Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Для воспитанников пятого года жизни

Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие.

Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала и художественно-эстетической активности воспитанников средствами продуктивной деятельности».

Цели и задачи реализации.

Цель: Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техник работы с бумагой.

Задачи. Развивающие:

- Развитие индивидуальных способностей детей.

- Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

- Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

- Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Обучающие:

- Обучение различным приемам работы с бумагой (скатывание, сминание, обрывание).

- Применение знаний, полученных на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, изобразительного искусства и других, для создания композиций.

- Учить выполнять работу коллективно.

Воспитательные:

- Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

- Привитие навыков работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

- Расширение коммуникативных способностей детей.

- Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

- Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Принципы и подходы.

Организационные принципы

(Возраст детей, сроки реализации программы, условия набора, режим занятий, наполняемость групп.)

Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения знаний занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. Занятия проводятся один раз в неделю.

Формы и методы обучения.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.
А также различные методы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) воспитателем, работа по образцу и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
•репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Принципы обучения:

• «От простого к сложному»

Усложнение материала осуществляется с учетом возможностей детей, переход на более высокий уровень знаний происходит после усвоения простых основ.

• “Знай, где узнать”.

Трудно переоценить эмоциональное воздействие визуальных образов на развитие художественного творчества воспитанников. Необходимо максимально разнообразить наглядный материал занятий: технические средства, репродукции, пособия, раздаточный материал, литература и т. д.

• “Творим вместе”.

Использование коллективных форм работы необходимы для углубления знаний о процессе творческой деятельности, для применения знаний и умений в новой ситуации.

• “Творим рядом”.

В качестве педагогической помощи, для создания элемента новизны в обучающем процессе использован вариант совместного творчества педагога, детей разного опыта и способностей.

Занятия предполагают теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.

Практическая часть предполагает работу с использованием дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера.

2.4.Планируемый результат

В результате обучения воспитанники:
– будут знать основные геометрические понятия;
– будут создавать композиции из бумаги;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы и виды контроля

Составление альбома лучших работ.
Проведение выставок работ воспитанников:
– в группе;
– оформление интерьера детского сада.
Участие в конкурсах разного уровня
Выставки могут быть:

  • однодневные - проводятся в конце каждого занятия с целью обсуждения;
  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогам изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ воспитанников, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Планирование создает условия для тесного сотрудничества с родителями по привлечению их к организации и обеспечению образовательной и творческой деятельности детского сада.

Учебно-тематическое планирование.

