передышку, вспомнить дом, родных. Песни делили вместе с воинами горести и радости, подбадривали бойцов веселой шуткой, грустили вместе с ними о разлуке с родными. Во имя Победы песни помогали переносить голод и холод, давали народу силы выстоять и победить. Сколько их, прекрасных и незабываемых песен и стихов военных лет. И у каждой своя история, своя судьба.

- Ребята, как называется человек, который сочиняет музыку?

Предполагаемый ответ детей: Композитор.

Муз. рук. В песне кроме музыки есть ещё слова. Кто пишет стихи?

Предполагаемый ответ детей: Поэт.

Муз. рук. Первая песня Великой Отечественной войны называется «Священная война», написанная композитором Александровым и поэтом В. И. Лебедевым –Кумачом. Она была необходима в эти грозные годы.

Слушание 1 куплета песни «Священная война».

Муз. рук. Песня «Священная война» - «главная песня Великой Отечественной войны», песня-воин. Так её называют. Итак, на третий день войны 24 июня 1941 года появилась эта песня. Песню «Священная война» пели для уходящих на фронт бойцов.

Муз. рук. Ребята, расскажите, о чём поётся в этой песне?

Предполагаемые ответы детей: О том, что началась война. Всех призывают встать на защиту Родины.

Муз. рук. А хотелось ли вам веселиться и танцевать? И какие движения вам хотелось делать?

Предполагаемый ответ детей: Маршировать.

Муз. рук. Ребята, а давайте будем маршировать!

Дети маршируют, звучит «Священная война». Затем присаживаются на свои места.

Муз. рук. Истории создания песен различны. Вот послушайте другую. Советский поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жёны, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 г, в суровых снегах Подмосковья родилась знаменитая песня «В землянке». Давайте её послушаем.

Слушание 1 куплета песни «В землянке».

Муз. рук. Ребята! Песня была весёлая или грустная?

Предполагаемые ответы детей: Грустная, печальная, задушевная.

Муз. рук. О чём в ней рассказывается?

Предполагаемые ответы детей: о том, как боец вспоминает свою любимую

Муз. рук. Конечно, верно. Слушая эту песню, солдаты вспоминали своих близких. В годы войны были необходимы песни не только, которые поднимали на защиту Родины, но и которые напоминали о родном доме, о близких людях. «Согревали» души людей в моменты затишья боёв.

Муз. рук. Ещё одна лирическая песня, с которой мы познакомимся, называется «Тёмная ночь». Написал её композитор Н. Богословский и поэт В. Агатов. Эта песня из кинофильма «Два бойца». В 1943 году режиссёр Л. Луков, работая над фильмом, задумался, как снять эпизод, где солдат пишет письмо домой. Ему пришла мысль, что песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. За несколько часов была написана музыка и созданы легендарные стихи.

Слушание первого куплета песни «Тёмная ночь».

Муз. рук. Эта песня очень задушевная. Для кого солдат поет свою песню?

Предполагаемые ответы детей: для родного человека, для жены.

Муз. рук. Какой характер этой песни?

Предполагаемые ответы детей: грустный, тоскливый

Муз. рук. Она выражает душевное состояние солдата, его думы о родном доме, о любимой, о вере в победу и возвращение домой.

Муз. рук. Одной из самых популярных песен военной поры стала «Катюша». Авторы песни М. Блантер и М. Исаковский. Эта песня, которая в годы войны стала всенародной героиней. Появилась она за три года до начала войны. Это лирическая песня о верности пограничника и о любви к пограничнику. Её с удовольствием пели до войны и молодые, и старые, пели дома и на демонстрациях, тихо и громко. В годы войны её запели с глубоким и тревожным чувством. Ласковое имя «Катюша», выйдя из песни, зазвучало грозно. Её именем народ окрестил самое мощное оружие тех лет - гвардейские минометы. Эту песню мы с удовольствием поём и в наши дни. Давайте сейчас её исполним.

Дети поют песню «Катюша»

Муз. рук. Песни военных лет звучат и сегодня... Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Ребята, давайте поиграем в игру «Разноцветные платочки». У меня в руках находятся платочки разного цвета, каждый цвет указывает на выполнение определенного действия по сигналу (платок вверху): зеленый – маршировать; желтый – молчать; красный – кричать «Ура!»; синий – хлопать в ладоши.

Дети играют в игру «Разноцветные платочки».

Игра оканчивается на синем платочке.

Муз. рук. Молодцы, вы были очень внимательными. А скажите, какой платочек (по цвету) я подняла последним? А знаете ли вы, что есть очень известная песня военных лет, которая так и называется «Синий платочек».

У этой песни очень интересная история, ведь у нее не только были разные исполнители, у нее менялись даже слова (каждый исполнитель вносил свои изменения). Эту песню раньше даже запрещали петь, но она все равно осталась навсегда в числе лучших произведений песенного жанра тех лет.

Слушание первого куплета песни «Синий платочек»

Муз. рук. До сих пор в торжественные дни годовщин Победы по радио и телевидению, а часто в кругу семьи звучат песни военных лет: грустные, задушевные, иногда — веселые. Чаще всего люди слушают эти песни со слезами на глазах...

Муз. рук. Все дальше в историю уходит Великая отечественная война. Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые не лежали в окопах, не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Одной из таких песен, является песня, написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым «День Победы!». Без этой песни не обходится ни один праздник Великой Победы.

Показ видеоролика «День Победы».

Муз. рук. О чем говорится в песне? (О победе, о гордости и «радости со слезами на глазах».)

Муз. рук. Какая она по характеру?

Предполагаемые ответы детей: бодрая, энергичная

Муз. рук. На что похожа эта песня?

Предполагаемые ответы детей: на военный марш

Муз. рук. Это победная, торжественно-печальная песня.

Муз. рук. На этом, ребята, мы заканчиваем наше занятие. Спасибо за то, что вы так внимательно меня слушали и за ваше активное участие в занятии. Спасибо за внимание! Пойте и слушайте хорошую музыку! До свидания!

Звучит песня «День победы», дети торжественно обходят зал, возвращаются в группу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие «На Ферме»

Дидактическое пособие «На Ферме» (Разнофактурный коврик) Игра рекомендована для дошкольников от 2 до 6 лет. По образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...

Утренник без стресса

Утренник без стресса Малыш объявляет, что будет на утреннике Снежинкой или Зайчиком. Для крохи это событие, а для родителей — сплошь...

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Читайте также

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор?

Экологический проект «Батарейки – это опасный мусор? Катастрофическое ухудшение экологической обстановки – одна из самых актуальных проблем современности. Специалисты во всём...

Педагогически проект «Планета и Мы»

Педагогически проект «Планета и Мы» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Планета и Мы Вид проекта Учебно-познавательный, творческий Актуальность проекта В современном мире познание ребенком окружающей его природы...

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом…

Конспект НОД по сенсорному развитию в группе со сложным дефектом развития на тему «Молочные продукты» Цель: формировать у детей представление о пользе...