Взаимодействие ДОУ с родителями детей раннего возраста

 

«Мама, папа, нам без вас - все равно, что вам без нас».

С. Михалков.

 

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

Работа с родителями так же является одним из условий успешной адаптации детей в детском саду. От совместно работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса. Стоит признать, что адаптация родителей к детскому саду проходит, не менее болезненно, чем у самого ребенка.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношении между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверие родителей к воспитателю. Не понимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложиться на ребенка.

В первой младшей группе мы проводим планомерную целенаправленную работу с родителями, под единую цель: Создание единого образовательного пространства «детский сад - семья». В работе с родителями решаются следующие, выделенные нами как приоритетные, задачи:

- повышение педагогической культуры родителей;

- изучение и обобщения опыта семейного воспитания;

- приобщение родителей к участию жизни детского сада, через поиск и внедрения наиболее эффективных форм работы.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делится друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Мы стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, современные формы сотрудничества с родителями.

В ноябре в нашей группе было проведено анкетирование родителей на тему: «выявления удовлетворенности родителей работой ДОУ и его педагогического коллектива».

Цель, которого выяснить, насколько интересно в детском саду, узнать пожелания и замечания. Определить уровень взаимодействия работников ДОУ с родителями в период адаптации ребенка и после, выявить уровень удовлетворенности родителей работой МБОДОУ и его педагогического коллектива.

В целом, были сделаны следующие выводы по результатам анализа анкет: удовлетворенность родителей составляет 88%.

Практически во всех анкетах родителями было отмечено, что им хотелось бы больше знать о жизни своего ребенка в детском саду, его трудностях, успехах; они готовы к взаимодействию по самым различным аспектам образовательного процесса.

Сделав вывод, что родителям недостаточно фотоотчетов и словесной информации о жизни детей в детском саду. Было решено создать проект «Кто я? Родитель или воспитатель» где родителям представиться возможность принять непосредственное участие в жизни детского сада.

Мы знаем, что с большим успехом проходит «День открытых дверей». Родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей. Очень хорошие отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы пользуется среди родителей большой популярностью, так как позволяет увидеть реальное достижение каждого ребенка. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без мам и пап в детском саду, чем занимаются.

Обычно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако нами было решено внести инновации в данную сферу деятельности. Мы решили предоставить возможность родителям принять участие в организации, а затем и самостоятельно провести непосредственно образовательную деятельность, режимные моменты (утреннею гимнастическую разминку, прогулку, прием пищи), то есть поставить родителей на место воспитателя. Проект планировалось проводить в декабре, то есть когда у большинства детей прошел адаптационный период. Поэтому педагогам не нужно беспокоиться о том, что их маленькие воспитанники, увидев своих родителей, будут плакать и проситься домой.

Предшествовала данному проекту тщательная подготовка. Мы опросили родителей и составили список желающих, разработали план мероприятий, провели инструктаж по технике безопасности, составили график. Участникам представили перечень мероприятий, был предложен материал. Затем вместе с педагогом составили конспект, подготовили необходимые атрибуты и материалы. Были даны рекомендации по использования различных методов и приемов для проведения режимных моментов. Остальное – на усмотрение самих родителей.

И вот все готово. Для родителей наступает момент истинны: какового это – быть воспитателем? Каковы их дети вне дома?

Родители поочередно в течении недели занимались с детьми физкультурой, рисовали и лепили, проводили артикуляционную гимнастику, кормили детей и укладывали спать, организовывали прогулку. Причем делали все это с огромным удовольствием. Хочется отметить, что некоторые мамы сначала акцентировали большую часть своего внимания на собственном чаде, но спустя час, полтора внимание рассеивалось на всех детей.

Дети знакомились с различными материалами, активно участвовали в экспериментах, было проведено пальчиковое рисование, лепка, посадка пшеницы и т.д.

Очень хочется написать про каждого участника, но это очень сложно сделать в рамках одной статьи. Все участники эксперимента остались довольны. Вот некоторые отзывы.

Мама Илоны: «наиболее ценно для меня стала возможность узнать, каким образом осуществляется образовательный процесс в детском саду… Я поняла, насколько ответственно и трудна работа наших воспитателей, не так просто справиться с организацией детей в младшей группе».

Мама Софии: «я очень рада, что приняла участие в этом мероприятии. Было приятно посмотреть на наших деток, какие они самостоятельные и любознательные… За что огромное спасибо нашим воспитателям».

Мама Ислама: «было любопытно заглянуть в жизнь детского сада, посмотреть, как дети ведут себя в коллективе».

При подведении итогов все участники проекта пришли к мнению, что, такое мероприятие позволяет родителям погрузиться в воспитательно-образовательную среду и с принципиально иной позиции посмотреть на деятельность педагогов и всего персонала группы; дает возможность оценить работу педагогов, увидеть четко слаженное взаимодействие воспитателя и других сотрудников; попробовать проявить себя в этой роли, что формирует уважение и понимание сложности работы сотрудников детского сада.

Были и небольшие минусы некоторые детки по завершению проекта требовали присутствия родителей с ними в детском саду…. Но буквально через пару дней требования сошли на нет.

Освещая свой опыт, накопленный в ходе экспериментальной работы, мы надеемся, что он поможет многим дошкольным образовательным учреждениям в выстраивании взаимоотношений с родителями воспитанников.

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты.

Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Родители участвующие в проекте стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищения результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

 

Список литературы.

1. Арнаутова Е.П. основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994, -235с.

2. Доронова Т.Н. дошкольное учреждения и семья – единое пространства детского развиития. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, -240с.

3. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. детский сад и семья: методика работы с родителями; пособие для педагогов и родителей. – М: Мозайка – Синтез, 2007-167с.

4. Хабибуллина Р.Ш. «система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007. №7-77с.

5. Дуброва В.П. теоретика – методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. – Минск, 2009. – 234с.

6. Меренков А.В. родители и педагоги: растим ребенка вместе. – Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2009. -143с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рекомендации родителям по лексической теме «Елочные игрушки»

Рекомендации родителям по лексической теме «Елочные игрушки» 1. Предложите ребенку рассмотреть новогоднюю елку. Попросите рассказать, какими игрушками она украшена. 2. Рассмотреть картинку...

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе»

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе» Цель: Прививать любовь и уважение к маме, как к самому близкому и родному человеку. Задачи: Создание...

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период...

Читайте также

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе…

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) во второй младшей группе на тему: «Снеговик» Цель: Закреплять умение детей раскатывать пластилин между ладонями круговыми...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...