«Оздоровительная среда в условиях внедрения ФГОС в дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида»

Сегодня в дошкольных образовательных организациях ведущим является тезис о приоритетности мероприятий, связанных с охраной здоровья ребенка, повышением уровня его физической подготовленности и функциональных возможностей организма. Особенно это касается детей, имеющих речевые нарушения.

Работы профессора А.Г. Сухарева доказывают наличие теснейшей взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем ребенка. Он считает, что организм ребенка который полностью удовлетворяет биологическую потребность, способствует укреплению здоровья и благоприятствует дальнейшему развитию.

Таким образом, анализ научной литературы убедительно доказывает возможность и необходимость использования средств физического воспитания для укрепления здоровья детей, имеющих речевые нарушения.

Цель нашего исследования состояла создании и апробации системы работы для оздоровления детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, в условиях дошкольной организации. В работе участвовали 15 детей, посещающих логопедическую группу.

Первичная диагностика показала наличие речевых нарушений, были отклонения о нормы в процессе функционирования механизмов в речевой деятельности ребенка, при этом были выявлены нарушения и в двигательной сфере.

На основе проведенной диагностики педагогическим коллективом был составлен план работы, в ходе которого основное внимание было сосредоточено на формировании у дошкольников речевого дыхания.

Осознание большой ответственности за здоровье детей используя наработки дало нам стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы. Понимание того, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная физкультурно — оздоровительной работа, мы используем методическую литературу Пензулаевой Л.И., которая согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через физкульт минутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, конструирования и пр. Физическое воспитание дошкольников представляет собой единую систему воспитательно-оздоровительных мероприятий в режиме дня.

В.А. Сухомлинский писал, что забота о здоровье-это важнейший труд воспитателя, ведь от жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои силы [12]. Особенно важно понимать, что всю ответственность за здоровье ребенка несет дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть времени.

Наше дошкольное учреждение является видом комбинированной направленности. Наряду с обычными детьми, воспитываются часто и длительно болеющие дети, дети с нарушениями речи. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма — вот главная наша цель. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования от 17 октября 2013года № 1155 в достижении своей цели, приоритетной для себя определили физкультурно-оздоровительную работу, осуществляем которую на основе общеобразовательной программы обучения и воспитания детей. Если ребенок в возрасте 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, если он не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьезный сигнал стойкого системного нарушения всей речевой деятельности. Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной эффективно-волевой сферах. Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с дизартрией, моторной, сенсорной аллалией, заиканием. В связи с этим среди логопедов получило широкое направление здоровье сберегающая практика.

Целью нашей работы является формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  • Продолжить знакомство детей с актом дыхания.
  • Расширить знания детей о дыхании.
  • Познакомить детей с разными упражнениями для правильного дыхания во время подачи информации окружающим.
  • Развивать наблюдательность и любознательность.
  • Формировать навык остановки перед выходом на улицу.
  • Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение упражнений.
  • Активизировать работу по пропаганде формирования правильного дыхания и здорового образа жизни среди родителей.

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данная работа требует соблюдения таких принципов:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).
  • Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что развитие правильного дыхания это показатель как коррекции речи так и снижению заболеваемости.
  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье - родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Для результата к достижению способствует:

  • игровой характер речевых упражнений;
  • коррекционно-развивающий характер речевого материала;
  • тесная связь речи и познавательных интересов;
  • использование малых форм фольклора.

Занятия должны проводиться ежедневно в течении 15-25 минут и иметь исключительно игровую форму.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • лексико-грамматические игры и упражнения;
  • развитие связной речи;
  • сенсорное развитие;
  • работа над звуковой стороной речи;
  • физкультминутка-логоритмика.

В рамках опытно-экспериментальной работы на базе МДОУ д/с №26 комбинированного вида г.о. Орехово-Зуево, Московской области был разработан проект «Инновационные подходы по здоровье сбережению в системе образовательной деятельности детского сада». Цель которого был создание единого здоровье сберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни детей. Опираясь на творческий потенциал своего коллектива, большую заинтересованность родителей мы смогли реализовать задачи проекта. Инструктором по физическому воспитанию была разработана рабочая программа валеологической направленности «Я расту здоровым», цель которой формирование у детей здорового образа жизни. Учителем — логопедом ведется работа по оказании помощи в формировании и дальнейшем развитии речи детей.

В группах созданы условия для интеллектуального и эмоционального развития детей: уголки уединения, эстетично оформлена предметно-развивающая среда, которая помогает ребёнку отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности. Музыкально - спортивный зал, спортивная площадка, спортивные уголки в группах оборудованы с требованиями СаНПиНа 2.4.1.3049-13. Занятия в кружках помогают каждому ребёнку увидеть в себе личность, избавиться от многих комплексов, стрессов, сохранить здоровье.

На базе МДОУ д/с №26 комбинированного г.о. Орехово-Зуево, Московской области вида ежегодно проводятся городские методические объединения, методические семинары по внедрению и распространению опыта работы по здоровье сберегающим технологиям.

Деятельность детского сада по сохранению и укреплению здоровья детей предусматривает активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и педагога.

Проведенный анализ показывает, что детский сад находится в поисках моделей обучения, которое предусматривает разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных особенностей дошкольника.

В настоящее время педагогическим учреждением нужна оздоровительная инфраструктура, которая должна базироваться на научных основах здоровья, систематизация научных разработок по здоровью сбережению, научное обоснование современных организационно- методических подходов к воспитанию здорового ребёнка.

Заключение

Таким образом, применение здоровье сберегающих технологий, дают не только повышение двигательной активности на занятиях, но и развитие познавательных процессов, остроты зрения, мелкой моторики у детей. Кроме того, у них улучшается умственная деятельность, развиваются творческие способности. Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет будущее страны.

Надо помнить о том, что успех никогда не приходит сразу. Надо упорно работать, и результат не замедлит сказаться. Создавая установку на результат, мы делаем огромный шаг к успеху!

Вывод

Считаем в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и психофизические качества, необходимые для всестороннего гарм o ничного развития личности. Поэтому проблема оздоровления детей — это целенаправленная, систематически спланированная работа всего педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №26 комбинированного вида г.о. Орехово-Зуево, Московской области в течении длительного времени.

 

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. - С.21-28.
  2. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. - М., 2000.
  3. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. - Спб: Детство-Пресс, 2011. - 6с.
  4. Лопухина Н.С. Логопедия – Речь ритм и движение. Логопед 2004 № 6 с. 78 — 80
  5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М., 2002.
  6. Смирнов Л.Н. Логопедия в детском саду- М., Типография: Мозайка — Синтез, 2004. - 3с.
  7. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России // Школа здоровья. - 2000. - Т. 7. - №2. С.29-34.
  8. Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду- М, Издательство Мозайка — Синтез, 2012. -3-5с.
  9. Акбашев Т. Всеобщая валеограмотность: шаг первый // Народное Образование. 1995. - №5. - 107-122 с.
  10. Акофф Р. Искусство решения проблем. М.: Мир, 1982. - 220 с. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремеленных системах. Сов. радио, 1974.-271 с.
  11. Алексеев C.B., Петленко В.П. Мудрость здоровья. Культура и образ Жизни: / Под ред. Юрьева В.К. СПб, 1994. - 345 с.
  12. Сухомлинский А.В. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг…

Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг нас» Образовательная область: «Познание». Интеграция образовательных областей: «Социально - Коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое...

Читайте также

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну математики» Цель: Обогащать элементарные математические представления детей. Задачи: Закреплять...

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы

Сценарий праздника «День мамы» для средней группы Звучит музыка. Нарядные дети входят в зал, встают около стульев. Ведущая: Сегодня, друзья, самый нежный и...