Развитие читательской культуры у детей дошкольного возраста

Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книга – это фундамент, на котором строится культура нации.

Свою работу по данной теме мы начали с определения понятия «книжная культура». По В.И. Гульчинскому «Книжная культура – это часть культуры общества, как исторически обусловленная общественная деятельность по созданию, распространению, потреблению и хранения информации».

При планировании работы по данной теме и реализации поставленных нами задач определились следующие проблемы:

  1. У детей слабо развит интерес к художественной и познавательной литературе.
  2. Родители не проявляют активности в совместной работе по данной теме.
  3. Недостаточное оснащение групп пособиями и материалами.

Исходя из всего вышеизложенного, мы наметили для себя три основных направления работы для решения выделенных проблем:

Организация предметно-развивающей среды.

Оформление красочного сборника для детей, родителей и воспитателей “Литературная копилка”.

Изготовление схем и игр в работе с книгой.

Составление кроссвордов и ребусов.

Изготовление рукописных книг.

В работе с педагогами были проведены мероприятия: семинар-практикум для воспитателей «Приобщение детей к художественной литературе»; семинар-практикум «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы»; консультация на тему «Влияние художественной литературы на развитие речи детей»; разработана и представлена картотека дидактического материала по теме «Литературные игры для детей дошкольного возраста» целью которой повышение уровня профессиональной компетенции педагогов.

При знакомстве с детской литературой обязательным является соблюдение специфики возраста, включающей не только знакомство с текстом, но и восприятие иллюстраций, возрастную закономерность, что особенно важно именно в первые годы жизни, когда ребенок только начинает познавать мир, учится овладевать родным языком. В это время, книжка-картинка занимает огромное место в жизни малыша. Поэтому особую роль выделили в организации уголков для чтения и рассматривания. Книжный уголок- особое место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает ее. Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не у взрослого в руках, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. 

В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель удовлетворять читательские интересы детей

Творческие авторские выставки погружают дошкольников в мир детской литературы, создают условия для организации разнообразной совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей на материале литературных произведений, стимулируют развитие интереса к книге и чтению. 

Театрализованные игры (игры-драматизации и игры с фигурками разных видов настольного, стендового и кукольного театра) обеспечивают практикование детей в разных видах художественно-речевой и театрально-игровой деятельности по текстам знакомых литературных произведений, дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного. Театрализованная деятельность - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности.

В процессе воспитания, обучения и развития детей поэзия занимает важное место. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребёнка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекает мир звуков. Поэтому в дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтические произведения, воспитывать художественный вкус. Конкурс чтецов при проведении такого рода мероприятия не остаётся в стороне не один ребёнок, каждому предоставляется возможность продемонстрировать свои умения.

Работа с родителями включает такие мероприятия как: анкетирование на тему «Детское чтение; выставка рисунков «Мои впечатления о библиотеке»; «Дневник юного читателя»

В сложившейся ситуации в стране мы познакомили родителей с новым видом игры «Веб-квест» «По страницам любимых сказок вместе с принцессами» В рамках которой родителям вместе с детьми было предложено поиграть в интерактивную игру. В группе детям было предложено самостоятельно пройти игру.

Игра 100 к 1 как обобщение ранее прослушанных сказок.

Цель: Развитие у детей творческой активности, интуиции, интеллекта, умения принимать личные и коллективные решения, умение работать в режиме поиска.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре»

Выпускной бал «Путешествие на воздушном шаре» Вед. Время летит, и его не вернуть Стали большими ребята. Мы отправляем сегодня их в путь, Они уже...

Рязанская вышивка

Рязанская вышивка Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Рязанского края, в частности – основными элементами вышивки, их названиями. Воспитывать любовь к родному...

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ

Песочная терапия в работе педагога-психолога в ДОУ «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка». К. Д. Ушинский. Игры с песком — прекрасный материал...

Читайте также

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе

Конспект занятия-путешествия «Идем на Почту» в средней группе Цель: ознакомление детей с работой почтового отделения связи. Программные задачи: Развивающие: - развивать мыслительные операции: сравнение...

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть…

Конспект НООД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Есть такая профессия помогать людям, попавшим в беду»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу»

Конспект многосюжетной игры «Маша с мамой идут в больницу» Цель руководства игрой: Обогащение игрового опыта у детей, воплощение сюжетных образов в...