Конспект НОД для детей подготовительной группы «Космическое исследование «Вода вокруг нас»

Образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Социально - Коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы.

Цель: Систематизировать знания детей о воде.

Задачи:

воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;

- развивать экологическую культуру.

развивающие:

- развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление, воображение.

- принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.

образовательные:

- уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах; о роли воды в жизни человека и живых организмов,

- закреплять знания о круговороте воды в природе;

- дать элементарное представление о процессе фильтрации воды;

Цель экспериментальной деятельности: 
- Учить проводить исследования.

- Добиваться результатов.

- Размышлять, иметь своё мнение.

- Обобщать результаты опытов.
Материал для занятия: презентация «Космическое путешествие»; яблоко; иллюстрации о воде; звуки воды (аудиозапись); карточки – символы (свойства воды); трехлитровая банка с водой; пена для бритья; подкрашенная вода; скафандры из 5- литровых пластиковых бутылей; кислородные баллоны из пластиковых бутылок; голубая ткань; стаканчики с загрязнённой водой; пустые стаканы; воронки; ватные диски; активированный уголь.

Предварительная работа.

Экскурсия к реке «Бердь». Экспериментирование с целью выявить свойства воды. Чтение: сказка шорцев «Два ручья», Т. А. Шорыгина «Родник».

 

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель звенит в колокольчик, зовет детей к себе.

Психогимнастика:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Мотивационная основа деятельности.

Воспитатель:

- Ребята, у меня сегодня такое хорошее настроение! А у вас? Тогда я приглашаю вас в увлекательное космическое путешествие. Готовы принять

участие в полете вокруг земли? А на чем мы с вами полетим? Прошу всех занять места (дети проходят через ворота из модулей в виде ракеты и располагаются в воображаемой ракете). Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. Внимание! До старта осталось 10 секунд, (дети хором считают) 10,9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, старт!

3. Основная часть.

- Вот мы и взлетели. Что можно увидеть из иллюминатора? Посмотрите, какой маленькой кажется наша земля из космоса (рассматривают глобус).

- Что такое Земля?

- Почему Землю называют «голубой» планетой?

- Правильно, ребята. На нашей Земле 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало?

- У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете? Кто знает, какая на вкус вода в морях и океанах?
(соленая) Можно ее пить? Готовить пищу на ней? Верно, нельзя.
 Где в природе есть пресная вода? Верно, в реках, озерах.
Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле, а вот это часть пресная чистая вода - это вода, которую можно употреблять человеку (показывает тонкую дольку яблока).

- Так много или мало пресной воды на земле? (ответы детей) Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать. Я хочу вам открыть секрет наш космический корабль не простой, а исследовательский. Как вы думаете, что это значит? Кто такие исследователи? (ответы детей) Сегодня, мы с вами будем учёными – исследователями. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Я и туча, и туман, и ручей, и океан.

И летаю, и бегу и стеклянной быть могу.

- Что же нам нужно исследовать? (Воду)И как настоящие исследователи мы будем собирать все сведения о воде в папку исследователя.

Воспитатель включает звуки воды и просит детей прослушать их (шум моря, ливень, водопад, течение реки, капающий кран.). Дети по мере прослушивания находят и выкладывают карточки с изображением «источника» звука воды.

- Где вы наблюдали воду? Какая она была? Что вы знаете о её свойствах? (вода жидкость без цвета, без вкуса, без запаха, без формы - дети находят символы, выставляют на магнитной доске).

- Вода одно из удивительных веществ на нашей планете.Но чтобы правильно использовать воду, человек должен знать не только о волшебных свойствах, но и о том, что вода может принести как пользу, так и вред.

Сыграем в игру «Хорошо – плохо».

«Вода – это хорошо. Почему?». «Вода – это плохо. Почему?» (Игра ТРИЗ «Хорошо - плохо»).

Примерные ответы детей.

Хорошо:

1. Вода нужна для питья, чтобы умыться, вымыть руки.

2. Водой можно закаляться, играть с водой.

3. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.

4. В воде стирают одежду.

5. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.

6. В воде живут разные животные. Вода нужна для питья животным.

Плохо:

1. Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.

2. Горячей водой можно обжечься.

3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.

4. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.

5. Если не умеешь плавать, можно утонуть.

6. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.

- Еще более интересно то, что в природе вода встречается в трех состояниях. А в каких, вы узнаете, отгадав загадки:

1.Мягкий он, а не подушка. Белый он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка. А согреешь – ручеек (СНЕГ).

2.Пушистая вата плывет куда- то. Чем вата ниже, тем дождик ближе (ОБЛАКО).

