Практическая реализация информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении

Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовательном учреждении являются инновационными ресурсами, которые обеспечивают доступность в воспитательно-образовательном процессе. Педагоги должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Современный мир сегодня предъявляет новые требования к использованию и восприятию информационно-коммуникационных технологий. Сегодня многие дети имеют возможность взаимодействовать с различными видами информационно-коммуникационных технологий дома, еще до прихода в детский сад. Планшетный компьютер – самая полифункциональная игрушка у современного ребенка. [1, с 334] Не разбираясь в тонкостях использования технических устройств, дети, смотрят, как с ними обращаются взрослые, а значит, имеют общие представления о предназначении. Очевидно, что дошкольное образование не только не может игнорировать, но и должно отыскивать эффективные стратегии использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Об использовании информационно - коммуникационных технологий в обучении детей дошкольного возраста написано достаточно много. Об этом говорится в книгах Н.Е. Веракса, Т.В. Габай, Ю.М. Горвиц, Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новосёловой, С.Е. Шукшиной. В исследованиях указанных авторов доказана эффективность обучения дошкольников с помощью информационно - коммуникационных технологий. В публикациях А.Е. Ивановой, Т.Д. Марцинковской, Р.Е. Радеевой, Е.О. Смирновой, Н.П. Чудовой описаны условия развития внимания, памяти, мышления детей средствами компьютерных программ.

Современные исследования в области дошкольной педагогики и психологии К.Н. Моторина, Н.П. Ходаковой, С.П. Первина, С.А. Шапкина свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 3-7 лет. Этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребенка, подготавливающего переход от наглядно-обстрактного к абстрактно-логическому мышлению.

В работах ученых и исследователей отмечается, что использование информационно - коммуникационных технологий в образовательной работе дошкольных учреждений будет эффективным при условии их интеграции с различными видами детской деятельности – игровой, музыкальной, изобразительной, речевой, трудовой.

В учреждении накоплен большой опыт в направлении и использовании информационно - коммуникационных технологий в системе воспитательно-образовательной работы. С 2013 года на базе учреждения ведется научно-практическая экспериментальная работа под научным руководством Хапаевой С.С., к.п.н., по проблемам: «Использование электронных образовательных ресурсов в системе оздоровления детей дошкольного возраста». Многолетний опыт работы коллектива в данном направлении получил широкое научное и практическое направление. Основной принцип системы заключается в комплексном подходе к внедрению информационно - коммуникационных технологий. Программно-методические компьютерные комплексы и программы выступают в данном случае в качестве дидактического информационного пособия. Педагогический процесс в детском саду должен быть организован таким образом, что бы каждый участник мог использовать информационно - коммуникационные технологии в своей профессиональной практической работе с детьми. Организованные подходы предлагают тесное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, воспитателей, специалистов, родителей. Нами была разработана модель использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовательном учреждении.

9

В структуре каждого из компонентов предусматривается использование информационно - коммуникационных технологий, применение которого затрагивает не только образовательный процесс, но и его обеспечение. Рассмотрим содержание каждого компонента модели.

Участниками стали дети старшего дошкольного возраста в количестве 15 человек, посещающих логопедическую группу, педагоги, специалисты, родители.

С детьми дважды в неделю по 15-20 минут проводились занятия. Так как игра является ведущей детской деятельностью, и способствует развитию воображению, мышлению, речи и других психических функций ребенка, в программно методическом компьютерном комплексе «Фантазеры», дети придумывали и создавали на компьютере героев сказок, или своих выдуманных героев. Затем эти герои «оживали» в виде бумажных кукол и дети могли играть. Так же использовались диагностические компьютерные программы, в которых дошкольник в среде игрового лото, раскрывает для учителя-логопеда целый ряд внутренних проблем, в том числе и в общении со сверстниками. Игра на компьютере должна быть продолжена в реальной жизни, это поможет избежать «ухода» дошкольника в виртуальную действительность.

В работе инструктор по физическому воспитанию использовала информационно - коммуникационные технологии, для планирования работы, проведения различных видов мониторинга, проведения оздоровительных мероприятий (тренажер «Дыхание»: обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью ИКТ).

Музыкальный руководитель информационно - коммуникационные технологии использовала, для прослушивания дошкольниками музыкальных произведений, для исполнения песен под фонограмму, для ознакомления с особенностями звучания тех или иных инструментов, для организации виртуальных экскурсий.

Использование в работе учителя-логопеда информационно - коммуникационных технологий необходимо для проведения распевок и чистоговорок, для изучения аудио-азбуки, для коррекции произношения, для занятий с помощью зрительного тренажера. Среди компьютерных программ, используемых в работе логопеда, можно назвать игру «Учимся говорить правильно» (показана при коррекции заикания, дислалии, ринолалии, дизартрии), «Домашний логопед» (предназначена для исправления речевых дефектов), «Звуковой калейдоскоп» (сборник интерактивных игр для развития фонематического слуха) и проч. Фирма-производитель «ID COMPANY».

