Из опыта работы «Развитие мышления и речи в логоритмических играх»

Актуальность.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки.
От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Поэтому, целью здоровьесберегающих образовательных технологий, является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека. Накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физические упражнения. Физические упражнения под музыку были известны еще со времен Древнего Египта. Греками, арабами и римлянами ритмическая гимнастика применялась как методика использования ритма музыки в целях физического оздоровления организма.
Цели:
• оздоровительно-коррекционные задачи. На занятиях у детей укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются дыхание, артикуляционная моторика, мелкая моторика пальцев рук. Формируются двигательные умения и навыки, развиваются координация движений, ориентировка в пространстве, ловкость, выносливость.
• образовательные задачи: развитие музыкального слуха, фонематического слуха, грамматического строя речи, расширение знаний об окружающем мире.
• воспитательные задачи. Воспитывается чувство ритма в музыке, движении, речи. Дети учатся перевоплощаться, проявлять свои художественнее, творческие способности. Воспитываются личностные качества: доброжелательность, самостоятельность, чувства коллективизма. Основой логоритмики является эмоциональность, образность.
• В своей работе использую — оздоровительный комплекс, куда входят:
1. Логоритмические упражнения.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Пальчиковые игры.

5. Дыхательная гимнастика Стрельниковой.
Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.
Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Логоритмические занятия, решая важнейшие задачи в коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, дети с радостью занимаются логоритмикой, потому что в их понятии они играют, а эффективность таких занятий не вызывает сомнений.
Логоритмическая гимнастика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения детей под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.
Почти каждое упражнение хоть для дыхания, хоть для языка даётся в игровой форме, кроме того, ритмические упражнения тесно связаны с музыкальным сопровождением, эмоциональное же влияние музыки не требует доказательств.
Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.
Логоритмика включает речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
Основной целью логоритмики является развитие ритмичности речевой и общей моторики. А также главной задачей является растормозить ребенка, поднять ему настроение, воспитывать дружелюбие по отношению к другим детям и коллективу.
Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).
Логоритмические занятия, решая важнейшие задачи в коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, дети с радостью занимаются логоритмикой, потому что в их понятии они играют, а эффективность таких занятий не вызывает сомнений.
Уважаемые коллеги, представляю вам свой опыт работы, задачами которого является представление педагогических приемов и форм взаимодействия воспитателя с детьми по формированию начальных представлений здорового образа жизней.
Мой опыт работы с детьми может быть полезен не только педагогам, но и мамам и папам, дедушкам и бабушкам, всем тем, у кого есть маленькие дети.
Правильное отношение к своему здоровью нужно прививать с раннего детства. Я говорю: «Здоровый образ жизни»
Но, что это такое? Это закаливание организма, правильное здоровое питание, культурно-гигиенические навыки, хорошее настроение, двигательная активность, правильно организованный режим дня.
Опираясь на все эти принципы я построила свою работу с воспитанниками своей группы в соответствии с режимом дня. Дети и родители приходят утром в детский сад с разным настроением! Моя основная задача – дать детям положительный настрой на весь день. Именно поэтому я начинаю рабочий день с воспитанниками с лого ритмических занятий, фониматической ритмики, дыхательной гимнастики по Стрельниковой.
Я с вами поделюсь, как можно проводить лого ритмическую гимнастику.
В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала (Власова Т.А., Пфафенродт А.Н., 1989).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Вот некоторые упражнения.
Движения на гласные и согласные звуки.
По команде педагога «Спрятались!» дети принимают исходное положение: приседают на корточки, обхватив руками колени и прижав подбородок к груди (сгруппировались).
По команде «Встали и обрадовались!» дети быстро встают и, радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный ( а-а-а-а-а).


Ананас похож на шишку, (руки перед грудью, пальцы рук смотрят друг на друга)
хомячок похож на мышку. (гладим пальцами правой руки по щеке)
Вертолёт на стрекозу, (вращательные движения руками над головой)
антилопа – на козу, (указательные пальцы вверх, как рожки)
Маленький удав – на ламу, (хлопаем ладонями по ягодицам)
ну, а я похож на маму! (ладони рук кладём на грудь).

Избушка в сказочной глуши стоит на курьих ножках,(стоя на одной ноге, руки треугольником над головой)
Из сказок знают малыши, живёт в ней Баба Ёжка. (наклоны головы вправо, влево)
Наверно очень скучно ей одной в лесной избушке. (наклоны головы вправо, влево)
Сидит на печке, ждёт гостей и в чай макае сушки. (сидя на корточках движение рук как будто макаем сушки в сай)
Как в сказку хочется попасть и в гости к Бабе Ёжке. (наклоны головы вправо, влево)
На ступе в волю полетать, увидеть курьи ножки! (махи руками вверх, вниз).

Так же я ежедневно провожу с детьми дыхательную гимнастику по Стрельниковой.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами.
Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия, излечивает массу различных заболеваний органов и систем.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде.
Дыхательные упражнения по Стрельниковой можно выполнять уже с 3-4 лет. Такая гимнастика позволяет повысить иммунитет, поэтому ее особенно рекомендуют детям, часто болеющим простудными заболеваниями. Кроме того, упражнения способствуют развитию гибкости и пластичности, помогают устранить нарушения осанки и в целом оптимизируют работу растущего организма.
Перед обучением гимнастике по Стрельниковой главное - научить ребенка правильно вдыхать воздух: вдох обязательно должен быть отрывистым и коротким, только носом. Вместе с воспитанниками можно понюхать цветок, вдохнуть аромат яблока или апельсина и только затем можно приступать к осваиванию трех базовых упражнений: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Упражнения необходимо делать в ритме строевого шага (подражая солдатам на марше, пошагать 2-3 минуты на месте и тогда почувствовать ритм).
Дыхательную гимнастику по Стрельниковой можно проводить и на прогулке.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Конспект мероприятия «Игры с друзьями»

Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на тему: «Куличи мы испечём, всех на праздник позовём» Цель: развивать интерес...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»