Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды»

Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам и опорному плану.
Обучающие задачи:
1. систематизировать знания о сборе различных ягод в лесу;
2. активизировать предметный словарь по теме, словарь признаков;
4. совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать относительные прилагательные от существительных, подбирать предлоги по смыслу.
Развивающие задачи:
1. развивать связную речь;
2. развивать познавательно речевую активность;
3. развивать умение слушать и отвечать на вопросы.
Воспитательные задачи:
1. воспитывать заботливое отношение к природе;
2. формировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Демонстрационный материал:
- схема составления рассказа;
- предметные картинки: лесные ягоды; лес, болото, лесная поляна, кусты малины;
- опорные картинки: время года лето, осень, солнце, тучи; люди- бабушка, мама, мальчик, 2 девочки; тара куда собирать ягоды-кувшинчик, корзинка, кружка;
изображение продуктов-торт, рулет, кекс, напитки, варенье.
Предварительная работа: рассматривание картинок, чтение художественной
литературы, беседы о ягодах.

Ход занятия
1. Организационный момент.
1. В.: Послушайте загадку и отгадайте о чём говорится:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Ягода.)
В.: о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей.)
2. Введение в тему.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес за ягодами и составим рассказ о
нашем путешествии. Давайте представим, что мы с вами зашли в лес, что мы там можем увидеть.
Дидактическая игра «Чего в лесу много»
2. Летом в лесу много - грибов, насекомых, деревьев, животных, ягод и т.д.
В.: Какие лесные ягоды вы знаете?
Дети: Брусника, клюква, черника, земляника, малина, костяника.
В.: А кто-нибудь знает, какие ягоды собирать нельзя? (Ответы детей.)
В.: Запомните, пожалуйста, что ягоды волчье лыко и вороний глаз собирать и пробовать нельзя. Они очень ядовитые!
В.: Чтобы собирать ягоды в лесу нужно знать, как они выглядят, где растут, какие они на вкус. Предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Отгадай по описанию»
3. На доске картинки-земляники, малины, черники, клюквы, брусники. Нужно
подобрать картинку с изображением ягоды к словосочетанию:
- небольшая, красная с белыми точками, сладкая (земляника);
- круглая, большая, сладкая, сочная (малина);
- сине-черная, маленькая, сочная (черника),
- темно -красная, круглая, кислая (клюква);
- маленькая, горьковато кислая, красная (брусника).
В.: Давайте вспомним как растут ягоды в лесу.
Дидактическая игра «Где растут ягоды?
4. Нужно дополнить предложение предлогами:
- клюква растет … болоте (на);
- малину собирают … куста (с);
- чернику ищут … траве (в);
- земляника выглядывает … листиков ( из под);
- брусника растет …. кустарников (между);
- костяника растет …. лесной опушке (на).
В.: Молодцы вы хорошо разбираетесь в ягодах. А знаете ли вы, что из ягод можно приготовить. Давайте представим, что из ягод будет готовить мама.
Дидактическая игра «Что можно приготовить»
5.Образование относительных прилагательных
- Из малины-малиновое варенье, джем, пирог.
- Из земляники-земляничный коктейль, мороженое.
- Из черники-черничный рулет, торт.
- Из клюквы- клюквенный морс, кисель.
- Из брусники-брусничный сироп, сок.
6. Предлагаю немножко отдохнуть
Физминутка «Сбор ягод».
С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
И поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать.
7. Сейчас будем составлять рассказ о том, как вы собирали ягоды в лесу. Для того чтобы рассказ получился интересным, рассказывать будем по рисуночному плану к которому будем подбирать сюжетные картинки, вы сможете выбирать героев рассказа, время и события.
На доске размещены опорные картинки и схема составления рассказа.
Примерный рассказ
Это было летом. Стоял теплый солнечный день. Маша с Катей пошли в лес за ягодами.
Маша взяла с собой глиняный кувшинчик, а катя плетеную корзиночку. Скоро девочки дошли до лесной полянки. Маша стала собирать землянику, а Катя малину. Маша присела и увидел, как в траве прячутся спелые ягоды земляники. Маша стала собирать ягоды и складывать их в кувшинчик. Катя подошла к кустам малины и стала рвать сочную малину, складывать её в корзинку. Ягод было много и девочки быстро набрали ягод и пошли домой. Вот мама обрадуется. Вечером мама с земляникой постряпала торт, а из малины сварила малиновое варенье.
3. Итог занятия.
В.: Мы с вами были в лесу, что там растёт? Вспомните, о чём говорили. Что узнали нового? Какие игры и задания понравились?

Литература:
1. Алябьева Е.А. Игры для детей 5-8 лет. Развитие логического мышлении и речи. - М.: ТЦСфера,2010.-112с.



Новые публикации

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной…

Семинар – практикум для педагогов на тему «Построение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Цель: выявление и обобщение знаний педагогов о создании...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос»

Проект для детей старшего дошкольного возраста. Тема проекта «Космос» Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение. Им продолжать дело, начатое нашими...

Читайте также

«Путешествие в страну математики»

«Путешествие в страну математики» 1. Коррекционно-образовательные задачи Программное содержание: Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи. Закреплять представления о геометрических фигурах. Формировать представление о...

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет…

Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет повсюду»

Проект по экологическому воспитанию (охрана окружающей среды)

Проект по экологическому воспитанию (охрана окружающей среды)

Читайте также

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя»

Проект в средней группе «Адвент-календарь «Новогодняя неделя» Проект реализуется в рамках свободной деятельности детей средней группы. Актуальность: в период глобализации особенно актуально...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Программа физкультурно-спортивной направленности «Волшебные шашки» по обучению игре в шашки…

Программа физкультурно-спортивной направленности «Волшебные шашки» по обучению игре в шашки детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и детей подготовительной к...





В блогах

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель»

Конспект родительского собрания «Профессия - родитель» Цель: взаимное общение педагогов и родителей с целью формирования педагогически обоснованной позиции в отношении воспитания ребенка. Задачи: Выявление противоречий и проблем в использовании методов семейного воспитания. Расширить и обогатить педагогические умения родителей по вопросам...

«Взаимовыручка и дружба»

Методическая разработка на тему: «Взаимовыручка и дружба» в старшей группе.   Цель: формирование духовно-нравственные ценности. Задачи: 1. Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества. 2. Развивать умение слушать и слышать товарищей. 3. Способствовать развитию понимания текста и умению давать нравственную...

Театрализованная игра сказка «Огород-теремок»

Ход сказки. Ведущий: Хорошо летом в огороде, только комарики звенят, выбегают два комарика и поют песню «Комар», сл. и муз. М.Л. Лазарева. Ведущий:  А овощи на грядках витаминов набираются от солнышка ясного, от дождика теплого. Весело живут, песни поют. Овощи поют...

«Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»

Тема: «Заучивание стихотворения« Осень» И.П.Токмаковой в средней группе»   Цель: формировать умение разучивать стихи с помощью мнемотаблицы. Задачи: -развивать память, наглядно-образное мышление,внимание; - развивать способности к волевым усилиям, самостоятельность; - расширять словарный запас; -закрепить знания детей, о признаках осени при...