«Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий»

 

«Ребенку доставляет большое удовольствие,

если он сам заметил и выяснил себе какое-то

явление, и если его рассуждение оказалось

действительно верным, тогда также доставляет

ему наибольшее удовольствие то, что он сделал

сам и достиг без указания других»

(П.Ф. Лесгафт)

 

I. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условия профессиональной деятельности

В Конституции РФ, в «Концепции модернизации Российского образования», в Законе РФ «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законных представителей) ребенок должен быть успешным. Ребенок должен овладевать умением жить в мире с самим собой, получить навыки индивидуальной работы и группового воздействия, научиться учиться. В долгосрочной перспективе: дети вырастают инициативными, творческими, самостоятельными. Раньше мы делали упор на то, что взрослый – главный направляющий. Теперь он – посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

В результате анализа практической деятельности, основного процесса дошкольного образования выявлены ряд недостатков:

В результатах:

- ребенок не может самостоятельно ставить цель своей деятельности;

- не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью;

- дошкольники привыкли, что за них решают взрослые, а педагоги, в свою очередь, не могут дать ту самостоятельность, которая им необходима.

В результате анализа организации основного образовательного процесса были выявлены следующие недостатки:

- нет современных дидактических электронных мультимедийных пособий (на которых дети самостоятельно умываются, одеваются, помогают друг другу и т.д.);

- недостаточно наглядного материала, на основе которого у ребенка формируется самостоятельность, целеустремленность;

- недостаточно дидактических пособий («Расскажи по картинкам», «Помоги другу», наглядно-дидактических пособий «Научи меня»).

При организации работы выявлены следующие недостатки в условиях:

- недостаточно теоретических знаний по данному вопросу;

- недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности, целеустремленности;

- безразличие некоторых родителей к деятельности своего ребенка; ребенок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями.

 

II. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа

В результате проведенного анализа, можно сделать вывод, что предстоит большая работа, как в работе с педагогами, так и с родителями.

Детей нужно приучать к самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции с раннего возраста, чтобы в последующем он был успешным и уверенным в себе человеком.

 

III. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся

Чтобы решить эту проблему, необходимо обозначить новые профессиональные результаты. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации Программы, а также её характера, особенностей развития детей и организация. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и других; способен выбирать себе ряд занятий, участников по совместной деятельности; ребенок способен к волевым усилиям; может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками; может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

 

IV. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля)

Для успешной реализации такого социально-коммуникативного аспекта как «становление самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий», необходимо провести изменения в самом образовательном процессе, а в частности в его содержании, средствах обучения и воспитания, а также в системе контроля.

1. В результате работы в содержании образовательного процесса произошли следующие изменения:

- разработан цикл занятий по данной теме;

- создано тематическое портфолио в группе («Мы растем»);

- составлено перспективное планирование с учетом возрастных особенностей детей;

- чтение рассказов и стихов (А. Барто, О. Зарецкой и т.д., использование пословиц);

- приглашение родителей (специалистов) для рассказа детям о своей работе;

- разнообразили сюжетно-ролевые игры, ситуации, связанные с детской самостоятельностью, целеустремленностью;

- разработаны конспекты итоговых мероприятий совместно с родителями (развлечение «Как мы взрослым помогаем», дискуссия «Может ли маленький ребенок быть самостоятельным»).

2. В средствах обучения и воспитания использовать:

- мультимедийную презентацию «Я умею умываться, одеваться»;

- аудиозапись рассказа Ю. Сотникова «Как я был самостоятельным»;

- дидактический материал по теме: «Быть самостоятельным – что это значит?».

3. Контролировать результативность образовательной программы необходимо с помощью педагогической диагностики.

 

V. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение образовательных ресурсов (кадровые, научно-технические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организованные)

В каждом моменте детской жизни воспитатель использует все возможности для того, чтобы дети были самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе. В связи с этим произошли изменения в условиях образовательного процесса, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов:

1. Кадровые:

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновление не только содержание образования, но и кадрового потенциала. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важных условий улучшения качества дошкольного образования. Этапы работы ДОУ по формированию у детей самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий:

- курсы повышения квалификации педагогов по программе внедрения в ФГОС в ДОУ;

- методические объединения по теме: «Как реализуется разработанная программа по формированию у детей самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий (старшего дошкольного возраста);

- овладение педагогами новыми инновационно-коммуникативными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

- участие в различных городских, муниципальных, региональных конференциях;

- осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

2. Научно-методические:

- методическое обеспечение воспитательно-образовательных процессов;

- методические пособия для детей по направлению «Учимся быть самостоятельными»;

- цикл занятий по формированию у детей самостоятельности, целеустремленности и саморегуляции собственных действий;

- создавать и редактировать презентации, тесты;

- использовать интерактивно-дидактические материалы.

3. Материально-технические:

- необходимо создание тематического, мультимедийного пособия, которое поможет воспитателю современно, доступно, интересно преподнести детям новые знания;

- приобретение ноутбука.

4. Нормативно-правовые:

В годовой план ДОУ и в Основную общеобразовательную программу внесены задачи социально-коммуникативного развития ребенка.

5. Информационные:

- доступ к образовательному процессу ДОУ и к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет;

- информирование родителей о ходе и результатах ведения в ФГОС в ДОУ на общих собраниях;

- приобретение литературы по данной теме.

6. Организационные:

- использование разнообразных видов детской деятельности и их интеграция в целях повышения эффективности работы по формированию самостоятельности, целеустремленности;

- совместная деятельность воспитателя и детей «Я люблю театр»;

- совместная деятельность воспитателя, родителей и детей в рамках познавательной деятельности «Как мы взрослым помогаем».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Сценарий к Дню города Москвы

Сценарий к Дню города Москвы Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В начале сентября Москва – столица нашей Родины празднует свой День Рождения...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...

Читайте также

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...