Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.

Свою работу по данной теме мы начали с определения понятия «книжная культура». По В.И. Гульчинскому «Книжная культура – это часть культуры общества, как исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранения информации».

При планировании работы по данной теме и реализации поставленных нами задач определились следующие проблемы:

  1. У детей слабо развит интерес к художественной и познавательной литературе.
  2. Родители не проявляют активности в совместной работе по данной теме.
  3. Недостаточное оснащение групп пособиями и материалами.

Исходя из всего вышеизложенного, мы наметили для себя три основных направления работы для решения выделенных проблем:

Организация предметно-развивающей среды.

Оформление красочного сборника для детей, родителей и воспитателей “Литературная копилка”.

Изготовление схем и игр в работе с книгой.

Составление кроссвордов и ребусов.

Изготовление рукописных книг.

В работе с педагогами были проведены мероприятия: семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе»; семинар-практикум «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы»; консультация на тему «Влияние художественной литературы на развитие речи детей»; разработана и представлена картотека дидактического материала по теме «Литературные игры для детей дошкольного возраста» целью которой повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.

При знакомстве с детской литературой обязательным является соблюдение специфики возраста, включающей не только знакомство с текстом, но и восприятие иллюстраций, возрастную закономерность, что особенно важно именно в первые годы жизни, когда ребенок только начинает познавать мир, учится овладевать родным языком. В это время, книжка-картинка занимает огромное место в жизни малыша. Поэтому особую роль выделили в организации уголков для чтения и рассматривания. Книжный уголок- особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает ее. Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у взрослого в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. 

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель удовлетворять читательские интересы детей

Творческие авторские выставки погружают дошкольников в мир детской литературы, создают условия для организации разнообразной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей на материале литературных произведений, стимулируют развитие интереса к книге и чтению. 

Театрализованные игры (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра) обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного. Театрализованная деятельность - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус. Конкурс чтецов при проведении такого рода мероприятия не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения.

Работа с родителями включает такие мероприятия как: анкетирование на тему «Детское чтение; выставка рисунков «Мои впечатления о библиотеке»; «Дневник юного читателя»

В сложившейся ситуации в стране мы познакомили родителей с новым видом игры «Веб-квест» «По страницам любимых сказок вместе с принцессами» В рамках которой родителям вместе с детьми было предложено поиграть в интерактивную игру. В группе детям было предложено самостоятельно пройти игру.

Игра 100 к 1 как обобщение ранее прослушанных сказок.

Цель: Развитие у детей творческой активности, интуиции, интеллекта, умения принимать личные и коллективные решения, умение работать в режиме поиска.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» (В старшей…

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию «Цветы для мамы» (В старшей группе) Цели: дать представление о значимости мамы в жизни каждого человека. Задачи: Образовательные: формировать навыки отвечать на...

Проект «Удивительный мир космоса»

Проект «Удивительный мир космоса»

Духовно–нравственное воспитание через экологическое образование

Духовно–нравственное воспитание через экологическое образование В нашем детском саду активно используется экологическое воспитание. Духовно-нравственное воспитание и развитие является важным направлением развития ребенка...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Стихотворение про лето

Стих для детей "Что такое лето?" Что такое лето?  Это много света, Это поле, это лес,  Это тысячи чудес, Это в небе облака,Это быстрая река, Это яркие цветы,Это синь высоты. Это в мире сто дорогДля ребячьих ног. Н. Балашов Стишок...

Спортивная форма в детском саду.

Памятка для родителей. Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! а в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физическое развитие дошкольников требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале и дисциплины. Спортивная форма – одно из обязательных условий. Ребенок получает полное физическое...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3–4 лет убирать за собой игрушки»

Как приучить ребенка  убирать за собой игрушки ? Рано или поздно все  родители  начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и  игрушек...

Консультация для родителей младшей группы «Возрастные особенности детей младшего возраста»

Младший возраст  - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем  возрасте  ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно...