Работа ДОУ с семьями "группы риска"

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и алкоголизма, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже вполне в благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных)семейных союзов.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ. И основная цель социального педагога в работе с этими семьями профилактика и коррекция социального неблагополучия родителей «группы риска», а также повышение их психолого-педагогической культуры, вовлечение в образовательную деятельность детского сада.

Характеристика семей «группы риска» очень разнообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, должным образом не занимаются воспитанием своих детей, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, не соблюдают санитарно-гигиеническое состояние жилой площади, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д.

Работа социального педагога с семьями «группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации от воспитателей, соседей, родителей других детей и т.д. о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье.

Алгоритм работы с семьями «группы риска»:

1-й этап: выявление семей «группы риска». Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных семей, которые ставятся на внутрисадовский учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».

2-й этап: установление контакта с семьей. Налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия.

Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей, и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с социальным педагогом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.

4-й этап: составление картотеки семей «группы риска». Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовском учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию: социальный паспорт семьи, психолого-педагогическая характеристика на ребенка, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.

5-й этап: разработка индивидуального плана работы с семьей «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада.

Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

В нашем дошкольном учреждениишироко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, информационно-познавательная семейная газета для родителей «Лесная сказка», оформление стендов и папок-передвижек, индивидуальные формы работы.

Однако предложенные формы работы оказываются недостаточно эффективными. Поэтому работа с родителями, по повышению педагогической культуры, планируется и проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.

Более успешная форма работы взаимодействия ДОУ и семьиявляется организация семейного клуба «Цветик-Семицветик». Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.

В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, социальный педагог, также воспитанники детского сада. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Благодаря использованию различных форм деятельности этого семейного клуба налаживается прочная взаимосвязь с семьями «группы риска», родители которыхначинают проявлять интерес к развитиюи воспитанию своих детей.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

 

Список литературы:

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2001.
  2. Методика и технология Работы социального педагога // под ред. Галагузовой Т.И. - М.: Академия, 2002.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов // под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 1999.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога - М.: ТЦ «Сфера»,2 П.Д.
  5. Павленок П. Д Основы социальной работы: учебник-М: Интра-М, 2000. -368(с.154) 001.
  6. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И д. р. Киев, 1990
  7. Шульга Т.И., Слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска».М., 1999
  8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. особие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки»

Новогодний сценарий для второй младшей группы «Елочные Огоньки» Герои: Ведущая, Елочка, Снегурочка, Дед Мороз. Атрибуты: фонарики для мальчиков, трон и посох, сани и...

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных…

Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему: «Путешествие в город «Юных пешеходов» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое...

Читайте также

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций…

Методическая разработка конкурса чтецов среди воспитанников муниципальных дошкольных образовательных организаций Серовского городского округа «Поэтическая радуга» Положение о конкурсе чтецов среди воспитанников...

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные…

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Длительность: краткосрочный проект. Участники проекта: дети второй...

Материал по лексической теме «Елочные игрушки»

Материал по лексической теме «Елочные игрушки» Физкультминутка «Елочка» Ждут красавицу колючую («рисуют» руками елочку) В каждом доме в декабре. (делают ладошками «дом») На ветвях...