Отчет кружковой работы в средней группе «Теремок»

 

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей.

Будущее любой страны всегда зависит от того, как будет расти и развиваться ее культурный, нравственный, интеллектуальный потенциал – дети. А будущее детей находится в прямой зависимости от социальной и экономической структуры общества. Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения нашей Астраханской области создает такую среду. При этом объективно история и культура казачества в последнее время стали ведущим фактором, определяющим специфику области в целом и наполнении в качестве регионального компонента содержания образования.

Выбранная мной тема кружка подразумевает духовное и нравственное обогащение детей, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка.

Работа кружка «Былина» в нашем детском саду была начата мною в сентябре 2014 года в средней группе «Теремок» по программе «Основы культуры казачества». Я старалась создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории, воспитания у них чувства красоты. Программа рассчитана на 1 год и направлена на первоначальное представления о казаках, семейных традициях в средней группе (4-5 лет).

В связи с этим в начале года было проведено родительское собрание от 28.03.14 г. с целью ознакомления родителей задумок создания кружка на 2014-2015 учебный год именно казачьей направленности. Были изложены цели и задачи данной кружковой работы, формы работы с детьми и родителями, коими являются:

Цель программы:

1. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям казачьей культуры.

2. Изучение истории, культуры казаков.

3. Стремление возродить традиции семейного и казачьего воспитания.

Задачи программы 

1. Создать условия для приобщения к ценностям казачества.

2. Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали на примере жизни казаков. Учить различать добро и зло, быть в состоянии творить добро.

3. Формировать чувство любви к малой и большой Родине на основе изучения культурных традиций.

4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с историей, культурой, традициями казачества, формирование представлений о формах традиционного казачьего семейного уклада).

Формы работы с детьми:

1. Занятия, беседы, праздники, развлечения по изучению истории и культуры казачества, нравственного и духовно-нравственного содержания.

2. Рукоделие, другие виды творческой художественной деятельности детей по соответствующей тематике.

3. Изучение и введение в жизнь детей казачьих игр.

4. Проведение совместных праздников.

5. Просмотр и создание видеофильмов, использование аудиозаписей и мультимедийной продукции.

6. Тематические вечера казачьей направленности.

7. Создание проектов «История казачьей семьи».

8. Встречи и консультации с духовным наставником.

Формы работы с родителями:

  • родительские собрания;
  • организация работы детско-родительского клуба «Казачьи посиделки»;
  • проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы);
  • анкетирование и тестирование родителей;
  • индивидуальные консультации специалистов;
  • наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей; развивающую среду для расширения представлений о родной стране, родном городе и знакомства детей с культурой казачества.

В своей работе с детьми я ставила конкретные задачи и в доступной, занимательной, игровой форме рассказывала своим воспитанникам о красоте родного края, знакомила с народными традициями и обрядами, давала представление об истории развития края, его заселении казаками, знакомила с интерьером хаты, с казачьей одеждой, с предметами быта и народными ремёслами. Я на личном опыте убедилась, как развивается детская любознательность, наблюдательность и интерес к условиям жизни в старину. Дети вначале были лишь пассивные слушатели, но уже спустя короткое время стали стремиться самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы, сами активно задавали вопросы о том, что их заинтересовало, проводили сравнение. Кроме того тема работы позволяла развивать познавательные и творческие способности детей.

Опыт показал, что положительно влияет на всех детей Православные праздники, что подтвердило празднование на сцене в районном доме культуры праздника Пасхи «Пасхальный перезвон». Ребята еще долго сохраняли в душе радость от праздничного события, рассказывали в семье о своих впечатлениях. Православные праздники открыли загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье. А такие православные праздники как Рождество и Покров Пресвятой Богородицы нами были отмечены в группе.

Да, с казачьими песнями мы неоднократно выступали на сцене районного дома культуры «Казачий круг». Это были выступления на «День матери», «День защитника отечества», были и конкурсные выступления – районный конкурс «Радуга талантов» и областной конкурс «Золотой ключик».

К концу года у детей, посещающих кружок, развилась музыкальная память, звуко - высотный и ритмический слух. Ребята овладели игрой на детских музыкальных инструментах. Научились эмоционально петь народные песни, передавать характер произведения, выполнять движения соответствующие тексту песни и его характеру. Дети уверенно держатся на выступлениях перед сверстниками и взрослыми. У воспитанников раскрылись творческие способности, позволяющие ребёнку проявить свою индивидуальность. Дети приобщились к национальным традициям, общечеловеческим культурным ценностям, они глубже осознают культурные традиции Астраханского края, что способствует формированию их национальной идентичности

Большой интерес вызвали у детей казачьи подвижные игры «У Васильки у казаченька», «Кошка и мышка», «Гуси», «Корзинка» и для девочек «Кто быстрее намотает клубок», «Золото», для мальчиков «Кто быстрее напоит коня», «Петушиный бой», стихотворение И.А.Мордовиной «Лампасы» и мультфильмы «Всё о казаках».

Не менее важным аспектом моей работы было развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду. Казачата рисовали человека (способом скелета), знакомились со способами рисования казачьей одежды (муж. и женск.), костюмов русских богатырей. На занятиях по ручному труду девочки знакомились с рукоделием казачек к празднику Введение Богородицы в Храм – тряпичная кукла «На счастье», что привлекло внимание родителей. Дети с гордостью показывали мамам свои работы, относили их домой. Родные и близкие тоже проявили интерес к рисункам и изделиям из тканей и сделали куклы-обереги для своих деток. Я всегда считала, что взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Дети, получившие знания, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становились моими единомышленниками. Мной и родителями была проделана работа по оформлению казачьего уголка для мини музея казачества в группе. Руками умелой мамы была сшита национальная одежда для кукол казака и казачки.

Такая связь с семьей меня очень радует, знания данные мной детям на занятиях и в совместной деятельности, находили свое закрепление, расширялись и обогащались в семье. Кроме того укреплялись семейные связи, появлялись общие семейные увлечения, что благоприятно сказывалось на нравственном воспитании детей.

И задача моей работы – учить детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна.

Анализируя свою работу, пришла к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья. И моей одной из главных задачей на следующий учебный год является – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель моей работы с родителями в начале года я определила как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. Родители вместе с детьми искали стихи, колядки готовили их вместе с детьми, шили костюмы, куклы обереги. Конечно, подводить итоги ещё рано, начатая работа сложна и многогранна.

Богат наш Астраханский край традициями народного творчества. Частью этого богатства являются казачьи пословицы и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь, на быт и труд. В них отразилась поэтическая история народа. связанные с временами года, с культом урожая, трудом. Они передавались от старших поколений к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них – уклад жизни народа, его доброта, щедрость, почитание отцов и дедов. Дети с удовольствием заучивали пословицы, поговорки казачьего народа и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.

В конце года был проведен большой отчетный концерт с приглашением настоящих казаков, жителей села Енотаевка и участников казачьего ансамбля школы искусств под руководством Лендовой Т.И. Такая тесная взаимосвязь с настоящими казаками, с ребятами старше, благотворно влияет на знания и жизнь маленьких казачат. Дети с нетерпением ждали казаков к себе в гости, - мечтали увидеть настоящих живых казаков, которые, как думали дети, обязательно приедут к ним на конях! Они предварительно готовились к встрече с казаками, весь учебный год получали первоначальное представление о казаках, их заповедях. Праздник удался на славу.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год. Тема: «Ознакомление…

Программа самообразования на 2021 – 2024 учебный год Тема: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром в процессе элементарного экспериментирования» 1 квалификационная...

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...

Читайте также

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"

Программа по дополнительному образованию "Здоровенок" Пояснительная записка «Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...