3.Прозрачное, как стекло. А не вставишь в окно (ЛЕД).

4.Очень добродушная, я мягкая, послушная.

Но когда я захочу, даже камень источу (ВОДА).

Ребята, что объединяет все эти загадки? Разве облако, лед и снег – тоже вода? Почему вы так думаете? (ответы детей). Правильно, вода бывает в трех состояниях. В твердом - в виде снега, льда и инея.В жидком - в виде дождя, озера, реки.И в газообразном - в виде облака, тумана или пара. Вот такая она волшебница. Может превращаться во что угодно. При каких условиях вода превращается в снег или лед? (ОТ МОРОЗА). Отчего превращается в пар? (ОТ НАГРЕВАНИЯ). Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. Посмотрите на схему – рисунок (на магнитную доску выставляется схема «Круговорот воды в природе»). Кто сможет рассказать, как происходит круговорот воды в природе? (ответы детей). Правильно. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это

дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе. А хотите увидеть, как из облака идёт дождь?!

Проводится опыт «Дождевые облака» (в трёхлитровую банку, заполненную на 2/3 водой выдавить пену для бритья так, чтобы она была похожа на кучевые облака; предложить ребёнку пипеткой на пену накапать окрашенную синей гуашью воду; наблюдаем, как цветная вода проходит сквозь облако и продолжает своё путешествие ко дну банки).

Вывод: так в природе вода сначала накапливается в облаках, а затем проливается на землю.

Звучит сигнал: SOS. Ребята, слышите? Это сигнал SOS. Кто знает, что обозначает этот сигнал? (ответы, предположения детей) Во всём мире сигнал SOS обозначает призыв о помощи. Давайте посмотрим, кто с нами на связи (на экране монитора видеозапись)

-Здравствуйте, Земляне. Планета «Альфа» и мы, её жители, в опасности. Профессор «Злодейкин» вылил в нашу реку цистерну нефти. Запасы питьевой воды на исходе. Мы в панике. Просим вас, спасите нас.

Воспитатель: Что же делать ребята? Что вы предлагаете? Сможем ли мы очистить воду? Кто знает, как очищают воду у нас на земле? (ответы детей) Загрязненная вода вредна и непригодна, поэтому грязную воду очищают с помощью фильтров. Чтобы сделать воду снова прозрачной, надо отфильтровать механические примеси (частицы краски, почвы, масла и т.д.). Но сначала нам нужно приземлиться на планету «Альфа» и взять пробы воды. Вы готовы? Наденьтескафандры и не забудьте взять баллоны с кислородом (под музыку группы «Спейс» дети имитируют высадку на планету, на имитируемой реке берут стаканы с загрязнённой водой, возвращаются на корабль, снимают скафандры). На борту нашего космического корабля есть лаборатория (воспитатель приглашает детей).

Пальчиковая гимнастика. Перед началом работы разомнём пальчики:

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни.

Хочешь эдак, хочешь так. Не обидятся никак.

- Для фильтрации воды нам потребуется воронка, вата, таблетка активированного угля, фильтровальная бумага. (Если фильтровальной бумаги нет, подойдет и салфетка)

- Возьмем вату, угольную таблетку в ватном диске, салфетку и поместим в воронку слой за слоем, после чего процедим (отфильтруем) загрязненную воду (дети проводят опыт: фильтрация воды). Что мы видим? (обсуждение результата).

Видеозапись:

- Спасибо, Земляне! Теперь мы знаем, что нам делать, как очистить нашу реку!

4. Рефлексия.

Воспитатель:

- Молодцы, ребята, доброе дело сделали! А наше космическое путешествие подходит к концу. Понравилось вам путешествовать? Давайте подведём итог. Вопросы к детям:

1. Что мы сегодня исследовали?

2. Какими свойствами обладает вода?

3. В каких трёх состояниях вода может существовать?

4. Какая вода пригодна для жизни человека?

5. Как мы с вами можем беречь воду?

6. Как можно очистить воду от загрязнения?

Мы возвращаемся на Землю. Расчетное время полета подходит к концу. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10! Полет закончен. С благополучным возвращением на родную землю!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию…

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию «Мамин день» в средней группе НОД Художественно-эстетическое развитие Средний дошкольный возраст (средняя группа 4...

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Читайте также

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача...

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей…

Конспект музыкального занятия с использованием новых образовательных технологий в старшей группе

Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей…

Сценарий развлечения по познавательному развитию «Берегите лес ребята!» в старшей группе Цель: формирование у детей бережного отношения к природе. Программные задачи: - сформировать у детей...