Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»
Для воспитанников пятого года жизни
Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие.
Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала и художественно-эстетической активности воспитанников средствами продуктивной деятельности».
Цели и задачи реализации.
Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техник работы с бумагой.
Задачи. Развивающие:
- Развитие индивидуальных способностей детей.
- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Обучающие:
- Обучение различным приемам работы с бумагой (скатывание, сминание, обрывание).
- Применение знаний, полученных на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительного искусства и других, для создания композиций.
- Учить выполнять работу коллективно.
Воспитательные:
- Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
- Привитие навыков работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
- Расширение коммуникативных способностей детей.
- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
- Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Принципы и подходы.
Организационные принципы
(Возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп.)
Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения знаний занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю.
Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.
А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
•репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Принципы обучения:
• «От простого к сложному»
Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.
• “Знай, где узнать”.
Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества воспитанников. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.
• “Творим вместе”.
Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.
• “Творим рядом”.
В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая часть предполагает работу с использованием дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера.
2.4.Планируемый результат
В результате обучения воспитанники:
– будут знать основные геометрические понятия;
– будут создавать композиции из бумаги;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы и виды контроля
Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ воспитанников:
– в группе;
– оформление интерьера детского сада.
Участие в конкурсах разного уровня
Выставки могут быть:
- однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ воспитанников, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Планирование создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности детского сада.
Учебно-тематическое планирование.
Тема | Количество часов |
Тип, форма занятий |
Элементы содержания (дидактические единицы) |
Вид работы и контроля |
Методическое обеспечение |
Вводное занятие. 1.Соблюдение правил по технике безопасности. | 1 | занятие-знакомство. | Ознакомление воспитанников с историей, содержанием предстоящей работы. Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями |
Теоретическая работа | Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.27 |
2.« Из истории происхождения ножниц» | 1 | беседа | Знакомство с видами ножниц | Практическая работа | Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.31 |
3. «Откуда пришла бумага?» | 1 | экспериментирование | Изучение свойств бумаги и картона | Практическая работа | Л.В. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», ст.28 |
«Секреты бумажного творчества». 4.Обрывная аппликация «Домик на поляне» |
1 | Комбинированное занятие | Прием обрывания | Практическая работа | А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду», ст.64 |
5-6.Скручивание в жгут «Петушок» | 2 | Комбинированное занятие | Приемы скручивания | Практическая работа | К. Лубковская, И. Згрыхова «Сделаем это сами», ст.159 |
7.Аппликация «Цветы» | 1 | Комбинированное занятие | Приемы комбинирования базовых форм | Практическая работа | Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах»,ст.187 |
8.Скатывание в комок «Овощи» | 1 | Комбинированное занятие | Приемы скатывания | Практическая работа | К. Лубковская, И. Згрыхова «Сделаем это сами», ст.141 |
9.Мозаика «Удивительный узор» | 1 | Комбинированное занятие | Приемы обрывания | Практическая работа | А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду», ст.60 |
10.Моделирование из полос бумаги «Ромашка» | 1 | Комбинированное занятие | Изготовление модели с использованием различных операций. | Практическая работа | Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.164 |
11.Изделия из мятой бумаги «Корзина роз» | 1 | Комбинированное занятие | Прием сминания бумаги | Практическая работа | М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.142 |
12.Коллективная работа «Декоративное панно» | 1 | Комбинированное занятие | Соединение различных техник в одной работе | Практическая работа | М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.204 |
13.Коллективная работа «Декоративное панно» | 1 | Выставка работы | Создание декоративной композиции | Практическая работа | М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.204 |
14.Аппликация и моделирование. | 1 | Беседа | Проведение игр с использованием проблемных ситуаций | Теоритическая работа | О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса «Чего на свете не бывает?», ст. 80 |
15.Аппликация из цветной бумаги «Новогодние украшения» | 1 | Комбинированное занятие | Работа с разными материалами | Практическая работа | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», ст.272 |
16.«Дед Мороз»» (изготовление новогодней открытки) |
1 | Комбинированное занятие | Приемы разметки по линейке. Чтение простейших схем, чертежей, изготовление простейших заготовок. | Практическая работа | Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», ст.274 |
17.Знакомство с техникой «Квиллинг» | 1 | беседа | Демонстрация изделий, иллюстраций. Работа с линейкой, разными материалами. | Практическая работа | Д. Чиотти «100 поделок из бумаги», ст.5 |
18-19.Аппликация из деталей квиллинга «Спирали» | 2 | Комбинированные занятия | Приемы скатывания бумаги | Практическая работа | Д Чиотти «100 поделок из бумаги», ст.17 |
20-21.Коллективная работа «Зима» | 2 | Обобщающие занятия | Образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видеопособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий | Практическая работа | Е. Крылов «Школа творческой личности», Дошкольное воспитание,1992г.,№7 |
22.Моделирование из картона | 1 | Комбинированное занятие | Наглядные пособия, иллюстрации, схемы изготовления изделий | Практическая работа | Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование» |
23.Рамочка для фото | 1 | Комбинированное занятие | Понятия: «композиция», «пространство», «передний, задний план», «фон», «детали» | Практическая работа | Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование», ст.186 |
24.«Орнаменты» (украшение для рамочки) | 1 | Комбинированное занятие | Композиционное построение | Практическая работа | Т. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», ст.87 |
25-26.«Коробочки» | 2 | Комбинированные занятия | Образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видеопособия, иллюстрации изделий, схемы изготовления изделий | Практическая работа | Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование», ст.216 |
Работа с бумагой и картоном. 27.Симметричное вырезывание |
1 | Комбинированное занятие | Приемы вырезывания | Практическая работа | Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование»,ст.243 |
28.Игрушки из картона с подвижными деталями «Рыбки» | 1 | Комбинированное занятие | Узнаваемый образ и образцы изделий, наглядные пособия | Практическая работа | М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.256 |
29.Знакомство с техникой «торцевание» | 1 | Комбинированное занятие | Наглядные пособия, иллюстрации | Практическая работа | А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду и в школе». |
30.Торцевание на бумажной основе «Лесная поляна» | 1 | Комбинированное занятие | Приемы торцевания | Практическая работа | А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду и в школе», ст.138 |
31-32.Коллективная работа «Кошечки» | 2 | Обобщающие занятия | Образцы изделий, наглядные пособия | Практическая работа | Л. Прохорова «Творчество детей», Дошкольное воспитание, 2006г.,№5 |
33.Итоговое занятие «Великие мастера» | 1 | Конкурс-соревнование | Выставка изделий, работ. | Практическая работа | Магнитофон |
Список литературы.
1. Лыкова И.А. «Умные пальчики. Конструирование в детском саду». Парциальная программа и методические рекомендации для детей 3-7 лет», 2014г.
2. Л.В.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги». Методическое пособие для воспитателей 2001г.
3. Д.Чиотти «100 поделок из бумаги. Методическое пособие для воспитателей, 2004г.
Читайте также |
---|
Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»
Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...
Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»
Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач. Задачи: Актуализировать, систематизировать...
Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...