Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды»

Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам и опорному плану.
Обучающие задачи:
1. систематизировать знания о сборе различных ягод в лесу;
2. активизировать предметный словарь по теме, словарь признаков;
4. совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные от существительных, подбирать предлоги по смыслу.
Развивающие задачи:
1. развивать связную речь;
2. развивать познавательно речевую активность;
3. развивать умение слушать и отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать заботливое отношение к природе;
2. формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Демонстрационный материал:
- схема составления рассказа;
- предметные картинки: лесные ягоды; лес, болото, лесная поляна, кусты малины;
- опорные картинки: время года лето, осень, солнце, тучи; люди- бабушка, мама, мальчик, 2 девочки; тара куда собирать ягоды-кувшинчик, корзинка, кружка;
изображение продуктов-торт, рулет, кекс, напитки, варенье.
Предварительная работа: рассматривание картинок, чтение художественной
литературы, беседы о ягодах.

Ход занятия
1. Организационный момент.
1. В.: Послушайте загадку и отгадайте о чём говорится:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Ягода.)
В.: о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.)
2. Введение в тему.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес за ягодами и составим рассказ о
нашем путешествии. Давайте представим, что мы с вами зашли в лес, что мы там можем увидеть.
Дидактическая игра «Чего в лесу много»
2. Летом в лесу много - грибов, насекомых, деревьев, животных, ягод и т.д.
В.: Какие лесные ягоды вы знаете?
Дети: Брусника, клюква, черника, земляника, малина, костяника.
В.: А кто-нибудь знает, какие ягоды собирать нельзя? (Ответы детей.)
В.: Запомните, пожалуйста, что ягоды волчье лыко и вороний глаз собирать и пробовать нельзя. Они очень ядовитые!
В.: Чтобы собирать ягоды в лесу нужно знать, как они выглядят, где растут, какие они на вкус. Предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Отгадай по описанию»
3. На доске картинки-земляники, малины, черники, клюквы, брусники. Нужно
подобрать картинку с изображением ягоды к словосочетанию:
- небольшая, красная с белыми точками, сладкая (земляника);
- круглая, большая, сладкая, сочная (малина);
- сине-черная, маленькая, сочная (черника),
- темно -красная, круглая, кислая (клюква);
- маленькая, горьковато кислая, красная (брусника).
В.: Давайте вспомним как растут ягоды в лесу.
Дидактическая игра «Где растут ягоды?
4. Нужно дополнить предложение предлогами:
- клюква растет … болоте (на);
- малину собирают … куста (с);
- чернику ищут … траве (в);
- земляника выглядывает … листиков ( из под);
- брусника растет …. кустарников (между);
- костяника растет …. лесной опушке (на).
В.: Молодцы вы хорошо разбираетесь в ягодах. А знаете ли вы, что из ягод можно приготовить. Давайте представим, что из ягод будет готовить мама.
Дидактическая игра «Что можно приготовить»
5.Образование относительных прилагательных
- Из малины-малиновое варенье, джем, пирог.
- Из земляники-земляничный коктейль, мороженое.
- Из черники-черничный рулет, торт.
- Из клюквы- клюквенный морс, кисель.
- Из брусники-брусничный сироп, сок.
6. Предлагаю немножко отдохнуть
Физминутка «Сбор ягод».
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
И поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.
7. Сейчас будем составлять рассказ о том, как вы собирали ягоды в лесу. Для того чтобы рассказ получился интересным, рассказывать будем по рисуночному плану к которому будем подбирать сюжетные картинки, вы сможете выбирать героев рассказа, время и события.
На доске размещены опорные картинки и схема составления рассказа.
Примерный рассказ
Это было летом. Стоял теплый солнечный день. Маша с Катей пошли в лес за ягодами.
Маша взяла с собой глиняный кувшинчик, а катя плетеную корзиночку. Скоро девочки дошли до лесной полянки. Маша стала собирать землянику, а Катя малину. Маша присела и увидел, как в траве прячутся спелые ягоды земляники. Маша стала собирать ягоды и складывать их в кувшинчик. Катя подошла к кустам малины и стала рвать сочную малину, складывать её в корзинку. Ягод было много и девочки быстро набрали ягод и пошли домой. Вот мама обрадуется. Вечером мама с земляникой постряпала торт, а из малины сварила малиновое варенье.
3. Итог занятия.
В.: Мы с вами были в лесу, что там растёт? Вспомните, о чём говорили. Что узнали нового? Какие игры и задания понравились?

Литература:
1. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет. Развитие логического мышлении и речи. - М.: ТЦСфера,2010.-112с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу»

Сценарий для детей старшей группы «В новогоднем лесу» Действующие лица: - ведущий, Снегурочка, Дед Мороз, Снежная Королева – взрослые; - Зайка, Мишка, Волк, Лиса, Белки...

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации

Современные формы работы с дошкольниками по ранней профориентации В современном обществе важнейшим направлением социокультурного направления является внимание к личностным и профессиональным...

Проект «Быть здоровым – здорово!!!» (Краткосрочный)

Проект «Быть здоровым – здорово!!!»(Краткосрочный) Средняя группа Актуальность. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего...

Читайте также

Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Проект на тему: «Развитие родной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Краткое описание проекта: Данный проект представляет собой работу по созданию развивающей среды...

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Художественный проект на тему «Золотая осень»

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Сказка – как…

Обобщение и распространение опыта работы по теме: «Сказка – как средство всестороннего развития дошкольников» В настоящее время мы все чаще наблюдаем...