Основные положения духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях

В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны,

но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья.

Свадковский И. Ф.

Вопрос духовно-нравственного воспитания стал на сегодняшний день очень актуальным. В настоящее время проблема духовно- нравственного воспитания детей является одной из основных проблем, стоящих перед каждым родителем, школой, государством и обществом в целом.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает ориентиры нравственного воспитания дошкольников, которые призваны помочь формирующейся личности адаптироваться в современных условиях, принять сложившиеся в современном социуме нравственные нормы общежития, обеспечить успешную социализацию ребенка [1, с 24].

Согласно ФГОС дошкольного образования, утвержденному в 2013 году, формирование личности ребенка должно быть направлено на:

  • усвоение принятых в обществе норм и ценностей, в том числе моральных;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • формирование самостоятельности собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста – это первый этап формирования личности ребенка. Воспитание духовно-нравственной личности, соблюдающей общественные нормы и правила, — приоритетная задача педагогов и родителей [2, с 10].

Духовно-нравственное воспитание детей надо начинать еще в дошкольном возрасте, когда ребенок готов впитывать в себя ценностное отношения к жизни, обеспечивающее его устойчивое, гармоничное развитие [7, с 646].

В старшем дошкольном возрасте дети уже проявляют нравственно-практические интересы и потребности. В этом возрасте ребенок воспринимает и переживает свои первые духовные и нравственные впечатления, приобретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь, духовный и нравственный выбор.

Нравственное воспитание испокон веков высоко ценилось в человеческом обществе и являлось предметом исследований основоположников философии и педагогики (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.А. Ильин, В.С. Соловьёв, В.В. Зеньковский) и современных учёных (В.Г. Александрова, В.А. Беляева, Е.А. Воронина, Л.П. Гладких, Н.А. Пархоменко, О.Л. Князева, Е.В. Пчелинцева, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова и др.).

Василий Сухомлинский в своих трудах не раз подчеркивал, что «основы нравственной убежденности закладываются в детстве и ранней юности, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка только на состояние яркой видимости, доказательство морального значения того, что он видит, делает, наблюдает. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил, что надо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».

Проблемой нравственного воспитания дошкольников занимались многие психологи, педагоги и ученые, это отмечалось в их трудах: Р.С. Буре, Н.Ф. Виноградовой, В.Г. Нечаевой, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, Е.И.Сухова и других.

«Духовность» - это уровень развития личности, на котором вечные человеческие ценности становятся главной целью жизни. Духовное развитие помогает ребенку на подсознательном уровне сделать выбор между добром и злом в конкретной ситуации, выбор, который он сделает не по необходимости, а исходя из собственного понимания этой потребности [2, с.7].

В словаре русского языка С. И. Ожегова понятие «духовность – это состояние духовного, связанное с умственной деятельности, к области духа в смысле сознания, мышления, психических способностей, побуждающих к действию» [8, с. 157].

«Нравственность» – это система правил, норм и принципов, определяющих поведение людей по отношению друг к другу, к обществу и его институтам.

А. Д. Солдатенков трактует духовно-нравственное воспитание как «педагогическую деятельность, направленную на формирование духовного мира подрастающего человека, которая, в свою очередь, включает в себя все компоненты личности, в том числе и ценности религиозной культуры» [9, с.11].

Духовно-нравственное воспитание тесто связанно с ценностями, которые являются главным в жизни и поведении каждого человека, но вот какими будут эти духовные ценности, зависит от очень многих причин [2, с.7].

Однако, в настоящий момент, сущность процесса формирования нравственных представлений у дошкольников недостаточно раскрыта – общий подход к пониманию данного процесса отсутствует.

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке, ведь именно музыка развивает не только разум, но еще развивает и облагораживает чувства.

Музыкальный руководитель детского сада, как никто другой, понимает, что духовность подрастающего поколения надо воспитывать с самого раннего детства, а также сформировать у ребенка музыкальную и общую культуру, духовное становление и развитие личности. Ведь именно с помощью музыки наилучшим способом можно развивать все то хорошее, что изначально заложено в ребенке.

«Музыка (как вид искусства) - писал известный педагог – музыкант Д.Б. Кабалевский, - не простое развлечение и не добавление, не «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться или не пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника».

Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он чувствует ее физиологическое и психическое воздействие. Повторное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку открыть для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах.

В работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Все виды музыкальной деятельности (музыкально - ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки, но основным видом является слушание музыки.

Слушание музыки является очень важным звеном т. к. может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать другим видам музыкальной деятельности дошкольников.

Решению задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников во время слушания музыки способствуют два необходимых и взаимосвязанных условия:

  • тщательный подбор музыкального материала
  • правильный выбор методов и приемов.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию реализуется по следующим направлениям: военно-патриотическое воспитание, воспитание любви к малой Родине, знакомство с образом Родины, духовное [5, с.77].

В отборе музыкальных произведений для детей основными являются критерии художественности и доступности. Художественность предполагает отбор разнообразных произведений – от шедевров музыкальной классики до музыки современности. Доступность означает, что произведения должны быть понятны детям:

  • их содержание должно быть представлено яркими образами;
  • музыкальные образы должны соответствовать эмоциональному и жизненному опыту ребёнка.

В старшем дошкольном возрасте дети способны воспринимать более объемные со сложным образным и эмоциональным содержанием произведения вокального и инструментального жанров, фрагменты крупных сценических жанров («В пещере горного короля» Э. Грига, «Танец дикарей», пьесы из «Детского альбома» и альбома «Времена года» П. Чайковского, фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Лебединое озеро»).

Но, даже правильно и грамотно подобранный музыкальный репертуар не может в полной мере решать задачи духовно-нравственного воспитания без тщательного отбора методов и приемов восприятия музыки.

Пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах являются активными видами деятельности детей, дети в них принимают непосредственное участие в коллективной, групповой или индивидуальной форме.

Эти виды деятельности являются основными на музыкальных занятиях, в повседневной, самостоятельной деятельности детей, а также главным музыкальным оформлением праздников и развлечений в детском саду.

Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников нельзя ограничиваться только музыкальными занятиями, необходим комплексный подход, который включает в себя проведение праздников и развлечений. Участвуя в праздничных и развлекательных мероприятиях, дети знакомятся с праздниками, их отличительными признаками, особенностями, народными и национальными традициями, в детях формируется праздничная культура.

На всех этапах подготовки и проведения праздников и развлечений (планирование, подбор музыкального, игрового, театрально-драматического, поэтического репертуара, отбор персонажей и костюмов, проведение праздника) обязательно и необходимо помнить о задачах, направленных на развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.

Таким образом можно сделать вывод что, работа по духовно-нравственному воспитанию детей должна проводиться на целенаправленной основе, охватывая все виды и формы деятельности дошкольников, все режимные моменты их пребывания в детском саду. Только при этих условиях заложенные мудро, ненавязчиво духовно-нравственные принципы станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

 

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. Режим доступаhttps://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 04.12.2021) .
  2. Белоусова Р.Ю. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).
  3. Божович, Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2000. – 254 с.
  4. Галицкая И. А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике / И. А. Галицкая, И. В. Метлик [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Религиозные ценности и современная система образования. – Режим доступа: http://www.verav.ru/common/ mpublic.php?num=578.
  5. Кузмичева, И.Н., Хазеева, И.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-художественную деятельность/ И.Н.Кузмичева, И.Н. Хазеева// Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии. – 2016. - № 1-1 (46). С 77-81
  6. Ларионова, С. О. Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С. О. Ларионова, Ю. А. Дзацило; Урал. гос. пед. ун-т. – Электр. дан. – Екатеринбург: [б. и.], 2018 – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
  7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. Н. Ю. Шведовой. 17-е изд.,стереотип. М.: Рус. яз., 1985. 740 с.
  8. Солдатенков, Александр Дмитриевич. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.01 / МГУ. - Москва, 1998. - 47 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню…

Авторский конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста ко Дню Матери Возраст воспитанников: старший дошкольный возраст (шестой год). Виды деятельности: музыкальная, игровая, коммуникативная...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей…

Конспект непрерывно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию для детей группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет.Тема: «Здоровые зубы – красивая...

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки…

Игровые методы и приемы для развития музыкального восприятия классической музыки у младших дошкольников Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать. Дмитрий...

Читайте также

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Сборник экспериментов «Знай-ка»

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект прогулки в форме квест-игры для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сокровища потерянного рюкзака» Цель проекта: Развитие познавательного интереса, умения взаимодействовать...

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...