Коррекционно-педагогическая работа по формированию функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Краткая аннотация: Правильно организованный коррекционно-педагогический процесс позволит определить направления коррекционной работы по формированию функционального базиса чтения. Для полноценного развития чтения является высокий уровень сформированности всех компонентов его функционального базиса, который включает в себя: речь, внимание, память, мышление, образное восприятие.

Ведущей тенденцией современного этапа образования является интеграция детей с отклонениями в развитии в систему массовой школы. Ранняя комплексная коррекция открывает возможности включения значительной части дошкольников с речевыми нарушениями в общеобразовательный поток школы первой ступени.

В работах Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной основными критериями для определения начала обучения чтению детей с различными нарушениями речи аналитико-синтетическим методом стали не возрастные показатели, а структура речевого недоразвития и сформированность психических процессов, обеспечивающих функциональный базис чтения. Кроме того, профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений коррекционной работы в системе специального дошкольного образования. Важность разработки этого направления обосновывается необходимостью оказания своевременной помощи детям, испытывающим трудности в процессе подготовки к школьному обучению после прохождения курса коррекционного воздействия. Все чаще возникает вопрос о создании оптимальных условий для раннего обучения чтению и специальных методических пособий для детей среднего дошкольного возраста.

Таким образом, для теории и практики дошкольной логопедии является актуальной проблема обеспечения дифференцированного подхода в процессе обучения чтению детей. Из этого следует, что проблема формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи актуальна.

Необходимым условием для успешного формирования чтения является сформированность психических функций, входящих в «функциональный базис чтения», а именно речь, внимание, мышление, зрительная и слуховая память, восприятие.

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют определенные отклонения в развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической), высших психических функций (памяти, восприятия, внимания, мышления). Теоретически обосновано взаимовлияние и взаимодействие всех этих компонентов на процесс овладения грамотой старшими дошкольниками с общим недоразвитие речи. Имея такое сложное нарушение, как общее недоразвитие речи, детям трудно будет справиться со школьной программой.

Теоретический анализ и данные констатирующего этапа эксперимента позволили нам определить направления коррекционной работы по формированию функционального базиса чтения и участников коррекционно-педагогического процесса. Совместная коррекционно-логопедическая работа осуществлялась следующим образом:

1) Психолог оценивал состояние психомоторных функций организма испытуемых.

2) Учитель-логопед формировал у детей первичные речевые навыки (три индивидуальных занятия в неделю с каждым ребенком по 20 мин.).

3) Воспитатель закреплял сформированные навыки в ежедневных занятиях в подгруппах и массовых играх.

4) Родители в домашних условиях в индивидуальном порядке следили за тем, чтобы ребенок закреплял навыки связной речи в общении, пересказывал содержание прочитанных книг, используя полные правильно построенные предложения.

Таким образом, нами проведен комплекс мероприятий по коррекции сенсомоторного и грамматического уровня речи, уровня ВПФ в тесном контакте со специалистами: психологом, логопедом, воспитателем и родителями. Проведенная коррекционно-педагогическая система осуществлялась систематически, последовательно. В результате проведенной специальной коррекционной работы по совершенствованию и формированию навыка чтения у старших дошкольников наблюдается положительная динамика.

Анализ литературных источников показал, что данная проблема у старших дошкольников с общим недоразвитием речи имеет ряд спорных моментов. В литературе сведения и рекомендации по работе над навыком чтения у детей с ОНР малочисленны, в связи с чем проблема формирования функционального базиса чтения у старших дошкольников с ОНР приобретает особую актуальность.

Основная проблема исследования заключалась в совершенствовании коррекционно-педагогической работы по профилактике базиса чтения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ результатов проведенной нами коррекционно-педагогической системы работы по формированию базиса чтения у старших дошкольников с ОНР дает нам основание полагать, что данная система работы при условии соблюдения поэтапности, последовательности, систематичности и дифференцированного подхода способствует росту положительной динамики в процессе формирования навыка чтения.

Из этого следует, что коррекционно-педагогическая работа по профилактике базиса чтения должна осуществляться в старшем дошкольном возрасте и будет успешнее при соблюдении следующих условий: комплексного подхода, дифференцированного подхода, активном включении родителей, подтвердилась.

 

Литература:

  1. Алексеева, А.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие [Текст] / А.М. Алексеева, В.И. Яншина. – 3-е изд., - Москва: Академия, 1998. – 400 с.
  2. Алтухова, Т.А. Сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях реализации разных вариантов СФГОС в контексте подготовки учителей-логопедов [Текст] / Т.А. Алтухова, Е.Н. Российская // Логопедия сегодня. – №2. – 2013. – С. 22-35.
  3. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей [Текст] /
  4. И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. - Москва: Логос, 2001. – 224 с.
  5. Волкова, Л.С. Логопедия: учебное пособие для студентов [Текст] /
  6. Г.А. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред.
  7. Л.С. Волковой. - Москва: ВЛАДОС, 2009. - 530 с.
  8. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Союз, 2009. - 160 с.


Новые публикации

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят...

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии»

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии» Авторы и участники проекта: дети подготовительной группы «Капелька», родители, воспитатели. Название проекта «Сколько профессий и все хороши...

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Читайте также

Проект «Мы сестрички - близнецы»

Проект«Мы сестрички - близнецы» Каково детям родится сразу двоим и быть всегда вместе? Близнецы - это хлопоты, заботы, внимание, усталость, бессонные...

Совместная деятельность «Далекое путешествие»

Совместная деятельность «Далекое путешествие» Задачи: Физическое развитие - Закреплять желание детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.         Познавательно-речевое развитие - Развивать творческое отношение...

Конспект открытого занятия «Витаминная семейка»

Конспект открытого занятия «Витаминная семейка»   Интеграция: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе совместной образовательной деятельности. Задачи: 1...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Картотека "Динамические паузы"

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МОМЕНТОВ. ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ. Цель: Создание положительного настроя, пробуждение интереса и переключение внимания детей на другой вид деятельности, а так же коррекция психофизических функций. • Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение и переключить внимание. • Мимические упражнения...

Конспект физкультурного развлечения "День космонавтики", средняя группа

Ведущий: Ребята, 12 апреля 1961 года, впервые в мире в космос на космическом корабле «Восток» поднялся наш герой – космонавт номер один Юрий Гагарин. Уже много десятилетий именно в этот день в нашей стране отмечается праздник «День космонавтики». Ведущий: Ребята...

Экологическая акция. По изготовлению кормушек, к помощи зимующим птицам.

Цель: Привлечь внимание детей и родителей к помощи зимующим птицам; развивать в детях чувства милосердия и сострадания, желание оказать помощь; активизировать родительское – детское взаимодействие при изготовлении кормушки. 1 часть. Природа окружает ребёнка с ранних лет. И.Г. Песталоции отмечал, что...

Речевое развитие в средней группе Тема: «Зимушка – зима» «Природа зимой»

Цель:  уточнить и систематизировать знания детей о зиме. Задачи. Образовательные : Закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления; Развивающие : Развивать связную речь, логическое мышление...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство