Программа по дополнительному образованию "Здоровенок"
Пояснительная записка
«Цель наша должна состоять в том, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей». С.Я. Эйнгор.
Здоровье детей – будущее страны!
Актуальность данной программы состоит в том, чтобы привить навыки к занятиям не только физической культурой, но и выбрать в дальнейшем тот вид спорта, который понравится, так как в занятиях ОФП дети учатся не только быстроте, выносливости, гибкости и развитию силовых способностей, но и навыкам, необходимым при занятиях различным вида спорта и гимнастики. Программа способствует развитию интереса у воспитанников к здоровому образу жизни.
Наблюдая за детьми на физкультурных занятиях, в свободной деятельности, мы обратили внимание на то, что у некоторых детей неправильная осанка, быстро наступает усталость стоп, дети часто и долго болеют, что является развитию сколиоза и плоскостопия, нарушению функций организма. Это подтверждается врачебными диагнозами, которые фиксируются в медицинских картах детей.
На такие мелочи родители не всегда обращают внимание, им кажется, что ребенок еще слишком мал, чтобы у него была красивая осанка и правильная стопа, крепкое здоровье. Именно сейчас, когда ребенок активно растет, а нога и позвоночник испытывают нагрузки, начинается их нарушение. Сколиоз и плоскостопие у детей обнаруживается еще до школы.
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста в программу физкультурно - оздоровительного кружка «Здоровенок» были включены специальные упражнения.
Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Цель программы
Формирование у детей желания к занятиям физической культурой посредством спортивных игр и упражнений.
Задачи программы:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- формирование привычки к здоровому образу жизни;
- совершенствование ранее освоенных двигательных умений и формирование новых двигательных навыков;
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта;
- формирование у дошкольников устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности;
- обогащение двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями (баскетбол – забрасывание мяча в кольцо, настольный теннис – отбивание теннисного мяча ракеткой, футбол – отбивание мяча ногой и т.п.);
- обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр;
- развитие психофизических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость);
- развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
- профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, простудных заболеваний;
- развитие воображения, фантазии, умения управлять своими поступками, чувствами.
Формы и методы проведения занятий
Основными принципами формирования программы являются - широкая вариативность и модульность. Содержание отдельных занятий, викторин, круговые тренировки, игры подбираются с учетом психо - физических и возрастных особенностей обучающихся.
Вариативность программы позволяет, не изменяя цели и задачи, наиболее полно раскрыться творческим способностям педагога. В программе предусматриваются различные формы проведения занятий:
- Словесные – объяснение;
- Наглядные – показ, книги, иллюстрации;
- Поисковые – поиск новых идей, материалов;
- Креативные – творческий подход.
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
- Традиционные
- Круговые тренировки
- Игровые
- Занятия – путешествия
- Обучающие
- Познавательные
Реализация программы
Программа рассчитана на дошкольников 5-6 лет. Срок реализации программы 1 год (34 часа).
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Форма организации деятельности обучающихся – групповая. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к каждому. Наполняемость группы – 18 человек.
Планируемые результаты
1. Повышение уровня физического, психического здоровья детей.
2. Формирование и закрепление навыков правильной осанки, укрепление мышц.
4. Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики.
5. Положительный результат темпов прироста физических качеств.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Теория | Практика | Всего | Формы аттестации / контроля |
1.Вводное занятие | 1 | - | 1 | Входной контроль |
2.Общая и специальная физическая подготовка | 1 | 9 | 9 | Текущий, промежуточный и итоговый контроль |
3.Настольный теннис | 8 | 8 | Текущий, промежуточный и итоговый контроль | |
4.Занятия на тренажерах | - | 6 | 6 | Текущий, промежуточный и итоговый контроль |
5.Игровые занятия | - | 12 | 12 | Текущий, промежуточный и итоговый контроль |
Итого: | 2 | 71 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Занятия начинаются с организационного момента, далее проходит разминка с использованием разнообразного оборудования. Основная часть занятия предусматривает решение задач основной темы занятия. В каждое занятие включены упражнения на релаксацию и дыхательная гимнастика. В заключительной части занятия дети с педагогом подводят итог занятия. Итого продолжительность занятия 30 мин.
Раздел №1. Вводное занятие.
Техника безопасности на занятиях. Азбука безопасного падения. Требования к одежде и обуви на занятии.
Раздел №2. Общая и специальная физическая подготовка.
История возникновения спортивных игр. Зимние и летние виды спорта. Охрана здоровья и активный образ жизни. Нормы ГТО и правильность выполнения тестов.
ОФП (гибкость, сила, ловкость, быстрота, выносливость, координация, формирование правильной осанки).
СФП (гимнастические упражнения, прыжки, танцевальные шаги, комплексы гимнастических упражнений с предметом и без).
ОВД (основные виды движений)
ОРУ (общеразвивающие упражнения)
Дыхательная, пальчиковая гимнастика, динамические паузы.
Раздел №3. Настольный теннис.
Настольный и большой теннис. Оборудование для тенниса.
Упражнения для игры в настольный теннис. Игры и игровые упражнения с мячом и ракеткой и без ракетки.
Игра в настольный теннис в парах без сетки и с сеткой.
Раздел №4. Занятия на тренажерах.
Простейшие тренажеры: гимнастический ролик, детские эспандеры, диск «Здоровье», гантели.
Тренажеры сложного устройства: велотренажер, степпер, брусья опорные, тяга верхняя, тяга нижняя, жим ногами, ходики, силовой тренажер, тренажер для детей с ДЦП «Мото-мед».
Раздел №5. Игровые занятия.
Элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон, футбол. Подвижные, дифференцированные и народные игры.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (1-е занятие, в форме беседы и наблюдения);
– текущий контроль (формы контроля знаний, умений и навыков учащихся в процессе обучения);
– промежуточный контроль (формы контрольный занятий в течение учебного года);
– итоговый контроль (формы контрольных занятий в конце учебного года).
Формы и критерии оценки учебных результатов программы: соревнования, конкурсы, концерты, открытые занятия, символическая система оценивания.
Методы выявления результатов развития: тестовые задания.
Формы подведения итогов реализации программы: формы презентации образовательных результатов программы.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к помещениям для учебных занятий: в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации для кружка «Здоровенок» имеются следующие помещения: оборудованный физкультурный зал, тренажерный зал, теннисный корт (спортивная площадка), полоса препятствий.
Спортивное оборудование: теннисные столы, тренажеры – 10 шт., гимнастические ролики, детские эспандеры, диски «Здоровье», гантели, мешочки, массажные мячи, кольца, валики, коврики массажные, коврики гимнастические, гимнастические палки, гимнастические скамейки, скакалки, обручи разного диаметра, мячи разного размера, батуты, фитболы, спортивно-игровой комплекс (канат, тарзанка, лестницы, кольца), гимнастический комплекс, альпинистская стенка, наборы мягких модулей, дорожки массажные, дорожки составные для равновесия, баскетбольные стойки, шведские стенки. Наглядный материал о здоровье, картинки.
Список литературы
- В. Г. Алямовская «Как воспитать здорового ребенка», М, 1983.
- Э.Й. Адашкявичене «Спортивные игры и упражнения в детском саду» М. Просвещение, 1992.
- Т.С. Грядкина «Образовательная область «Физическая культура», СПб, «Детство-Пресс», 2012.
- В.А. Зимонина «Воспитание ребенка-дошкольника», М, «Владос», 2003.
- О. В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата)», М, Просвещение, 2005.
- М.В.Кузьменко, Л.В.Касап «Фитбол. 250 упражнений и игр для дошкольников», М, МГАФК, 2011.
- А.А. Лебедева, Л.В. Лебедева, Л.Н. Морозова «Образовательная программа общей физической подготовки дополнительного образования детей», М, 2011.
- А.А. Морозова «Невская ракетка» Программа обучения настольному теннису детей старшего дошкольного возраста, СПб, «Детство-Пресс», 2006.
- М.А. Рунова «Двигательная активность в детском саду», М, «Мозаика-Синтез», 2004.
- М.А. Рунова «Использование тренажеров в детском саду», М, Общероссийский фонд «Социальное развитие России», 2005.
- Физическое развитие дошкольников ч.1 «Охрана и укрепление здоровья» (соотв.ФГОС) под ред. Н.В.Микляевой, ТЦ «Сфера», 2015.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Кружок «Здоровенок»
№ занятия | Содержание |
1 | Техника безопасности на занятиях. Азбука безопасного падения. |
2 | Спорт и физкультура. Виды спорта. |
3 | ОРУ с мячом. Упражнения на развитие равновесия и координации. |
4 | ОРУ с массажными валиками и мячами. Тренажеры |
5 | Азбука безопасного падения. Игры в парах (ориентировка в пространстве). |
6 | Ролик гимнастический. |
7 | Упражнения в парах с мячом |
8 | Музыкально-ритмические упражнения с лентами |
9 | Баскетбол |
10 | «Школа мяча». Дифференцированные игры. |
11 | Гантели. Тренажеры |
12 | Альпинистская стенка. Техника безопасности. |
13 | Волейбол. |
14 | Настольный теннис (зан.1-4) |
15 | Настольный теннис (зан.5-8) |
16 | Настольный теннис (зан. 9-13) |
17 | Настольный теннис (зан. 14-20) |
18 | Боулинг |
19 | Диск «Здоровье» Тренажеры |
20 | Альпинистская стенка. |
21 | Фитбол |
22 | Фитбол под музыку |
23 | Подвесные конструкции (канат, лестница, кольца, тарзанка). |
24 | Ролик гимнастический |
25 | Настольный теннис (зан. 21-26) |
26 | Настольный теннис (зан. 27-32) |
27 | Дифференцированные игры. Эстафеты. |
28 | Кистевой эспандер (кольцо малое). Тренажеры |
29 | Футбол. Правила. Основные упражнения. |
30 | Футбол. Игра. |
31 | Волейбол. Правила. Основные упражнения. |
32 | Волейбол. Игра. |
33 | Тесты диагностические |
34 | Тесты диагностические в эстафетах. |
Читайте также |
---|
Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича»
Консультация для педагогов «Развивающие игры Воскобовича» Цель: внедрить технологию Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» в педагогическую деятельность каждого воспитателя. Задачи: Познакомить воспитателей с развивающими играми Воскобовича, их особенностями, формами и методами...
Играем и развиваем речевое дыхание
Играем и развиваем речевое дыхание Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной...
Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей…
Парциальная программа «Театральная деятельность – как средство развития речи детей младшего возраста» Актуальность. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка...