Играя, танцуя, слушаем, думаем и правильно говорим

                                                                                                                                            «Движение может по своему действию может заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить

действие движения»
(Торквато Тассо)

             «Движение есть жизнь, уменьшение же подвижности означает

снижение жизненных процессов»

(В. В. Гориневский)

В содержании «Федеральных государственных образовательных требований», введенных в дошкольных учреждениях, выделяются 4 основных Играя, танцуя, слушаем, думаем и правильно говоримнаправления развития ребенка (интегральные компоненты содержания дошкольного образования): социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

Центральным направлением является физическое развитие ребенка, его здоровье.

Как же нам – педагогам сформировать в ребенке изнутри потребность к движению, а через движение к познанию, сформировать творчески активного непоседу?

Как занятия по ритмике, так и подвижные игры и упражнения, которые могут проводить воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагог-хореограф, воспитатель по физической культуре с детьми раннего возраста и до школы решают поставленную задачу. Ведь главное вовлечь ребенка в движение, в игру, на том содержательном материале, каким владеет взрослый. Задача интегрировать движение в образовательную среду во всех направлениях – это чудо педагогического воздействия и мастерства. Это путь к успешности, путь к здоровью ребенка, к его физическому и психическому благополучию.

Остановимся подробнее на тех видах работ, которые активно используются на занятиях по ритмике.

При всем многообразие подвижных игр и упражнений, наибольший интерес для педагога-хореографа представляют игры с танцевальными движениями. Они направлены на развитие тела и психики ребёнка, находящиеся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Определенная ритмическая пульсация, с которой связаны движения, вызывает согласованную реакцию всего организма – дыхательной, сердечной, мышечной деятельности, а также эмоциональный отклик, что содействует общему оздоровлению организма. Такие движения, как ходьба, бег, прыжки, приседания, наклоны, повороты корпуса, выполняемые под музыку, содействуют повышению умственной и физической работоспособности. Двигательная активность стимулирует раскованность и свободу движений детей и активизирует творчество. Дети имеют возможность самостоятельно и творчески организовывать знакомые подвижные игры, доводить их до конца, проявляя инициативу. Развивая творчество в двигательной деятельности, мы формируем умение варьировать упражнения и игры, придумывать и выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, грациозность, выразительность, пластичность движений. Имея определенные навыки и умения, двигательный опыт, дети могут применить их в творческих играх-этюдах.

Так, например, игра-этюд «Что слышу я?».

Задача детей показать то, что они услышали, сымпровизировать, преобразить звук в движение.

«Рано-рано поутру слышу я «Ку-ка-ре-ку»,     (изобразить петуха)

«Ква-ква-ква»,                                                    (изобразить лягушку)

«Му-му-му»,                                                        (изобразить корову)

проскакало кенгуру,                                          (изобразить кенгуру)

пробежали мышки,                                            (изобразить мышку)

упали с полки книжки.                                       (изобразить падение книги)

Дошкольному педагогу важно помнить, что совершенствование двигательных навыков влияет не только на развитие мимики, пластики, точности и координации, общей и мелкой моторики, но и тесным образом влияет на развитие речи ребенка.

На связь общей моторики с речью указывали В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, В.П. Баранкеева, В.П. Осипов и другие. И.П. Павлов рассматривал речь как «прежде всего кинестетические раздражения, идущие в кору от речевых органов. И формирование движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы». Поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна».

Рассмотрим некоторые аспекты влияния движения на речь, применительно к занятиям по ритмике.

Ученые, изучающие деятельность мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах начинают с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений: одевания, раздевания, застегивания и расстегивания пуговиц, манипулирования палочками для еды, ложками, ножницами. Как известно, развитие детской речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук, поэтому каждое занятие по ритмике начинается с пальчиковых игр, песен и стихов, сопровождаемых движениями и музыкой. Такие игры учат детей координировать движения с музыкой, со словом, что способствует речевому и эмоциональному развитию.

Например, пальчиковая гимнастика «Барбос»:

«Жил на улице Барбос,          (правая рука делает упражнение «собака»)

Был Барбос бродячий пес,   (левая рука делает упражнение «собака»)

Он по улицам ходил               (указательные и средние пальцы «идут» по

ножкам)

И из лужи воду пил.               (пальчики делают хватательные движения на

коленях)

Пес мечтал иметь свой дом,         (над головой сделать треугольник из рук)

И хозяйку в доме том.                    (поглаживание ладоней)

Чтоб трепала по загривку,             (соединить пальцы в замок и шевелить ими)

Наливала в миску сливки,            (соединить ладони в «мисочку»)

Выходила с ним гулять,               (указательные и средние пальцы «идут» по

ножкам)

Говорила «Фу, стоять»!               (один раз хлопнуть в ладоши, и шлепнуть по

коленям, акцентируя сильные доли).

На занятиях по ритмике используется система музыкально-двигательных и музыкально-речевых игровых упражнений, выстроенных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Такие игровые логоритмические упражнения являются средством развития чувства ритма речи.

Чувство ритма в своей основе имеет моторную, активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Жак-Далькроз утверждал, «что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело». Ритм оказывает влияние на становление общей моторики, в том числе и артикуляционной. Поэтому логоритмические упражнения позволяют решать задачи, связанные не только с речевой функцией, но и такие как:

- развитие и совершенствование статической и динамической координации;

- развитие переключаемости движений;

- развитие мышечного тонуса;

- развитие двигательной памяти и произвольного внимания;

- развитие пространственной ориентировки;

- формирование межполушарного взаимодействия.

Например, логоритмическое упражнение «Острова».

Раз, два –                (два хлопка на каждое слово)

Острова,                 (отрываем по очереди руки в стороны, правую и левую)

Три, четыре –         (два хлопка на каждое слово)

Мы приплыли,       (имитируем движения рук при плавании, 2 раза)

Пять, шесть –        (два хлопка на каждое слово)

Сходим здесь,      (два шага на месте с высоким подниманием бедра)

Семь, восемь –    (два хлопка на каждое слово)

Много сосен,         (поднимаем руки вверх по очереди, правая и левая)

Девять, десять –  (два хлопка на каждое слово)

Мы в пути,              (три притопа на месте)

До-счи-тал до де-ся-ти! (поочередно: правую руку положить на голову, левую - под подбородок, правую положить на щеку, левую – на щеку, правую руку вытянуть вперед, левую – вперед, 1 хлопок)

Многие дети испытывают затруднения, выполняя логоритмические и пальчиковые упражнения, так как не могут слаженно соединить движения и речь. Поэтому уже с первых недель жизни, общаясь с малышом, нужно разговаривать с ним, петь песенки, рассказывать потешки и прибаутки. Они позволяют устанавливать контакт с ребенком и вызывают у него массу положительных эмоций. Талантливые люди из народа создавали такие детские потешки, как «Ладушки», «Сорока» и другие, в которых мать заставляет работать пальцы ребёнка. На занятиях по ритмике с детьми раннего возраста очень важно не забывать про детские потешки, проиграть их в сочетании с музыкой.

Самое первое, что нам хочется пожелать близкому или уважаемому нами человеку – здоровья. В нем светлая сила развития и благополучия, самой значимой частички Природы - Человека.

Именно дошкольному образованию первому выпала ответственная и благородная миссия – лелеять ребенка как мать и заботиться о формировании его здоровья.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город»

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город» Образовательные: Закрепить и обобщить знания о родном городе Миассе и о его...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Читайте также

Сценарий развлечения для младших и средних групп «Морковка и капустка…

Сценарий развлечения для младших и средних групп «Морковка и капустка для зайки» Оборудование: домик; бубны, колокольчики, капуста, морковка (муляж); Действующие лица: Зайчик...

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...