Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова»

Актуальность

Речь не дается человеку от рождения, а приобретается.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. От уровня овладения связной речи зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Обучение дошкольников родному языку является одной из главных задач в подготовке детей к школе. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи.

Наряду с другими образовательными областями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выделена область - речевое развитие. Это обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Духовно-нравственное воспитание детей, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.

Этот возраст выбран не случайно: именно этот период жизни ребенка наиболее сенситивен для начала развития личности человека, ее становления, формирования самосознания, для закладки нравственных мотивов и качеств, понятия морали. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки, занять себя интересной и полезной деятельностью.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский. К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.

Представленный конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» составлен с учетом основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад №9 «Журавушка», Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. и включен в содержание образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Представленный конспект занятия является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип непрерывности – учет предыдущих совместных действий воспитателя и детей.
  • Принцип активности - поддержка мотивации и интереса детей на протяжении всего занятий.
  • Принцип доступности - соответствие возрастным особенностям.
  • Принцип психологической комфортности – создание доброжелательной атмосферы, принятие любых вариантов детских ответов.

Новизной занятия является применение игровых и здоровьесберегающих технологий, интеграция словесного, игрового методов.

Занятие проводится с подгруппой детей. Для привлечения внимания детей к деятельности использован игровой прием – приход Зайки. Постановка проблемной ситуации и вопросы к детям позволяют заинтересовать детей и включить их в активную речевую деятельность, обогащают знания детей о том какие вежливые слова нужно говорить.

Поэтапно происходит смена видов деятельности – речевой, двигательной, игровой. Речевому развитию детей способствует словарная работа, вопросы к детям, ответы детей полным предложением, выполнение физминутки.

Для реализации задач используются методы и приемы, способствующие активизации разных видов деятельности, развитию самостоятельности и индивидуальности детей.

  • словесный (чтение «Сказки о доброте», беседа, объяснение, вопросы, ответы, словесная игра «Вежливые слова»);
  • игровой (сюрпризный момент – приход героя, игровые ситуации, дидактическая игра с картинками «Что делают друзья?»);
  • наглядный (рассматривание картинок)
  • двигательный (физминутка, динамика поз);
  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Материалы и оборудование: игрушка-Зайчик, сундучок, игрушка-морковка, произведение Чугуновой Л.А. (в обр. Гельметиновой Е.С.) «Сказки о доброте», картинки из серии «Друзья» – друзья вместе кушают, друзья играют, помогают младшим, кормят птиц, пускают кораблики.)

Цель: речевое развитие детей второй младшей группе в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений.

Задачи:

Обучающие:

  • Обогащать знания детей о вежливых словах, понятиях – доброта, дружба.
  • Познакомить детей со «Сказкой о доброте» Чугуновой Л.А., вежливыми словами.

Развивающие:

  • Учить использовать в речи вежливые слова.
  • Учить детей отвечать на вопросы фразой из двух – трех слов.

Воспитательные:

  • Способствовать духовно-нравственному развитию детей, воспитывать доброжелательное, вежливое отношение друг к другу.

Ход занятия

Игровая ситуация – Зайка в гостях у ребят

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Когда я сегодня шла в детский сад, я встретила Зайку. Я рассказала ему, какие хорошие детки у нас в детском саду, и он захотел прийти с вами познакомиться. А вы хотите с познакомиться с Зайкой? Ответы детей. Сейчас я его позову.

Воспитатель заносит в группу игрушку - зайца.

Воспитатель: Есть такая примета всем с утра дарить добрые приветы. Давайте и мы так сделаем. Давайте поздороваемся с Зайкой и скажем «Доброе утро». Дети здороваются с Зайкой.

Зайка: Доброе утро, ребята, какие вы хорошие! Как приятно познакомиться с такими вежливыми и добрыми детьми!

Воспитатель: Спасибо, Зайка! Нам тоже очень приятно с тобой познакомиться. Знаете, ребята, а ведь Зайка не всегда был таким добрым, раньше он совсем не умел дружить и совсем не знал добрых слов. Хотите я расскажу вам сказку о том, как зайка научился вежливости?

Дети садятся на стульчики.

Чтение «Сказки о доброте» Чугуновой Л.А. (в обр. Гельметиновой Е.С.)

«В лесу в маленькой избушке, жил-был Зайка. Был этот Зайка большим драчуном и хулиганом. Он всегда с кем-нибудь дрался и часто обижал лесных зверей. Но однажды появился в лесу храбрый и очень добрый Мышонок.

Прекрасным солнечным днем повстречались они у речки на мостике.

- А ну-ка, отойди, малявка! – крикнул Зайчишка.

- Какой ты злой и невоспитанный, Зайка! Неужели ты совсем не знаешь добрых, вежливых слов? - удивился Мышонок.

- Что это за слова такие? - спросил Зайка.

- Пожалуйста, спасибо, доброе утро, будьте здоровы – ответил Мышонок. – Вот еще! Я и без них прекрасно обхожусь! – возмутился Зайка.

Затем Зайка оттолкнул Мышонка и пошел дальше. Но не успел Зайчишка сделать и шага, как дощечка из мостика выпала, и он плюхнулся в воду. Как же громко он закричал! Мышонку стало жалко Зайку, и он решил прийти на помощь.

Мышонок спас Зайчишку, ведь он был очень добрым. Зайчишка, нахмурив брови вылез из речки и не знал, что сказать. Он совсем не умел быть добрым. Мышонок взял Зайчишку за руку, и они вместе перешли мостик. Зайке стало очень стыдно за свое поведение, и он сказал:

- Спасибо тебе, Мышонок!

Так Зайка научился быть добрым и вежливым.»

Воспитатель: Зайка, как хорошо, что ты встретил этого доброго Мышонка. Ведь быть злым так плохо!

Зайка: Мышонок научил меня быть добрым. Теперь я никого не обижаю и всегда говорю вежливые, добрые слова.

Беседа о прочитанном

Воспитатель: Каким раньше был Зайка? Ответы детей.

- А каким был Мышонок? Ответы детей.

- Кого встретил Зайка на своем пути? Ответы детей.

- Что случилось с Зайкой? Ответы детей.

- Кто ему помог? Ответы детей.

- Ребята, а какие вежливые слова вы запомнили? Ответы детей.

- Что значит быть добрым? Ответы детей.

Воспитатель: Верно, ребята Зайка научился быть добрым, потому что он встретил Мышонка. Он ему помог и научил вежливым словам.

Физкультминутка «Быстро встаньте»

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали. Дети выполняют движения по тексту.

Словесная игра «Вежливые слова»

Зайка: Ребята, я принес для вас сундучок, она волшебный. Если мы соберем в этот сундучок вежливые слова, то в нем появится сюрприз.

Воспитатель: Как же здорово! Давайте каждый из нас положит в сундучок по одному вежливому слову.

Воспитатель выставляет на стол волшебный сундучок и предлагает каждому назвать любое вежливое слово.

Воспитатель: Какие молодцы, как много вежливых слов вы знаете! А сейчас давайте посмотрим, какой сюрприз подготовила для нас волшебный сундучок.

Воспитатель открывает волшебный сундучок и достает оттуда картинки.

Воспитатель: Что это ребята? Ответы детей. Правильно, это новая игра с картинками, давайте в нее поиграем.

Дидактическая игра с картинками «Что делают друзья?»

Воспитатель: Ребята, рассмотрите картинки и выберите себе одну.

- Что делают друзья? Ответы детей. (Картинки – друзья вместе кушают, друзья играют, помогают младшим, кормят птиц, пускают кораблики.)

- Какие друзья? Ответы детей.

Зайка: Молодцы, ребята, как вы весело играете!

Воспитатель: Замечательную игру подарил нам Зайка. Давайте поблагодарим его добрым словом, скажем зайке «Спасибо». Дети благодарят Зайку.

Зайка: И вам спасибо, ребята! Мне очень понравилось у вас в гостях, ну а сейчас мне пора. В лесу еще так много зверей, которые не знают вежливых слов, надо и им помочь. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Зайка, приходи к нам еще.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, понравилось ли вам наше сегодняшнее занятие?

- Что сегодня мы делали? Ответы детей.

- Кто приходил к нам гости сегодня? Ответы детей.

- Что случилось с зайкой? Ответы детей.

-Что вам понравилось? Ответы детей.

-Что для вас было трудно, интересно, легко? Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Мне понравилось, что вы помогли Зайке, знаете много вежливых слов, были дружные. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!».

 

Список используемой литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. / М.М. Алексеева, В.И. Яшина, М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 321 с.
  3. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
  4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем…

Конспект индивидуального занятия с ребенком 4 лет по теме «Изучаем цвета» Цель: Закрепить основные цвета и познакомить с оттенками. Задачи: образовательные: - обогащать...

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…

Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...

Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников»

Сценарий выпускного бала в детском саду «Прощальный бал дошкольников» Ведущий 1.Солнце ласково сияет в небе Ветерок играет с листвой Но, а мы сегодня...

Читайте также

Ата-аналар белән эш планы

2 нче номерлы зурлар төркеменең 2020-2021 уку елына ата-аналар белән эш планы № п/п Чараның исеме Уздыру вакыты Җаваплыларның исем фамилиясе 1. Ата-аналар җыелышы 1. “Без хәзер...

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск»

Конспект НОД в старшей группе «Моя Родина - Северск» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о малой Родине - городе Северске. Задачи: -...

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном...