Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг нас»

Образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Социально - Коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Цель: Систематизировать знания детей о воде.

Задачи:

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;

- развивать экологическую культуру.

развивающие:

- развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление, воображение.

- принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах; о роли воды в жизни человека и живых организмов,

- закреплять знания о круговороте воды в природе;

- дать элементарное представление о процессе фильтрации воды;

Цель экспериментальной деятельности: 
- Учить проводить исследования.

- Добиваться результатов.

- Размышлять, иметь своё мнение.

- Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия: презентация «Космическое путешествие»; яблоко; иллюстрации о воде; звуки воды (аудиозапись); карточки – символы (свойства воды); трехлитровая банка с водой; пена для бритья; подкрашенная вода; скафандры из 5- литровых пластиковых бутылей; кислородные баллоны из пластиковых бутылок; голубая ткань; стаканчики с загрязнённой водой; пустые стаканы; воронки; ватные диски; активированный уголь.

Предварительная работа.

Экскурсия к реке «Бердь». Экспериментирование с целью выявить свойства воды. Чтение: сказка шорцев «Два ручья», Т. А. Шорыгина «Родник».

 

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель звенит в колокольчик, зовет детей к себе.

Психогимнастика:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Мотивационная основа деятельности.

Воспитатель:

- Ребята, у меня сегодня такое хорошее настроение! А у вас? Тогда я приглашаю вас в увлекательное космическое путешествие. Готовы принять

участие в полете вокруг земли? А на чем мы с вами полетим? Прошу всех занять места (дети проходят через ворота из модулей в виде ракеты и располагаются в воображаемой ракете). Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают) 10,9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт!

3. Основная часть.

- Вот мы и взлетели. Что можно увидеть из иллюминатора? Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (рассматривают глобус).

- Что такое Земля?

- Почему Землю называют «голубой» планетой?

- Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало?

- У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах?
(соленая) Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя.
 Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах.
Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а вот это часть пресная чистая вода - это вода, которую можно употреблять человеку (показывает тонкую дольку яблока).

- Так много или мало пресной воды на земле? (ответы детей) Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать. Я хочу вам открыть секрет наш космический корабль не простой, а исследовательский. Как вы думаете, что это значит? Кто такие исследователи? (ответы детей) Сегодня, мы с вами будем учёными – исследователями. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

И летаю, и бегу и стеклянной быть могу.

- Что же нам нужно исследовать? (Воду)И как настоящие исследователи мы будем собирать все сведения о воде в папку исследователя.

Воспитатель включает звуки воды и просит детей прослушать их (шум моря, ливень, водопад, течение реки, капающий кран.). Дети по мере прослушивания находят и выкладывают карточки с изображением «источника» звука воды.

- Где вы наблюдали воду? Какая она была? Что вы знаете о её свойствах? (вода жидкость без цвета, без вкуса, без запаха, без формы - дети находят символы, выставляют на магнитной доске).

- Вода одно из удивительных веществ на нашей планете.Но чтобы правильно использовать воду, человек должен знать не только о волшебных свойствах, но и о том, что вода может принести как пользу, так и вред.

Сыграем в игру «Хорошо – плохо».

«Вода – это хорошо. Почему?». «Вода – это плохо. Почему?» (Игра ТРИЗ «Хорошо - плохо»).

Примерные ответы детей.

Хорошо:

1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.

2. Водой можно закаляться, играть с водой.

3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

4. В воде стирают одежду.

5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.

6. В воде живут разные животные. Вода нужна для питья животным.

Плохо:

1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

2. Горячей водой можно обжечься.

3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

- Еще более интересно то, что в природе вода встречается в трех состояниях. А в каких, вы узнаете, отгадав загадки:

1.Мягкий он, а не подушка. Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка. А согреешь – ручеек (СНЕГ).

2.Пушистая вата плывет куда- то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (ОБЛАКО).

3.Прозрачное, как стекло. А не вставишь в окно (ЛЕД).

4.Очень добродушная, я мягкая, послушная.

Но когда я захочу, даже камень источу (ВОДА).

Ребята, что объединяет все эти загадки? Разве облако, лед и снег – тоже вода? Почему вы так думаете? (ответы детей). Правильно, вода бывает в трех состояниях. В твердом - в виде снега, льда и инея.В жидком - в виде дождя, озера, реки.И в газообразном - в виде облака, тумана или пара. Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно. При каких условиях вода превращается в снег или лед? (ОТ МОРОЗА). Отчего превращается в пар? (ОТ НАГРЕВАНИЯ). Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. Посмотрите на схему – рисунок (на магнитную доску выставляется схема «Круговорот воды в природе»). Кто сможет рассказать, как происходит круговорот воды в природе? (ответы детей). Правильно. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это

дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе. А хотите увидеть, как из облака идёт дождь?!

Проводится опыт «Дождевые облака» (в трёхлитровую банку, заполненную на 2/3 водой выдавить пену для бритья так, чтобы она была похожа на кучевые облака; предложить ребёнку пипеткой на пену накапать окрашенную синей гуашью воду; наблюдаем, как цветная вода проходит сквозь облако и продолжает своё путешествие ко дну банки).

Вывод: так в природе вода сначала накапливается в облаках, а затем проливается на землю.

Звучит сигнал: SOS. Ребята, слышите? Это сигнал SOS. Кто знает, что обозначает этот сигнал? (ответы, предположения детей) Во всём мире сигнал SOS обозначает призыв о помощи. Давайте посмотрим, кто с нами на связи (на экране монитора видеозапись)

-Здравствуйте, Земляне. Планета «Альфа» и мы, её жители, в опасности. Профессор «Злодейкин» вылил в нашу реку цистерну нефти. Запасы питьевой воды на исходе. Мы в панике. Просим вас, спасите нас.

Воспитатель: Что же делать ребята? Что вы предлагаете? Сможем ли мы очистить воду? Кто знает, как очищают воду у нас на земле? (ответы детей) Загрязненная вода вредна и непригодна, поэтому грязную воду очищают с помощью фильтров. Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси (частицы краски, почвы, масла и т.д.). Но сначала нам нужно приземлиться на планету «Альфа» и взять пробы воды. Вы готовы? Наденьтескафандры и не забудьте взять баллоны с кислородом (под музыку группы «Спейс» дети имитируют высадку на планету, на имитируемой реке берут стаканы с загрязнённой водой, возвращаются на корабль, снимают скафандры). На борту нашего космического корабля есть лаборатория (воспитатель приглашает детей).

Пальчиковая гимнастика. Перед началом работы разомнём пальчики:

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так. Не обидятся никак.

- Для фильтрации воды нам потребуется воронка, вата, таблетка активированного угля, фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и салфетка)

- Возьмем вату, угольную таблетку в ватном диске, салфетку и поместим в воронку слой за слоем, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду (дети проводят опыт: фильтрация воды). Что мы видим? (обсуждение результата).

Видеозапись:

- Спасибо, Земляне! Теперь мы знаем, что нам делать, как очистить нашу реку!

4. Рефлексия.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, доброе дело сделали! А наше космическое путешествие подходит к концу. Понравилось вам путешествовать? Давайте подведём итог. Вопросы к детям:

1. Что мы сегодня исследовали?

2. Какими свойствами обладает вода?

3. В каких трёх состояниях вода может существовать?

4. Какая вода пригодна для жизни человека?

5. Как мы с вами можем беречь воду?

6. Как можно очистить воду от загрязнения?

Мы возвращаемся на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке»

Конспект дидактической игры «Чудеса в коробочке» Цель: Познакомить детей с названиями различных цветов Закреплять знания о различных цветах, умению называть их. Развивать зрительное восприятие. Закреплять...

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе

Развлечение «Осенняя ярмарка» в подготовительной к школе группе Действующие лица: взрослые - дети - Иван Ваня, Красавица. Программное содержание: 1. Повторить и закрепить потешки, заклички...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной…

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну Математика» Возраст: 6 –...

Читайте также

Исследовательская или проектная деятельность?

Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной…

Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года. Обучающие...