Тема Количество
часов
Тип,
форма занятий
Элементы содержания
(дидактические единицы)
Вид
работы
и контроля
Методическое обеспечение
Вводное занятие. 1.Соблюдение правил по технике безопасности. 1 занятие-знакомство. Ознакомление воспитанников с историей, содержанием предстоящей работы.
Техника безопасности при работе с режущими инструментами и клеями
Теоретическая работа Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.27
2.« Из истории происхождения ножниц» 1 беседа Знакомство с видами ножниц Практическая работа Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.31
3. «Откуда пришла бумага?» 1 экспериментирование Изучение свойств бумаги и картона Практическая работа Л.В. Богатеева «Чудесные поделки из бумаги», ст.28
«Секреты бумажного творчества».
4.Обрывная аппликация «Домик на поляне»
1 Комбинированное занятие Прием обрывания Практическая работа А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду», ст.64
5-6.Скручивание в жгут «Петушок» 2 Комбинированное занятие Приемы скручивания Практическая работа К. Лубковская, И. Згрыхова «Сделаем это сами», ст.159
7.Аппликация «Цветы» 1 Комбинированное занятие Приемы комбинирования базовых форм Практическая работа Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах»,ст.187
8.Скатывание в комок «Овощи» 1 Комбинированное занятие Приемы скатывания Практическая работа К. Лубковская, И. Згрыхова «Сделаем это сами», ст.141
9.Мозаика «Удивительный узор» 1 Комбинированное занятие Приемы обрывания Практическая работа А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду», ст.60
10.Моделирование из полос бумаги «Ромашка» 1 Комбинированное занятие Изготовление модели с использованием различных операций. Практическая работа Л.В. Пантелеева, Е. Каменов «Художественный труд в детских садах», ст.164
11.Изделия из мятой бумаги «Корзина роз» 1 Комбинированное занятие Прием сминания бумаги Практическая работа М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.142
12.Коллективная работа «Декоративное панно» 1 Комбинированное занятие Соединение различных техник в одной работе Практическая работа М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.204
13.Коллективная работа «Декоративное панно» 1 Выставка работы Создание декоративной композиции Практическая работа М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.204
14.Аппликация и моделирование. 1 Беседа Проведение игр с использованием проблемных ситуаций Теоритическая работа О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса «Чего на свете не бывает?», ст. 80
15.Аппликация из цветной бумаги «Новогодние украшения» 1 Комбинированное занятие Работа с разными материалами Практическая работа Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», ст.272
16.«Дед Мороз»»
(изготовление новогодней открытки)
1 Комбинированное занятие Приемы разметки по линейке. Чтение простейших схем, чертежей, изготовление простейших заготовок. Практическая работа Н.С. Голицына «Конспекты комплексно-тематических занятий», ст.274
17.Знакомство с техникой «Квиллинг» 1 беседа Демонстрация изделий, иллюстраций. Работа с линейкой, разными материалами. Практическая работа Д. Чиотти «100 поделок из бумаги», ст.5
18-19.Аппликация из деталей квиллинга «Спирали» 2 Комбинированные занятия Приемы скатывания бумаги Практическая работа Д Чиотти «100 поделок из бумаги», ст.17
20-21.Коллективная работа «Зима» 2 Обобщающие занятия Образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видеопособия, иллюстрации изделий мастеров, схемы изготовления изделий Практическая работа Е. Крылов «Школа творческой личности», Дошкольное воспитание,1992г.,№7
22.Моделирование из картона 1 Комбинированное занятие Наглядные пособия, иллюстрации, схемы изготовления изделий Практическая работа Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование»
23.Рамочка для фото 1 Комбинированное занятие Понятия: «композиция», «пространство», «передний, задний план», «фон», «детали» Практическая работа Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование», ст.186
24.«Орнаменты» (украшение для рамочки) 1 Комбинированное занятие Композиционное построение Практическая работа Т. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», ст.87
25-26.«Коробочки» 2 Комбинированные занятия Образцы изделий, наглядные пособия, слайды, аудио-видеопособия, иллюстрации изделий, схемы изготовления изделий Практическая работа Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование», ст.216
Работа с бумагой и картоном.
27.Симметричное вырезывание
1 Комбинированное занятие Приемы вырезывания Практическая работа Л.А. Парамонова «Детское творческое конструирование»,ст.243
28.Игрушки из картона с подвижными деталями «Рыбки» 1 Комбинированное занятие Узнаваемый образ и образцы изделий, наглядные пособия Практическая работа М. Левина «365 веселых уроков труда», ст.256
29.Знакомство с техникой «торцевание» 1 Комбинированное занятие Наглядные пособия, иллюстрации Практическая работа А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду и в школе».
30.Торцевание на бумажной основе «Лесная поляна» 1 Комбинированное занятие Приемы торцевания Практическая работа А.В. Козлина «Уроки ручного труда в детском саду и в школе», ст.138
31-32.Коллективная работа «Кошечки» 2 Обобщающие занятия Образцы изделий, наглядные пособия Практическая работа Л. Прохорова «Творчество детей», Дошкольное воспитание, 2006г.,№5
33.Итоговое занятие «Великие мастера» 1 Конкурс-соревнование Выставка изделий, работ. Практическая работа Магнитофон

 

Список литературы.
1. Лыкова И.А. «Умные пальчики. Конструирование в детском саду». Парциальная программа и методические рекомендации для детей 3-7 лет», 2014г.
2. Л.В.Богатеева «Чудесные поделки из бумаги». Методическое пособие для воспитателей 2001г.
3. Д.Чиотти «100 поделок из бумаги. Методическое пособие для воспитателей, 2004г.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки»

Проект для детей младшего возраста «В гостях у бабушки Забавушки» Пояснительная записка Игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре малыш развивается, познаёт...

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств»

Дидактическая игра «Путешествие по стране органов чувств» Цель: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие через решение следующих задач. Задачи: Актуализировать, систематизировать...

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима»

Познавательно–творческий проект «Здравствуй, Зимушка-Зима» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1.12-15.12) Участники: дети подготовительной группы «Радуга», воспитатели, родители. Актуальность: Научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические...

Читайте также

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе

Конспект музыкально-спортивного развлечения «Азбука безопасности» в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста основных навыков безопасного поведения на улицах...

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел»

Сюжетно-ролевая игра «Зайка заболел» Виды детской деятельности: игровая; коммуникационная. Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Задачи: Образовательные: приобретать первичных...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...