Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Важными условиями формирования гармонически развитого человека в российском образовании являются интеллектуальная свобода, эстетический вкус, толерантность в социальном общении.

Формирование положительного отношения к миру, эмоциональной отзывчивости, эмпатии по отношению к окружающим у дошкольников – одна из главных задач, направленная на целевые ориентиры дошкольного образования, представленных в ФГОС ДО.

Организация театрализованной деятельности детей отражает решение проблем современной педагогики и психологии, связанных с формированием творческого мировосприятия жизни, развитием воображения эмоциональной сферы, игровых умений.

В современном обществе снижается живое, эмоционально-непосредственное общение родителей со своими детьми. Его отсутствие не позволяет ребёнку участвовать в диалоге, не только слухом и артикуляцией, но и что гораздо важнее, эмоциями и чувствами. По словам В.А. Сухомлинского «Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности».

Театрализованная деятельность служит источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивая эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театрализованная деятельность и эмоциональное воспитание в детском саду пронизывают все режимные моменты: включаются в непосредственную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в самостоятельной деятельности детей.

В работе с детьми среднего дошкольного возраста я опираюсь на методические разработки М.Д. Маханёвой («Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»), Н.Ф. Сорокиной («Играем в кукольный театр»).

Изучив теоретико-методологические разработки влияния театрализованной игры на развитие эмоциональной сферы детей, мною была определена тема творческого направления «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности» выделены следующие задачи:

- научить ребёнка владеть своими эмоциями;

- пополнить «эмоциональный словарь» словами передающими различные настроения, чувства, состояния и их оттенки;

- развивать гуманные отношения к друг другу, коммуникативные навыки

- вызывать любовь к театру и театральной игре.

К решению поставленных задач я подходила в системе целостной работы, в соответствии с творческим планом, основной образовательной программы МБДОУ по следующим разделам. Театральная игра включает знакомство детей с приёмами кукловождения и изготовления кукол. Игры и упражнения на развитие игрового поведения, коммуникативных навыков, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры развивающие внимание, память, наблюдательность.

Этюды – эмоционально- игровые ситуации, в которых ребёнок по предложенной взрослым теме создаёт определённые художественные образы, такие этюды можно назвать играми-этюдами, так как в них на первый план выходит игровая составляющая.

Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план.

Ритмопластика включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей дошкольников, развитие воображения, чувства ритма.

Основы театральной культуры знакомят детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Развлечения, досуги, праздники обогащают детей яркими впечатлениям и создавая радостное настроение. Привлекают родителей к участию в жизни детского сада.

Разделы творческого плана реализуются посредством дифференцированного подхода через различные формы организации детей:

- совместная организованная деятельность (беседы, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, показ спектаклей);

- самостоятельная деятельность (уголок эмоций, центр художественного слова, музыкальный центр, игровой модуль).

Для достижения поставленной цели была спроектирована предметно-развивающая среда группы. Театральный уголок оснащён:

- театральными ширмами;

- различными видами театров бибабо, настольный, пальчиковый, конусный);

- атрибутами для организации театрализованных игр (шапочки, маски);

- фланелеграфом;

- наглядными пособиями (репродукции картин, иллюстрации, фотографии);

- детской художественной познавательной и методической литературой;

- костюмерной с подбором сказочных нарядов;

- музыкальным центром.

Уголок эмоций представлен фотогалереей «Эмоции», зеркалом, уголком «Настроение», играми для развития эмоций.

Вариативность в применении технологий позволяет обогащать воспитательно-образовательный процесс различными методами и приёмами:

- Упражнения на расширение эмоционального словарного запаса;

- Музыкально-ритмические, речевые, ролевые коммуникативные игры;

- Разыгрывание этюдов;

- Рассматривание иллюстраций к сказкам;

- Отработка эмоций в диалогах сказочных героев.

В ходе работы по данному направлению сформирована картотека «Эмоции», подобран сборник сценариев

Постепенное вовлечение родителей в процесс театрализованной деятельности позволило повысить интерес семьи к вопросам воспитания культуры в детско-родительских отношениях через консультации беседы совместные театральные постановки.

Результаты освоения программы в области «Социально-коммуникативное развитие за 2019-2020гг с явной положительной динамикой, что доказывает правильный выбор методов работы по данному направлению

 

Литература:

  1. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников 2 – 5 лет.» М. ,2014.
  2. Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» М., 2009.
  3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр» М., 2002.
  4. Хухлаева О.В. «Лесенка радости» М., 1998.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Какое варенье?»

Дидактическая игра «Какое варенье?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какое варенье?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...

Использование ИКТ в детском саду

Использование ИКТ в детском саду Ребята группы "Умка" очень любят мультфильмы. Мы решили поэкспериментировать и посмотреть мультфильмы на потолке. Детям комфортно...

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе. Тема: «Лесные…

Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Лесные ягодки» Цель: 1.Учить детей различать по характерным призракам и называть 2...

Читайте также

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития…

Коррекционно-развивающее занятие по познавательно-речевому развитию детей с задержкой психического развития «Как устроен человек. Органы чувств» Цель: развитие у детей познавательной и...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние…

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Домашние птицы» Цели: развитие интонационной выразительности речи детей. Образовательные: Закреплять знания детей о голосах домашних...

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама…

Конспект сценария совместного развлечения и семейного мастер-класса на тему: «Мама - главное слово на свете» Цель:  Поздравление мам с Днем матери; сплочение...