«Защита прав детей: жестокое обращение с детьми»

Непременно детей берегите,
Уважайте их право на счастье,
Быстротечное детство храните,
Прогоните все беды, ненастья

Работа в учреждениях для детей раннего и дошкольного возраста довольно специфична и требует от педагогического и обслуживающего персонала большой отдачи сил и энергии, ведь контингент, с которым приходится взаимодействовать – маленькие дети. Одной из главных проблем, с которой приходится сталкиваться в дошкольных образовательных учреждениях – обеспечение безопасности участников образовательного процесса. Она должна решаться, опираясь на предыдущий опыт и накопленные знания. В детском саду данная проблема определяется несколькими направлениями:

  • Обеспечение охраны труда работников ДОУ;
  • Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников;
  • Пожарная безопасность;
  • Гражданская оборона;
  • Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
  • Антитеррористическая защита.

Из вышеперечисленных хотелось бы заострить внимание на обеспечении охраны жизни и здоровья воспитанников, так как в дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Для того чтобы сохранить и улучшить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная ежедневная работа не только в семье, но   и в дошкольном образовательном учреждении. В Законе «Об образовании» сказано, что «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников». Таким образом, ребенок, посещающий ДОУ, имеет законное право на сохранение и укрепление своего здоровья. В сложной работе по защите прав ребенка должен принимать участие весь коллектив дошкольного образовательного учреждения.

Ни для кого не является тайной, что в настоящее время участились случаи жестокого обращения родителей с детьми. Об этом говорят по телевиденью, «пестреют» страницы газет и журналов, а также информация, поступающая из сети Интернет (видеоролики, статьи, фотографии). К одним из основных задач администрации дошкольного образовательного учреждения по выявлению и предотвращению жестокого обращения с детьми относятся:

  • Принятие решения об организации работы по выявлению случаев оказания помощи детям, испытывающим насилие и жестокое обращение со стороны родителей;
  • Выяснение того, какие службы в городе занимаются такими вопросами и как с ними можно связаться и установить контакт.

Существуют следующие формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие; сексуальное насилие; психическое (эмоциональное) насилие; пренебрежение нуждам ребенка.

Для решения проблемы жестокого обращения с детьми необходимо создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Даже в благополучных семьях родители могут использовать такие формы воздействия на детей, как телесные наказания, запугивание, лишение прогулок, общения с другими детьми и многое другое. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность родителей. Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний. Но как сказал Януша Корчак: «Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимости в наказаниях. Чем больше поощрений, тем меньше наказаний». Поэтому, при беседах с родителями следует придерживаться следующих правилам:

Наказывая, подумай: «Зачем?!»

7 правил для всех

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать…

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай».

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не поодиночке – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

Наказание – не за счет любви, чтобы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

4. Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, ка риск задержки душевного развития.

5. Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.

6. Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание содействует только в обратную сторону!

7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен бояться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Существует множество форм взаимодействия ДОУ с семьей, это лишь одна из форм взаимодействия (беседа) воспитателей с родителями по профилактике и защите детей от жестокого обращения со стороны родителей.

Проблема насилия и жестокого обращения с детьми в современной России - одна из самых острых и актуальных. Нарастающей угрозы духовному, социальному, психическому и физическому здоровью людей и особенно детей, не умеющих в силу своего возраста противостоять насилию, заставляет искать пути позволяющие создать условия для безопасности жизни ребенка, способы оказания помощи ему с целью обеспечения социальной ориентации и раскрытия личностного потенциала.

Библиографический список:

  1. Лукина Л.И. Безопасность ДОУ: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2007. 144 с.
  2. Лукина Л.И. Охрана труда в ДОУ: Организационные документы, планирование, контроль, работы с персоналоам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  3. Защита прав и достоинств маленького ребенка: координация усилий семьи и дет. Сада: пособие для работников дошк. Образоват. Учреждений/ Т.Н. Доронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2006. -143 с.


Новые публикации

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения…

Конспект занятия педагога-психолога по работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения (гнев, агрессию)

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей…

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей мечты» Цель: - Воспитывать интерес к рисованию. Задачи: - Закрепить навыки рисования разными приёмами (примакивание, прокручивание). -...

Читайте также

Досуг ко дню матери «Мамы тоже были маленькие»

Досуг ко дню матери «Мамы тоже были маленькие» Старшая группа   Цель. Воспитывать уважительное, трепетное отношение к самому дорогому человеку – маме. Учить детей быть заботливыми, нежными, ласковыми...

Конспект образовательной деятельности по «Окружающему миру» в старшей группе. «Веревочный…

Конспект образовательной деятельности по «Окружающему миру» в старшей группе.«Веревочный человек»   Цели: развивать представление о строении своего организма. Задачи: - познакомить детей со строением...

Технология исследовательской деятельности, как фактор формирования ключевых компетенций

Технология исследовательской деятельности, как фактор формирования ключевых компетенций   Проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста в течение многих лет остается актуальной...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

развитие речи у детей как средство социальной адаптации

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста как средство социальной адаптации. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется...

МАМИН ДЕНЬ

Sample Image

2 марта 2021 года воспитанники группы «Бусинки» Отделения ранней помощи ГКУЗ Специализированный дом ребёнка превратились в весёлых ребят – сорочат. И вместе с Мамой – Сорокой отправились в сказку и весело отпраздновали Мамин день. МАМИН ДЕНЬ Цель: Создание положительного...

Пособия своими руками

Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Рука, пальцы, ладошки ребенка - значимые органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Для ребенка развитие тактильных ощущений имеет большое значение. В момент прикосновения ребенка к какой -...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство