Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц»

Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида и их повадках.

Задачи:

- активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук;

- вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

- воспитывать бережное отношение к птицам, вызвать чувство сопереживания за наших пернатых друзей.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; аудиозапись «Голоса птиц в лесу»; корзинка с загадками.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы.

 

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в зимний лес. Вы принимаете моё приглашение? (ответы детей)

- На улице очень холодно, нам надо теплее одеться. Наденем теплую шубку, шапку, варежки и валенки. (дети имитируют одевание)

- Вы готовы?

Дети: Да!

II. Основная часть

Воспитатель:

-Вот мы и пришли в зимний лес! Послушайте стихотворение О. Высоцкой «Мастерица зима»:

Укутала в снега я

Все кочки и пенёчки.

Скамейки и стога.

Велела дубу

Накинуть пышный мех,

На ель надела шубу

Тепло укрыла всех.

- Дети, а вы знаете, какие деревья растут в лесу? (ответы детей)

- Ребята, давайте послушаем звуки леса.

(звучит аудиозапись "Голоса птиц в лесу")

- Что вы услышали?

- Правильно ребята, это голоса птиц. Птиц в лесу очень много. У меня есть корзинка, а в ней загадки о птицах. Я хочу, чтобы вы их отгадали. Будьте внимательны.

Воспитатель:

- Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать её… (ответы детей: синичка)

(воспитатель показывает картинку)

Воспитатель:

-Правильно, это синица, она любит сырое несолёное сало. Следующая загадка:

- Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (ответы детей: дятел)

(воспитатель показывает картинку)

- У дятла ребята клюв прочный и острый, он питается личинками, которые находит под корой дерева, его ещё называют "лесным санитаром" или «лесным лекарем». Продолжаем:

- Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдёт приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут! (ответы детей: снегирь)

(воспитатель показывает картинку)

-Молодцы ребята, и снегиря вы узнали. Снегири нарядные птицы, питаются ягодами рябины. Следующая загадка:

- Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит.

Голоском речистым, чистым

Клё- клё -клё поёт со свистом? (ответы детей: клёст)

(воспитатель показывает картинку)

-Клёст - единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Эти птицы строят тёплое гнездо для птенцов на деревьях.

Воспитатель:

- А еще, каких зимующих птиц вы знаете ребята? (ответы детей)

-Некоторые птицы не стали спорить с зимой и улетели в тёплые края. Ребята, а как называются эти птицы? (ответы детей: перелётные птицы)

(воспитатель показывает картинки)

-А другие, самые смелые птицы, остались на зиму в наших краях. Как называются эти птицы? (ответы детей: зимующие птицы)

(воспитатель показывает картинки)

- Молодцы, запомнили всех птиц.

Воспитатель:

_Давайте продолжим.

-Ребята, здесь собрались все птицы: и зимующие, и перелетные. (на столе лежать картинки с изображением зимующих и перелётных птиц) Они перепутались. Давайте поможем птицам.

(проводится дидактическая игра: "Перелетные и зимующие птицы")

- Молодцы, я очень довольна вами. Всех птиц расселили.

- Ребята, а как вы думаете, птицы похожи друг на друга или чем - то отличаются? (ответы детей)

- А чем они отличаются? (ответы детей)

- Правильно: величиной, формой хвоста, размером крыльев, цветом.

- Если у синицы черная голова, то она какая? (ответы детей: черноголовая)

- Если у сороки белый бок, то она какая? (ответы детей: белобокая)

- Если у вороны черный хвост, то она какая? (ответы детей: чернохвостая)

Если у снегиря красная грудь, то он какой? (ответы детей: красногрудый)

Воспитатель:

- Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку:

(физкультминутка "Птицы")

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири. (4 хлопка руками и 4 наклона головы)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке. (частые потряхивания руками, опущенными вниз)

Головой вертят,

Улететь хотят. (2 поворота головы на каждую строку)

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! (машут руками, как крыльями)

Воспитатель:

- А мы продолжаем.

- Дети, как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц? (ответы детей: голод)

- Почему вы так думаете? (ответы детей: земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло)

- За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, чем мы можете помочь зимующим птицам? (ответы детей)

- Чем можно подкармливать птиц? (ответы детей: крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сала)

- Правильно, воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном. Птицы любят семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала.

Воспитатель:

- Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? (ответы детей)

- Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц? (ответы детей: в кормушку)

- Дети, какие бывают кормушки? (ответы детей)

- Да, ребята, кормушки бывают самые разные. Вешать их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев. Я знаю, что вы с родителями сделали кормушки своими руками, мы повесим их на нашем участке и обязательно каждый день будем подкармливать птиц, наблюдать за гостями, которые будут прилетать в нашу птичью столовую.

Воспитатель:

- А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой»:

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

III. Рефлексия

Воспитатель:

- Ребята, вам понравилось в зимнем лесу? (ответы детей)

- Каких птиц вы запомнили? (ответы детей)

- Дети, как нужно заботится о птицах зимой? (ответы детей)

- Молодцы! Давайте пообещаем друг другу, что будем подкармливать наших пернатых друзей!

- Спасибо вам за занятие!

 

Список литературы:

  1. Амченков Ю.А. Великолепная энциклопедия животных. - ООО «Издательская группа Аттикус», 2018
  2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия». - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004
  3. Шорыгина Т. А. «Птицы. Какие они?». – Москва, 2013


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду Проведение пальчиковых игр Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем...

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно вести себя с животными»

Консультация для родителей «Учим ребенка правильно вести себя с животными» Кошки, собаки, хомячки, морские свинки, птички и рыбки – мы привыкли...

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников

Бизиборд как средство всестороннего развития дошкольников Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он...

Читайте также

Театрализованная деятельность в ДОУ

Театрализованная деятельность в ДОУ Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство...

Проект «Семья и семейные ценности»

Проект «Семья и семейные ценности»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»

Игра по речевому развитию детей дошкольного возраста «Сказка из мешочка»