Помочь раскрыться одарённым детям

Для развития у ребенка его шахматных и «околошахматных» способностей, являющихся предпосылками для формирования одаренности, необходима долгая и кропотливая работа педагога. Выявить и развить эту одаренность - сложная и ответственная задача, и роль педагога в ее решении невероятно велика. Высококвалифицированные шахматные педагоги, сочетая богатейший опыт советской шахматной школы с новыми течениями современного образования, работают над этой проблемой. В идеале развитие юного одаренного шахматиста должно находиться в руках трех взаимодействующих структур: родителей, высококлассного шахматного педагога и психолога. Так как в условиях современной российской (да и мировой) образовательной системы это мало осуществимо, функции психолога должны распределяться между педагогом и родителями на основе взаимного доверия.

Обычно уже после первого знакомства ребенка с игрой в шахматы мы можем говорить о том, каковы его задатки. Если первые шаги даются ему легко, если шахматы нравятся ему и затягивают его, если он с удовольствием впитывает в себя новые знания, и это продолжается не день-два, а на протяжении относительно долгого времени, то мы с уверенностью можем говорить о наличии у ребенка шахматных задатков. И на этой стадии очень важна позиция родителей: именно они, поощряя или не одобряя занятий шахматами, создавая определенные условия для ребенка, могут коренным образом повлиять на развитие шахматной одаренности ребенка. Если они не поощряют увлечение их чада, то эти задатки могут «заснуть», что, впрочем, не исключает их «пробуждения» в будущем, причем иногда весьма отдаленном.

На ранней стадии шахматного обучения талантливые дети не нуждаются в каком-то особом подходе, в этот период они и так выделяются из общей массы, которую условно можно поделить на три группы: часть детей быстро теряет интерес к шахматам

(что может объясняться простой мимолетностью детского увлечения, слабыми мотивационно-волевыми качествами при отсутствии достаточных способностей и иными причинами), основная часть продолжает занятия, медленно, но неуклонно прогрессируя, а меньшая группа более способных детей «вырывается вперед». У большинства этих детей мы можем обнаружить предпосылки к формированию шахматной одаренности. Эти дети поднимаются по квалификационной лестнице и обычно оказываются в группе ребят старших и опытных, но менее способных. Именно на этом этапе необходимо более пристальное внимание, непосредственное и целенаправленное участие педагога в развитии шахматных способностей детей.

Очень важно следить за тем, чтобы одни предпосылки для развития одаренности не опережали других, чтобы развитие носило комплексный характер. Простейший пример: при недостаточном развитии мотивационно-волевой сферы, психики и сознания, первые серьезные и неожиданные неудачи (от которых не застрахованы даже самые одаренные дети) могут привести к психологическому кризису, нежеланию заниматься шахматами и серьезно задержать (если не прекратить) развитие таланта. Здесь, в идеале, главными помощниками педагога снова должны стать родители, которые могут поддержать ребенка, создать такую психологическую атмосферу, в которой ребенок себя чувствует уверенно и комфортно. И если это будет сделано, педагог сможет сосредоточиться на развитии непосредственно шахматных способностей.

К детям, проявившим выраженные способности, нужен совершенно индивидуальный подход. Здесь шахматный педагог должен стать настоящим психологом, ибо психика одаренных детей сложна и зачастую необычна. Но и этого недостаточно! Педагог должен стать настоящим другом ученика. К сожалению, родители зачастую не сотрудничают с педагогом, а мешают ему. Многие родители талантливых и одаренных детей заболевают своеобразной «звездной болезнью». Их ребенок становится новым гением, любые критические замечания педагога в его адрес (которые иногда необходимы) они считают преступлением, неудачи ребенка -стечением обстоятельств, происками «врагов» и тренерской некомпетентностью педагога. Часто в таких случаях все заканчивается тем, что ребенок уходит от педагога, а иногда и из шахмат, получая, зачастую, серьезную психологическую травму. Родители не понимают, что они должны помогать педагогу, который может до какого-то момента один справляться с ростом шахматного мастерства, но не может в одиночку

формировать характер ребенка. А если шахматные знания оторвутся в своем развитии слишком далеко от качеств мотивационно-волевой сферы сознания, может произойти кризис.

В особом развитии нуждаются целеустремленность и воля детей. Извечная беда многих молодых и перспективных шахматистов - лень. Они могут любить шахматы, обладать несомненными шахматными способностями, добиваться до определенного момента высочайших результатов, но в силу инертности и лени «зарывать» свой талант под землю. И здесь педагог также едва ли может справиться в одиночку. Да и родители в одиночку ничего сделать не смогут. Только в координации и взаимопомощи они могут способствовать преодолению отрицательных черт характера, случающихся микрокризисов и способствовать развитию шахматной одаренности.

Не следует форсировать развитие одаренного ребенка. Педагог должен быть очень осторожен, ибо одаренность должна развиваться только в рамках общего развития организма. Иначе - неизбежен кризис в той или иной его форме. Шахматы не должны быть для ребенка всем, это приведет к трудностям в общеобразовательном процессе, затормозит формирование полноценной личности и в конечном итоге также приведет к кризису. Необходимо уделить тщательное внимание не только психическому и интеллектуальному развитию, но и развитию общефизическому, так как зачастую интеллектуально одаренные дети в физическом плане серьезно отстают от своих сверстников (хотя несмотря на распространенный стереотип о низкой физической готовности шахматистов, для успешной игры необходимо находиться в хорошей спортивной форме, т.к. продолжительность одной партии редко составляет менее 2 часов, при этом ребенок постоянно испытывает эмоциональное, интеллектуальное и физическое напряжение.). И здесь снова может потребоваться участие родителей.

Подводя итог, можно сказать, что многие проблемы воспитания шахматных талантов созвучны проблемам юных талантливых музыкантов, атлетов, художников, поэтов. Эти дети, выделяющиеся своими способностями, требуют особенно пристального внимания педагогов, применение индивидуального подхода работы с каждым ребенком и безусловного взаимодействия родителей с педагогом. Только при таком стиле работы можно будет с уверенностью заявить, что мы делаем все возможное для того, чтобы максимально раскрыть талант ребенка, мы открываем перед ним новые возможности и даем ему шанс на победу.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени»

План воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе на тему «Приметы осени» План воспитательно-образовательной работы в группе №11 (на неделю с 27.09. - 01.10...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы…

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «День Республики Крым. Путешествие по Крыму» (С использованием игровых...

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...

Читайте также

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками)…

Конспект НОД по рисованию в средней группе ДОУ (рисование ладошками). Тема: «Обезьяна» Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет). Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция...

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Театрализованная деятельность в ДОУ

Театрализованная деятельность в ДОУ Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство...