Открытое занятие по ФЭМП «В стране Математики» для детей подготовительной группы

Цель: закрепление знаний, полученных на занятиях в течении учебного года.

Обучающие задачи:

- закрепить знания детей о геометрических фигурах;

- закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10;

- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги;

- закрепить умение «записывать» и «читать» записи используя знаки;

- продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на наглядной основе, составлять решение из цифр;

- закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших.

Ход занятия:

Ребятки, к нам сегодня пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы.

Воспитатель: - «Сегодня мне принесли письмо. Это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот, послушайте, что она пишет».

(Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.)

1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: он перессорил всех жителей между собой, решил задачи с ошибками!

Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Дорогие ребята, если вы сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.

Ваш друг Царица Математика».

Воспитатель: - «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-государстве?»

Дети: «Да, да, поможем!»

Воспитатель: - А как же попасть в это царство? Я кажется знаю…чтобы нам туда попасть, нужен какой-нибудь транспорт. А какой транспорт нам подойдет мы сейчас узнаем. Для этого вам нужно отгадать загадки:

«У него углы прямые

И четыре стороны.

Те, которые напротив,

Параллельны и равны» (прямоугольник)

«Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

А зовут его…» (квадрат)

«Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня!» (круг)

«Три моих стороны

Могут разной быть длины

Где стороны встречаются –

Угол получается.

Что же вышло? Посмотри!

Ведь углов-то тоже три.

На меня вы посмотрите,

Мое имя назовите?» (треугольник)

Воспитатель на каждую отгадку располагает геометрические фигуры на магнитной доске. В итоге получается автобус.

Воспитатель: Молодцы ребята! В путешествие мы отправимся на автобусе. А чтобы нам не было скучно ехать, поиграем в игру.

Игровое упражнение «Назови день недели».

А теперь предлагаю поиграть в игру и называется она «Назови день недели». Будьте внимательны.

- Саша уехал к бабушке в пятницу, а вернулся через два дня на третий день. В какой день недели вернулся Саша? (в понедельник)

-Дети в детском саду начали готовиться к празднику «День космонавтики» в понедельник, а через три дня на четвертый начался праздник. Когда начался праздник? (в пятницу)

-В воскресенье Маша спросила у мамы, когда у нее будет день рождения. Мама сказала, что послезавтра. Когда у Маши будет день рождения? (во вторник).

А чтобы попасть в страну математики нам еще нужно узнать пароль. А паролем будут правильные ответы на вопросы, которые прислала Царица Математики.

- Внимательно слушайте вопросы и дайте правильные ответы.

(Педагог. Бросает мяч – дети отвечают на вопросы)

1. Сколько ушей у двух кошек? (4)

2. Сколько дней в неделе? (7)

3. Сколько глаз у светофора? (3)

4. Сколько пальцев на одной руке? (5)

5. Сколько солнышек на небе? (1)

6. Сколько лап у двух собак? (8)

7. Сколько пальцев на двух руках? (10)

8. Сколько в неделе выходных дней? (2)

9. Какое число меньше 7, но больше 5? (6)

10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).

(В процессе ответов на вопросы дети прикрепляют к доске карточки с цифрами – ответами)

Вы правильно ответили на все вопросы, но для того, чтобы узнать пароль, надо числа поставить по порядку. (выходит ребенок и выкладывает числовой ряд)

- А теперь я переверну карточки на другую сторону, и мы сможем прочитать «пароль» (на обратной стороне написано слово «Математика»).

Педагог: «Молодцы, ребята, вы узнали пароль, и теперь мы с вами в математической стране.

Физминутка

Раз-подняться, потянуться,

Два- согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка

Головой три кивка

На четыре-руки шире

Пять- руками помахать

Шесть-на место тихо сесть.

Предлагаю вам тихо пройти за столы и посмотреть, что же натворил здесь двоечник-хулиган.

Воспитатель: В стране Математики живут не только числа, но и геометрические фигуры. Живут они в волшебных домиках.

На магнитной доске расположены домики с геометрическими фигурами (кругами, треугольниками, квадратами, овалами, прямоугольниками и ромбами на крыше которых написаны цифры (5, 7, 9).

Воспитатель: Посмотрите, на крышах домиков написаны цифры. А как вы думаете, что они обозначают?

Дети: Цифра обозначает, сколько жителей должно жить в домике.

Воспитатель: Правильно. Но посмотрите, в домиках уже живут жители – круги. Но их количество не совпадает с числом жителей, которые должны там жить. Поэтому нам нужно поселить в каждый домик еще жителей. Так, чтобы количество жителей совпадало с числом, которое обозначает цифра на крыше домика.

Дети по очереди выполняют задание. Задача детей добавить нужное количество кругов в каждый домик. Обсудить с детьми, как получилось нужное количество (состав числа из двух меньших).

Дети: мы добавили к недостающему количеству кругов необходимое количество

Воспитатель: Молодцы, ребята, с заданием справились!

6 задание – «Составление задач»

Воспитатель: Всех мы по домикам расселили, а теперь давайте с вами узнаем, сколько же всего домиков у жителей. Для этого нам нужно решить задачу. Ребята, давайте вспомним из каких частей состоит задача?

Дети: "Задача" - это "Условие, "Вопрос", "Решение", "Ответ".  Какие вы знаете арифметические действия? (сложение, вычитание). Какие вы знаете арифметические знаки (плюс, минус, равно), Что такое условие задачи - это маленький рассказ, в котором есть числа, их должно быть не менее двух, ещё в задаче есть вопрос, который должен соответствовать смыслу задачи.

Итак, послушайте внимательно задачу. «В стране Математики 3 желтых домика и 4 красных домика. Сколько всего домиков в стране?»

Какие домики есть в стране Математики?

Дети: Желтые и красные.

Воспитатель: Сколько было желтых домиков?

Дети: Три желтых домика

Воспитатель: Сколько красных?

Дети: Четыре красных домика.

Воспитатель: Как называется эта часть задачи?

Дети: Условие.

Воспитатель: А что нам нужно узнать?

Дети: Сколько всего домиков в стране Математики.

Воспитатель: А какая эта часть задачи?

Дети: Вопрос.

Воспитатель: А что нам нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего домиков?

Дети: Нужно сложить, прибавить.

Воспитатель: А теперь мы сделаем запись решения задачи.

К доске вызывается один ребенок и располагает решение задачи: 3+4.

Воспитатель: А теперь давайте узнаем ответ задачи. Сколько будет 3+4?

Дети: Будет 7.

Ребенок у доски добавляет к записи =7.

Воспитатель: Теперь мы можем ответить на вопрос задачи: сколько всего домиков в стране Математики?

Дети: В стране Математики 7 домиков.

Воспитатель: Молодцы, все домики посчитали. А сейчас попробуйте решить очень хитрую задачу: «Мама собралась варить фруктовый компот. Она взяла из холодильника 3 огурца и 2 моркови. Сколько всего фруктов взяла мама?»

Дети: Нисколько. Огурец и морковь – это овощи»

- На клумбе расцвело 10 роз, за ночь распустилось ещё 10. Стало очень красиво. Это задача?

- Нет.

- Почему?

здесь нет вопроса!

- Скажите, можно ли решить такую задачу: Пете купили восемь машин, а потом ещё несколько. Сколько всего у Пети стало машин?

Эту задачу решить нельзя, потому что в ней нет второго числа.

- Правильно! Молодцы!

А теперь предлагаю вам придумать задачу на вычитание, и записать с помощью карточек, остальные ребята будут решать задачу на своих местах. (Дети составляют задачи на вычитание)

Молодцы, а теперь давайте наши пальчики сделают гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «В школу»

В школу осенью пойду. («Шагают» пальчиками обеих рук по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать, (Загибают по одному пальчику с мизинца)

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду! (Грозят указательным пальчиком)

7 задание – «Графический диктант»

Воспитатель: Вот мы с вами и побывали в стране Математики. Помогли жителям найти своих соседей, разрешили их спор, поселили в домики, посчитали домики. А теперь нам пора отправляться обратно в детский сад. Сюда мы приехали на автобусе, а обратно поедем на другом транспорте. Сейчас вы узнаете, на чем мы отправимся в путь.

Дети берут рабочие тетради для выполнения графического диктанта.

Воспитатель: 7 клеток вверх, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 5 влево, 1 вниз, 4 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 5 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 4 вправо. Ну и на каком транспорте мы отправляемся в детский сад?

Дети: Мы поплывем на корабле.

Воспитатель: Молодцы. Закрывает глазки, представьте, что мы плывем на корабле. Начинаем обратный отсчет.

Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Воспитатель: Ура, открывайте глазки, мы прибыли в детский сад.

Заключительная часть

7. Воспитатель: «Ну вот мы и дома, в детском саду. Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?»

Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»

Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие? Вы молодцы, справились со всеми заданиями, помогли Царице Математике и жителям Сказочного города. Я очень рада, что вы у меня такие умные и способные дети, готовые в любую минуту прийти на помощь. Ребята, давайте вспомним с какими препятствиями мы сегодня сталкивались? Какие задания выполняли? Какие из заданий вам показались наиболее сложными? Вам понравилось занятие? (Дети отвечают на вопросы

Входит пом. воспитателя и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: «Большое спасибо. Кто бы это мог быть?»

Письмо Царицы Математики: «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы пересчитали все дома и расселили дома из геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит абсолютная точность и порядок».

(Педагог зачитывает детям письмо, в котором Царица Математика благодарит детей за оказанную помощь.)

Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...

Педагогический проект «Зимующие птицы»

Педагогический проект «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитатель. Срок реализации: краткосрочный (1 неделя). Цель: создание условий для расширения представлений детей...

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк»

Технологическая карта занятия в ДОУ «Профессия Моряк» Старшая группа Образовательные области: Познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, физическое Цель: понимание значения профессии -«моряк» в...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного…

Музыкальная среда как средство развития творческого потенциала личности ребёнка дошкольного возраста Среда для развития музыкально-творческой деятельности в ДОУ создаётся музыкальным руководителем...

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...