Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы — россияне»

Цель: формирование гражданско-патриотических чувств.

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, знать названия народных промыслов, воспитывать любовь к Родине, развивать связную речь.

Форма проведения: викторина.

Предварительная работа:

  • Беседы: «Моя Россия», «Государственные символы», «Народные промыслы», «Главный город страны». 
  • Рисование на эти темы.
  • Дидактические игры: «Выложи флаг», «Четвертый лишний», «Узнай герб России».
  • Просмотр видео роликов.

Словарная работа: Россия, Родина, россияне, президент, символы, двуглавый орел, Георгий Победоносец, скипетр, держава, паспорт, миролюбивый народ, народные промыслы.

Материалы и оборудование: ТСО: проектор, экран, муз. центр, ноутбук, 2 магнитные доски. Изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, жетоны, сундучок, изделия народных промыслов.

 

Ход занятия

Звучит песня «С чего начинается Родина…»

Дети заходят, становятся полукругом.

Воспитатель: Сегодня у нас не обычное занятие, а викторина на тему «Наша Родина - Россия». В игре участвуют две команды, оценивать игру будет жюри. Команды поприветствуйте друг друга.

Команда «Васильки»:

Ребенок:

Василек – цветок России,

Он, как небо, синий, синий,

Любит русская душа

Васильковые глаза.

Команда «Ромашки»:

Ребенок:

Мы – ромашковое поле,

Символ русского раздолья.

Но совсем не горячи

Ромашки белые лучи.

Команды садятся за столы, на котором стоят цветы (символы команды).

Воспитатель. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете, что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна)

Конкурс 1 «Разминка»

Воспитатель. Давайте начнем нашу викторину с разминки. Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

Команды поочерёдно отвечают на вопросы, если нет ответа в течении пяти секунд, то отвечает другая команда и получает жетон.

1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)

2. Как называется место, где родился и вырос человек? (Родина)

3. Как называются жители нашей страны? (Россияне.)

4. Какой город является столицей нашего государства? (Москва.)

5. Кто является главой государства? (Президент)

6. Кто является президентом нашей страны?.. В.В. Путин

7. Какой документ имеет гражданин России… Паспорт

8. Какая самая известная река России? (Волга.)

9. Какое дерево является символом России? (Берёза)

10.Как называется государственный символ, на котором изображен двуглавый орёл? (Герб)

11. Какой символ нашего государства называют триколором? (Флаг)

12, Как называется торжественная песня, исполняемая в особо торжественных случаях? (Гимн)

Звучит гимн России

Воспитатель. Молодцы, начинаем нашу игру.

Конкурс 2. «Государственные символы»

Воспитатель. Команды должны выложить флаг и герб России. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнила задание.

Конкурс №3 «Домашнее задание».

Воспитатель. А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине.

Песня В.Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Необъятная страна. В.Степанов

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть.

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Конкурс № 4 «Художественный».

Вед: Я приглашаю капитанов команд к мольберту. Они получат задание – нарисовать достопримечательности нашей столицы. Игроки должны отгадать, что нарисовал капитан другой команды и рассказать об этом объекте. (Спасская башня Кремля, царь пушка, царь колокол, красная площадь).

Воспитатель. Молодцы ребята. Вы, наверное устали, давайте немного отдохнём.

Физминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие (присаживаемся на корточки)

Степи широкие (раскидываем руками)

Леса большие (руки вверх)

А мы - ребята вот такие (показываем большой палец)

Конкурс 5 «Народы России»

Воспитатель. Много разных народов живёт в России. Каждый народ имеет свою культуру, свой язык. Все народы равны между собой. Давайте вспомним и назовем, кто живёт в России. (дети по очереди называют: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва, евреи, якуты, украинцы, таджики, армяне, и пр.)

Я вам предлагаю собрать пазлы людей в национальных костюмах и назвать национальность.

Конкурс 6 «Народные промыслы»

Воспитатель. А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.

1. Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая,

Необычная, смешная,

И чуть-чуть пузатая.

-Подожди минуточку

Ты откуда уточка?

Уточка свистит моя:

- Филимоновская я!

2. Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежные, как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор.

(дымковская)

3. Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, 

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

(матрешка)

4. Эта роспись – просто чудо.

Голубая вся посуда.

Роспись с синим завитком

Манит русским васильком.

(Гжель)

5. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют…. Хохломой.

6. Чудо - роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись … Городца!

Конкурс № 7 «Пословицы о Родине».

Вед: Русский народ придумал очень много красивых, умных пословиц о Родине, ее защите, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы. Выигрывает та команда, которая назовет больше пословиц.

(Жить – родине служить. За правое дело сражайся смело. Народ и армия одна семья. 

  • Родной край – сердцу рай.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Одна у человека мать, одна у него и Родина.
  • У народа один дом – Родина.
  • Нет сына без отчизны.
  • Родина – всем матерям мать.
  • Родина – мать, чужбина – мачеха. Береги Родину, как зеницу ока.
  • Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
  • Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
  • Родная земля и в горсти мила.
  • Всякому мила своя сторона.

Воспитатель. Ребята, вы настоящие знатоки своей Родины, я желаю, чтобы вы росли большими и умными и прославили нашу Россию своим трудом и достижениями.

Берегите Россию, нет России другой

Берегите ее тишину и покой

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе

Берегите Россию, чтобы сильной была,

Чтобы нас от беды в трудный час сберегла

Ей неведомы страхи и крепка ее стать

И последней рубахи ей для друга не жаль.

 

Литература:

  1. «Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014
  2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
  3. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.-205 с.
  4. Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!)


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у…

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у ребят» Направление «Физическое развитие». Основная область «Здоровье». Цель: Формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Ранние симптомы задержки речевого развития

Ранние симптомы задержки речевого развития Диагноз «Задержка речевого развития» детям ставят обычно после трех лет. Но очень часто при осмотре детей...

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир. Тема «Волшебница вода»

Непосредственно-организованная образовательная деятельность – окружающий мир Тема «Волшебница вода» Подготовительная к школе группа Образовательная область: познавательное развитие. Программные задачи. Уточнять и расширять знания...

Читайте также

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок»

Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» Аннотация: Дидактическая игра «Цветочек из прищепок» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей...

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Весёлый клоун» Цель: создание условий для развития творческих способностей дошкольников, развития...

Сообщение из опыта работы Тема: «Работа с детьми по дорожной…

Сообщение из опыта работы. Тема: «Работа с детьми по дорожной безопасности» Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы...