Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Сам термин одаренность является системным, развивающимся в течение жизни качеством психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В свою очередь одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]

В последние десятилетия на государственном уровне всё чаще встает вопрос о необходимости развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждом образовательном учреждении.

После послания Федеральному собранию 06 декабря 2016 года Президент России дал поручение «обеспечить создание с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» сети центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций». [2]

В настоящее время в России выстраивается разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Одарённые дети представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.

Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России. Иногда о способностях людей говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно. Одаренность – это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Необходимость определить критерии, по которым можно «узнать» одарённых детей возникла в 1996 году, когда был дан старт Федеральной целевой программе «Одарённые дети».

Одарённым ребенком называют ребенка, который:

  • обладает повышенной внимательностью и готов к напряжённой работе;
  • имеет просто неуёмную потребность в труде;
  • его мыслительная деятельность весьма продуктивна.

Одаренность может быть выражена в определенной сфере деятельности, для более объёмного понимания рассмотрим виды одарённости:

  • академическая, когда ребёнок прекрасно учится в школе по всем предметам;
  • интеллектуальная, когда у ребёнка высокий IQ(обычно проводят когда ребенку исполнилось 6 лет);
  • творческая, когда у ребёнка развиты способности к творчеству – рисованию, декоративно-прикладному искусству, сочинительству, музыке;
  • социальная, когда ребёнок – прирождённый лидер;
  • спортивная, когда ребёнок показывает высокие достижения в спорте.

Чаще всего одаренные дети:

  • обладают отличной памятью;
  • любят получать новую информацию;
  • легко учатся;
  • владеют большим словарным запасом;
  • способны классифицировать информацию и опыт;
  • умеют широко пользоваться накопленными знаниями;
  • имеют острое мышление и пытливый ум;
  • обладают хорошей наблюдательностью;
  • могут «с головой» погружаться в какое-то дело;
  • отлично применяют полученные знания на практике;
  • умеют чётко и логично излагать свои мысли;
  • с интересом занимаются несколькими видами деятельности, порой сильно отличающихся друг от друга;
  • с удовольствием читают словари и энциклопедии;
  • прекрасно решают разнообразные (в том числе – житейские) задачи;
  • предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
  • остро воспринимают окружающий мир;
  • предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
  • способны следить за несколькими процессами одновременно;
  • владеют богатой фантазией и воображением;
  • испытывают неприязнь навязывания готовых схем, ответов и чужих идей;
  • проявляют любопытство в отношении того, как что-либо устроено; – имеют потребность в общении со взрослыми;

Педагог, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими качествами: быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер. Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний, необходимы такт, терпение и особая деликатность. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и педагоги.

______________________

  1. Министерство образования Российской Федерации //Рабочая концепция одаренности. Издание второе, расширенное и переработанное.Москва 2003г. -С.9
  2. ТАСС. Путин потребовал создать центры поддержки одаренных детей по всей стране.URL: https://tass.ru/obschestvo/3847513


Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Конспект социо-игровой технологии с родителями детей группы раннего возраста. Тема:…

Конспект социо-игровой технологии с родителями детей группы раннего возрастаТема: «Слово на ладошке» Цель: повышение педагогической компетентности родителей через знакомство с играми...

Проект «ЛЕГО-конструирование на тему «Космическое путешествие», подготовительная группа

Проект «ЛЕГО-конструирование на тему «Космическое путешествие», подготовительная группа Вид проекта: познавательно-творческий. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети, воспитатели, родители. Возраст детей: 6-7 лет. Форма проведения: групповая. Актуальность...

Праздник «День Самарской символики» как средство патриотического воспитания детей дошкольного…

Праздник «День Самарской символики» как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ Патриотическое воспитание детей является одной из основных...

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...