Педагог использует информационно - коммуникационные технологии, при поведении занятий, когда возникает необходимость объяснить суть того или иного явления, которое невозможно наблюдать в повседневной действительности. Благодаря этому развивается аналитическое мышление ребёнка, в поисковых системах, распространяя свой опыт работы по средствам ведения личного мини сайта, размещая свои практические наработки в сети Интернет, планируя свою работу заполняя рабочую программу в цифровом формате, участвуют в дистанционных конкурсах, онлайн и заочных конференциях, семинарах, вебинарах. Проходят дистанционные курсы повышения квалификации.

С помощью информационно - коммуникационных технологий педагоги также проводили открытые мероприятия для педагогов других учебных заведений и родителей дошкольников. Видеосъемку образовательного процесса, педагог использует, для анализа динамики воспитательного процесса. Эти видеоматериалы могут стать основой короткометражного учебного фильма, предназначенного для родителей и педагогов.

Используя информационно - коммуникационные технологии во время занятий с детьми, следует уточнить, что согласно медико-гигиеническим рекомендациям максимальное количество времени, проводимого ребенком старшего дошкольного возраста у компьютера, не должно превышать 15 минут в день. При разработке календарного планирования педагоги должны учитывать, что занятие, на котором применяются визуальные средства (компьютер, проектор, видеомагнитофон), планируются не более одного занятия в день [3, с. 28].

Родители дошкольников имеют возможность: получать информацию о дошкольном образовательном учреждении с сайта учреждения, знакомиться с рекомендациями педагогов и специалистов в области воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста, участвовать в работе интерактивного клуба «Юный эрудит», знакомиться с фото, видеоотчетами жизни группы, создавать детско-родительские проекты с использованием информационно - коммуникационных технологий.

Результат опытно-экспериментального исследования, проведённого на базе детского сада №26 г.о. Орехово-Зуево Московской области, показал, что использование компьютера не только способствовал закреплению и уточнению знаний, но и повысил познавательную активность детей, развил воображение и ориентировку в пространстве. В результате проделанной работы удалось разработать комплекс организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагога, пополнить информационные ресурсы воспитательно-образовательного процесса. Родители (законные представители) стали активнее участвовать в групповых проектах, вместе с педагогами создали: фото-презентации, подготовили фильм «Наша счастливая семья», продолжили использовать интерактивные игры в домашних условиях. Из проведенного анкетирования, можно сделать вывод, что у родителей повысился интерес на 30% не только к жизни детского сада, но и к воспитательно-образовательному процессу.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто «вложить» в каждого ребенка знания, но и создать условия для проявления его познавательной активности. Признавая, что компьютер-новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «Не навреди!».

Таким образом, можно сделать вывод, что XXI век, диктует нам новые, постоянно развивающиеся технологии. Грамотность педагога на сегодняшний день должна быть гораздо выше, чем степень уверенного пользователя информационно - коммуникационных технологий. Возможности использования в своей работе сети Интернет, различных образовательных, коррекционных и диагностических программ позволяют не только повысить свой потенциал, но и расширить возможности педагогической деятельности в целом. Мы видим, что в современных детский сад приходят дети нового «информационного» поколения. Поэтому детский сад должен работать на достаточно высоком современном уровне и быть насыщен не только современной техникой, но и современными педагогами.

  1. Аверин С.А., Баринова П.А. Информационно-коммуникативная среда в современной дошкольной организации: преемственность, доступность, безопасность//Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2014. №7.С. 50-53.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2001. 550 с.
  3. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / Л.А. Леонова и др., отв. редактор Л.А. Леонова – Воронеж: МОДЭК, 2004. 64 с.
  4. Захарова Л.Н. Психология управления человеческими ресурсами в организации. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. 250 с.
  5. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике: М.: МаРТ, 2005. – 448 с.
  6. Комарова И.И., Туликова А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании// пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников управления образования: М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.- 183с.
  7. Федеральный закон от 27.07. 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Принят Государственной Думой 8.07.2006 года // Российская газета. 2006. № 4131. 9 июля.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...

Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы

Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Участники: педагоги, родители, дети средней группы. Проблема: не достаточное...

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем»

Мастер-класс для родителей «Дома играем, слух развиваем» Цель: Создать благоприятные условия для повышения родительского интереса к совместным логопедическим играм и упражнениям с...

Читайте также

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах…

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности По данным исследователей экологическая ситуация в России не является благополучной...

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?»

Развивающая игра на липучках «Чей малыш?» Цель игры: развитие наблюдательности, усиление внимания и памяти детей, а также знакомство с домашними животными...

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» …

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» (Составление рассказа по картине) Задачи: Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках...