Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок

Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования нравственных привычек, чувств, отношений. Он является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Анализ научной литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко и др. По мнению данных ученых, именно в этот период закладываются основы таких нравственных качеств, как коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, правдивость, доброжелательность, трудолюбие, принципиальность, бережливость и пр.

Многие современные ученые - педагоги и представители педагогической общественности указывали на ту большую роль, которую играет сказка в формировании нравственных качеств личности дошкольника. По их мнению, все самое ценное, отшлифованное в течение многих столетий, может и должно быть использовано в образовательно-воспитательной работе детских садов. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка.

Опыт работы в дошкольных учреждениях показывает, что в практике использования сказок в нравственном воспитании дошкольников есть моменты, которые требуют дальнейшего изучения, например, как сказки могут формировать нравственные качества у старших дошкольников, а обилие разноплановых исследований в рамках, выявленных педагогические условия эффективного использования сказок в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста не всегда имеют гармоничную практическую основу.

Дети старшего дошкольного возраста проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, формируется «детское общество». Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. На занятиях дети осваивают нравственные представления, а также правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Воспитатели в своей педагогической деятельности сталкиваются с непосредственностью, импульсивностью, ситуативностью поведения детей старшего дошкольного возраста. Очень часто под влиянием сиюминутного сильного желания, аффекта, не умея противостоять мощным «внешним» стимулам и соблазнам, ребенок забывает нотации и нравоучения взрослых, совершает неблаговидные поступки, в которых затем искренне раскаивается. Этот возраст является наиболее сензитивным к нравственному воспитанию.

Именно поэтому в старшем дошкольном возрасте необходимо обогащение нравственного опыта детей путем организации коллективной жизни и деятельности ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими интересами, но и с потребностями и нуждами окружающих.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости целенаправленной работы по нравственному воспитанию в старших группах дошкольных учреждений.

Нравственные представления детей становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Активно формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Значение сказок в воспитании нравственных качеств у ребёнка велико. Сказка - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний. В своей педагогической деятельности, ориентировалась на современные «добрые сказки» с опорой на классические педагогические подходы.

В результате нравственного воспитания у детей формируются нравственные качества, представления становятся более осознанными и играют роль регуляторов поведения и взаимоотношений детей с окружающими. Дошкольники в своей речи использовать такие слова как «милосердие», забота, взаимное уважение проявляться в поступках в играх, старались помочь товарищам, которые не столь быстро разбирались в правилах игры. На занятиях стали терпимее к своим товарищам, которые чуть медленнее выполняют учебное задание.

Сказка всегда несёт в себе глубокий смысл, лежащий на поверхности. Положительный конец сказок особенно нравится детям, он даёт им установку, что хорошие и добрые дела всегда будут оценены по достоинству и вознаграждены.

Активно формируются самостоятельность, дисциплинированность, элементы ответственности и самоконтроля, а также ряд привычек культурного поведения, умение поддерживать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками, проявлять уважение и внимание к старшим. Развиваются основы социальных, патриотических и интернациональных чувств. Все это в целом является свидетельством успешного нравственного развития и обеспечивает необходимую нравственно-волевую готовность к школьному обучению.

 

Литература:

  1. Аникин, В.П. Русская народная сказка [Текст] / В.П. Аникин. – М.: Сфера, 2009. – 99 с.
  2. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности [Текст] / Л.М. Архангельский. – М.: Знание, 2008. – 99 с.
  3. Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя [Текст] / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 2008. – 318 c.
  4. Буре, Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.С. Буре // Ребенок в детском саду. – 2006. - №5. – С. 16-17.
  5. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, Л.А. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 126 с.
  6. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / А.М. Виноградова. – М.: Просвещение, 1989г. – 264 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Перспективный план проекта «Шаг навстречу к космосу!»

Путешествие по Республикам Поволжья

Путешествие по Республикам Поволжья Цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Задачи: Образовательные: Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине...

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Конспект познавательно-экспериментальный деятельности с детьми средней группы «Поможем Акварельке»

Читайте также

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с…

Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов в соответствии с ФГОС ДО Современное общество и ФГОС ДО требует, чтоб педагог владел...

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного…

Воспитание бережного отношения к природе озера Байкал у детей дошкольного возраста C чего начинается Родина? С зелёной берёзки, шумящей листвой, с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Выйдем в сад и огород»