Помочь раскрыться одарённым детям

Для развития у ребенка его шахматных и «околошахматных» способностей, являющихся предпосылками для формирования одаренности, необходима долгая и кропотливая работа педагога. Выявить и развить эту одаренность - сложная и ответственная задача, и роль педагога в ее решении невероятно велика. Высококвалифицированные шахматные педагоги, сочетая богатейший опыт советской шахматной школы с новыми течениями современного образования, работают над этой проблемой. В идеале развитие юного одаренного шахматиста должно находиться в руках трех взаимодействующих структур: родителей, высококлассного шахматного педагога и психолога. Так как в условиях современной российской (да и мировой) образовательной системы это мало осуществимо, функции психолога должны распределяться между педагогом и родителями на основе взаимного доверия.

Обычно уже после первого знакомства ребенка с игрой в шахматы мы можем говорить о том, каковы его задатки. Если первые шаги даются ему легко, если шахматы нравятся ему и затягивают его, если он с удовольствием впитывает в себя новые знания, и это продолжается не день-два, а на протяжении относительно долгого времени, то мы с уверенностью можем говорить о наличии у ребенка шахматных задатков. И на этой стадии очень важна позиция родителей: именно они, поощряя или не одобряя занятий шахматами, создавая определенные условия для ребенка, могут коренным образом повлиять на развитие шахматной одаренности ребенка. Если они не поощряют увлечение их чада, то эти задатки могут «заснуть», что, впрочем, не исключает их «пробуждения» в будущем, причем иногда весьма отдаленном.

На ранней стадии шахматного обучения талантливые дети не нуждаются в каком-то особом подходе, в этот период они и так выделяются из общей массы, которую условно можно поделить на три группы: часть детей быстро теряет интерес к шахматам

(что может объясняться простой мимолетностью детского увлечения, слабыми мотивационно-волевыми качествами при отсутствии достаточных способностей и иными причинами), основная часть продолжает занятия, медленно, но неуклонно прогрессируя, а меньшая группа более способных детей «вырывается вперед». У большинства этих детей мы можем обнаружить предпосылки к формированию шахматной одаренности. Эти дети поднимаются по квалификационной лестнице и обычно оказываются в группе ребят старших и опытных, но менее способных. Именно на этом этапе необходимо более пристальное внимание, непосредственное и целенаправленное участие педагога в развитии шахматных способностей детей.

Очень важно следить за тем, чтобы одни предпосылки для развития одаренности не опережали других, чтобы развитие носило комплексный характер. Простейший пример: при недостаточном развитии мотивационно-волевой сферы, психики и сознания, первые серьезные и неожиданные неудачи (от которых не застрахованы даже самые одаренные дети) могут привести к психологическому кризису, нежеланию заниматься шахматами и серьезно задержать (если не прекратить) развитие таланта. Здесь, в идеале, главными помощниками педагога снова должны стать родители, которые могут поддержать ребенка, создать такую психологическую атмосферу, в которой ребенок себя чувствует уверенно и комфортно. И если это будет сделано, педагог сможет сосредоточиться на развитии непосредственно шахматных способностей.

К детям, проявившим выраженные способности, нужен совершенно индивидуальный подход. Здесь шахматный педагог должен стать настоящим психологом, ибо психика одаренных детей сложна и зачастую необычна. Но и этого недостаточно! Педагог должен стать настоящим другом ученика. К сожалению, родители зачастую не сотрудничают с педагогом, а мешают ему. Многие родители талантливых и одаренных детей заболевают своеобразной «звездной болезнью». Их ребенок становится новым гением, любые критические замечания педагога в его адрес (которые иногда необходимы) они считают преступлением, неудачи ребенка -стечением обстоятельств, происками «врагов» и тренерской некомпетентностью педагога. Часто в таких случаях все заканчивается тем, что ребенок уходит от педагога, а иногда и из шахмат, получая, зачастую, серьезную психологическую травму. Родители не понимают, что они должны помогать педагогу, который может до какого-то момента один справляться с ростом шахматного мастерства, но не может в одиночку

формировать характер ребенка. А если шахматные знания оторвутся в своем развитии слишком далеко от качеств мотивационно-волевой сферы сознания, может произойти кризис.

В особом развитии нуждаются целеустремленность и воля детей. Извечная беда многих молодых и перспективных шахматистов - лень. Они могут любить шахматы, обладать несомненными шахматными способностями, добиваться до определенного момента высочайших результатов, но в силу инертности и лени «зарывать» свой талант под землю. И здесь педагог также едва ли может справиться в одиночку. Да и родители в одиночку ничего сделать не смогут. Только в координации и взаимопомощи они могут способствовать преодолению отрицательных черт характера, случающихся микрокризисов и способствовать развитию шахматной одаренности.

Не следует форсировать развитие одаренного ребенка. Педагог должен быть очень осторожен, ибо одаренность должна развиваться только в рамках общего развития организма. Иначе - неизбежен кризис в той или иной его форме. Шахматы не должны быть для ребенка всем, это приведет к трудностям в общеобразовательном процессе, затормозит формирование полноценной личности и в конечном итоге также приведет к кризису. Необходимо уделить тщательное внимание не только психическому и интеллектуальному развитию, но и развитию общефизическому, так как зачастую интеллектуально одаренные дети в физическом плане серьезно отстают от своих сверстников (хотя несмотря на распространенный стереотип о низкой физической готовности шахматистов, для успешной игры необходимо находиться в хорошей спортивной форме, т.к. продолжительность одной партии редко составляет менее 2 часов, при этом ребенок постоянно испытывает эмоциональное, интеллектуальное и физическое напряжение.). И здесь снова может потребоваться участие родителей.

Подводя итог, можно сказать, что многие проблемы воспитания шахматных талантов созвучны проблемам юных талантливых музыкантов, атлетов, художников, поэтов. Эти дети, выделяющиеся своими способностями, требуют особенно пристального внимания педагогов, применение индивидуального подхода работы с каждым ребенком и безусловного взаимодействия родителей с педагогом. Только при таком стиле работы можно будет с уверенностью заявить, что мы делаем все возможное для того, чтобы максимально раскрыть талант ребенка, мы открываем перед ним новые возможности и даем ему шанс на победу.



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Проект в подготовительной группе «Родина моя – Крым, Россия!»

Проект в подготовительной группе «Родина моя – Крым, Россия!» Актуальность данного проекта Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его...

Дидактическое пособие «Народные игрушки России»

Дидактическое пособие «Народные игрушки России» Дидактическое пособие – «Народные игрушки России», предназначено для детей 4-7 лет. Пособие может быть использовано как...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по физической культуре с использованием массажных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по физической культуре с использованием массажных мячей в младшей группе «Весёлые ёжики» Цель: познакомить детей с массажными мячиками...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...