Коррекционно-педагогическая работа по формированию функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Краткая аннотация: Правильно организованный коррекционно-педагогический процесс позволит определить направления коррекционной работы по формированию функционального базиса чтения. Для полноценного развития чтения является высокий уровень сформированности всех компонентов его функционального базиса, который включает в себя: речь, внимание, память, мышление, образное восприятие.

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы первой ступени.

В работах Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной основными критериями для определения начала обучения чтению детей с различными нарушениями речи аналитико-синтетическим методом стали не возрастные показатели, а структура речевого недоразвития и сформированность психических процессов, обеспечивающих функциональный базис чтения. Кроме того, профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе подготовки к школьному обучению после прохождения курса коррекционного воздействия. Все чаще возникает вопрос о создании оптимальных условий для раннего обучения чтению и специальных методических пособий для детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения чтению детей. Из этого следует, что проблема формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи актуальна.

Необходимым условием для успешного формирования чтения является сформированность психических функций, входящих в «функциональный базис чтения», а именно речь, внимание, мышление, зрительная и слуховая память, восприятие.

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют определенные отклонения в развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической), высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления). Теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой старшими дошкольниками с общим недоразвитие речи. Имея такое сложное нарушение, как общее недоразвитие речи, детям трудно будет справиться со школьной программой.

Теоретический анализ и данные констатирующего этапа эксперимента позволили нам определить направления коррекционной работы по формированию функционального базиса чтения и участников коррекционно-педагогического процесса. Совместная коррекционно-логопедическая работа осуществлялась следующим образом:

1) Психолог оценивал состояние психомоторных функций организма испытуемых.

2) Учитель-логопед формировал у детей первичные речевые навыки (три индивидуальных занятия в неделю с каждым ребенком по 20 мин.).

3) Воспитатель закреплял сформированные навыки в ежедневных занятиях в подгруппах и массовых играх.

4) Родители в домашних условиях в индивидуальном порядке следили за тем, чтобы ребенок закреплял навыки связной речи в общении, пересказывал содержание прочитанных книг, используя полные правильно построенные предложения.

Таким образом, нами проведен комплекс мероприятий по коррекции сенсомоторного и грамматического уровня речи, уровня ВПФ в тесном контакте со специалистами: психологом, логопедом, воспитателем и родителями. Проведенная коррекционно-педагогическая система осуществлялась систематически, последовательно. В результате проведенной специальной коррекционной работы по совершенствованию и формированию навыка чтения у старших дошкольников наблюдается положительная динамика.

Анализ литературных источников показал, что данная проблема у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет ряд спорных моментов. В литературе сведения и рекомендации по работе над навыком чтения у детей с ОНР малочисленны, в связи с чем проблема формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с ОНР приобретает особую актуальность.

Основная проблема исследования заключалась в совершенствовании коррекционно-педагогической работы по профилактике базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ результатов проведенной нами коррекционно-педагогической системы работы по формированию базиса чтения у старших дошкольников с ОНР дает нам основание полагать, что данная система работы при условии соблюдения поэтапности, последовательности, систематичности и дифференцированного подхода способствует росту положительной динамики в процессе формирования навыка чтения.

Из этого следует, что коррекционно-педагогическая работа по профилактике базиса чтения должна осуществляться в старшем дошкольном возрасте и будет успешнее при соблюдении следующих условий: комплексного подхода, дифференцированного подхода, активном включении родителей, подтвердилась.

 

Литература:

  1. Алексеева, А.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие [Текст] / А.М. Алексеева, В.И. Яншина. – 3-е изд., - Москва: Академия, 1998. – 400 с.
  2. Алтухова, Т.А. Сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях реализации разных вариантов СФГОС в контексте подготовки учителей-логопедов [Текст] / Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская // Логопедия сегодня. – №2. – 2013. – С. 22-35.
  3. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей [Текст] /
  4. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. - Москва: Логос, 2001. – 224 с.
  5. Волкова, Л.С. Логопедия: учебное пособие для студентов [Текст] /
  6. Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред.
  7. Л.С. Волковой. - Москва: ВЛАДОС, 2009. - 530 с.
  8. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Союз, 2009. - 160 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (Из опыта работы) Радость - если солнце светит, Если в небе месяц есть. Сколько радости на свете – Не...

Читайте также

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной…

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема...

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...