Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.

Свою работу по данной теме мы начали с определения понятия «книжная культура». По В.И. Гульчинскому «Книжная культура – это часть культуры общества, как исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранения информации».

При планировании работы по данной теме и реализации поставленных нами задач определились следующие проблемы:

  1. У детей слабо развит интерес к художественной и познавательной литературе.
  2. Родители не проявляют активности в совместной работе по данной теме.
  3. Недостаточное оснащение групп пособиями и материалами.

Исходя из всего вышеизложенного, мы наметили для себя три основных направления работы для решения выделенных проблем:

Организация предметно-развивающей среды.

Оформление красочного сборника для детей, родителей и воспитателей “Литературная копилка”.

Изготовление схем и игр в работе с книгой.

Составление кроссвордов и ребусов.

Изготовление рукописных книг.

В работе с педагогами были проведены мероприятия: семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе»; семинар-практикум «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы»; консультация на тему «Влияние художественной литературы на развитие речи детей»; разработана и представлена картотека дидактического материала по теме «Литературные игры для детей дошкольного возраста» целью которой повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.

При знакомстве с детской литературой обязательным является соблюдение специфики возраста, включающей не только знакомство с текстом, но и восприятие иллюстраций, возрастную закономерность, что особенно важно именно в первые годы жизни, когда ребенок только начинает познавать мир, учится овладевать родным языком. В это время, книжка-картинка занимает огромное место в жизни малыша. Поэтому особую роль выделили в организации уголков для чтения и рассматривания. Книжный уголок- особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает ее. Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у взрослого в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. 

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель удовлетворять читательские интересы детей

Творческие авторские выставки погружают дошкольников в мир детской литературы, создают условия для организации разнообразной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей на материале литературных произведений, стимулируют развитие интереса к книге и чтению. 

Театрализованные игры (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра) обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного. Театрализованная деятельность - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус. Конкурс чтецов при проведении такого рода мероприятия не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения.

Работа с родителями включает такие мероприятия как: анкетирование на тему «Детское чтение; выставка рисунков «Мои впечатления о библиотеке»; «Дневник юного читателя»

В сложившейся ситуации в стране мы познакомили родителей с новым видом игры «Веб-квест» «По страницам любимых сказок вместе с принцессами» В рамках которой родителям вместе с детьми было предложено поиграть в интерактивную игру. В группе детям было предложено самостоятельно пройти игру.

Игра 100 к 1 как обобщение ранее прослушанных сказок.

Цель: Развитие у детей творческой активности, интуиции, интеллекта, умения принимать личные и коллективные решения, умение работать в режиме поиска.



Новые публикации

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят...

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии»

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии» Авторы и участники проекта: дети подготовительной группы «Капелька», родители, воспитатели. Название проекта «Сколько профессий и все хороши...

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Читайте также

Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки

Воспитание патриотизма старших дошкольников посредством русской народной игрушки   Игрушек больше миллиона есть, И всех игрушек нам не перечесть. Но изо всех, быть может...

Итоговый конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу «Математика» в подготовительной…

Итоговый конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу «Математика» в подготовительной группе №6 «Фантазеры»Тема: «Путешествие в страну Математика» Цели: 1. Коррекционно-образовательные: - закреплять знания о последовательности дней...

Конспект занятия «Правильное питание»

Конспект занятия «Правильное питание» Цель. формирование у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания. Задачи. Расширить и уточнить...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Коллекционирование  как одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности…

Коллекционирование имеет неоценимое значение для развития  познавательных способностей дошкольников. Задача взрослых - не только увлечь малыша идеей создания коллекции, но и всячески помогать ему в этом. Поскольку польза от такого рода деятельности неоспорима и неоценима. Познавательно-исследовательская деятельность - это одно из естественных, ярко...

Познавательная деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует...

Геометрические фигуры

Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами и формами предметов через игру.     Изучение эталонов форм предметов, т.е. геометрических фигур необходимо для познания ребенком окружающего мира. Благодаря этому у детей расширяются и углубляются знания об окружающей действительности, развиваются умственные операции (анализ...

ООД Познавательное развитие.Тема: «Как поступают добрые люди»

Цель :  cоздание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - содействия накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми ; - воспитания отрицательного отношения к грубости, жадности; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство