Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Сам термин одаренность является системным, развивающимся в течение жизни качеством психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
В свою очередь одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]
В последние десятилетия на государственном уровне всё чаще встает вопрос о необходимости развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждом образовательном учреждении.
После послания Федеральному собранию 06 декабря 2016 года Президент России дал поручение «обеспечить создание с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» сети центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций». [2]
В настоящее время в России выстраивается разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Одарённые дети представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.
Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России. Иногда о способностях людей говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно. Одаренность – это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Необходимость определить критерии, по которым можно «узнать» одарённых детей возникла в 1996 году, когда был дан старт Федеральной целевой программе «Одарённые дети».
Одарённым ребенком называют ребенка, который:
- обладает повышенной внимательностью и готов к напряжённой работе;
- имеет просто неуёмную потребность в труде;
- его мыслительная деятельность весьма продуктивна.
Одаренность может быть выражена в определенной сфере деятельности, для более объёмного понимания рассмотрим виды одарённости:
- академическая, когда ребёнок прекрасно учится в школе по всем предметам;
- интеллектуальная, когда у ребёнка высокий IQ(обычно проводят когда ребенку исполнилось 6 лет);
- творческая, когда у ребёнка развиты способности к творчеству – рисованию, декоративно-прикладному искусству, сочинительству, музыке;
- социальная, когда ребёнок – прирождённый лидер;
- спортивная, когда ребёнок показывает высокие достижения в спорте.
Чаще всего одаренные дети:
- обладают отличной памятью;
- любят получать новую информацию;
- легко учатся;
- владеют большим словарным запасом;
- способны классифицировать информацию и опыт;
- умеют широко пользоваться накопленными знаниями;
- имеют острое мышление и пытливый ум;
- обладают хорошей наблюдательностью;
- могут «с головой» погружаться в какое-то дело;
- отлично применяют полученные знания на практике;
- умеют чётко и логично излагать свои мысли;
- с интересом занимаются несколькими видами деятельности, порой сильно отличающихся друг от друга;
- с удовольствием читают словари и энциклопедии;
- прекрасно решают разнообразные (в том числе – житейские) задачи;
- предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
- остро воспринимают окружающий мир;
- предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
- способны следить за несколькими процессами одновременно;
- владеют богатой фантазией и воображением;
- испытывают неприязнь навязывания готовых схем, ответов и чужих идей;
- проявляют любопытство в отношении того, как что-либо устроено; – имеют потребность в общении со взрослыми;
Педагог, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими качествами: быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер. Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний, необходимы такт, терпение и особая деликатность. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и педагоги.
______________________
- Министерство образования Российской Федерации //Рабочая концепция одаренности. Издание второе, расширенное и переработанное.Москва 2003г. -С.9
- ТАСС. Путин потребовал создать центры поддержки одаренных детей по всей стране.URL: https://tass.ru/obschestvo/3847513
Читайте также |
---|
План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»
План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы…
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «День Республики Крым. Путешествие по Крыму» (С использованием игровых...
Дидактические игры по математике
Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...