Работа ДОУ с семьями "группы риска"

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи добро и зло, всё, чем характерна его семья. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально-экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и алкоголизма, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже вполне в благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных)семейных союзов.

Социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ. И основная цель социального педагога в работе с этими семьями профилактика и коррекция социального неблагополучия родителей «группы риска», а также повышение их психолого-педагогической культуры, вовлечение в образовательную деятельность детского сада.

Характеристика семей «группы риска» очень разнообразна. Это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, должным образом не занимаются воспитанием своих детей, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, не соблюдают санитарно-гигиеническое состояние жилой площади, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д.

Работа социального педагога с семьями «группы риска» строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации от воспитателей, соседей, родителей других детей и т.д. о нарушении прав и интересов ребенка в конкретной семье.

Алгоритм работы с семьями «группы риска»:

1-й этап: выявление семей «группы риска». Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных семей, которые ставятся на внутрисадовский учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска».

2-й этап: установление контакта с семьей. Налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.

3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семейного неблагополучия.

Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей, и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с социальным педагогом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.

4-й этап: составление картотеки семей «группы риска». Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовском учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию: социальный паспорт семьи, психолого-педагогическая характеристика на ребенка, акт обследования жилищно-бытовых условий семьи, результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения.

5-й этап: разработка индивидуального плана работы с семьей «группы риска». План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада.

Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

В нашем дошкольном учреждениишироко применяются такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, информационно-познавательная семейная газета для родителей «Лесная сказка», оформление стендов и папок-передвижек, индивидуальные формы работы.

Однако предложенные формы работы оказываются недостаточно эффективными. Поэтому работа с родителями, по повышению педагогической культуры, планируется и проводится таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.

Более успешная форма работы взаимодействия ДОУ и семьиявляется организация семейного клуба «Цветик-Семицветик». Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей.

В работе клуба принимают участие различные специалисты ДОУ: медицинские работники, инструктор по физической культуре, психолог, музыкальный руководитель, социальный педагог, также воспитанники детского сада. Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – детского сада и семьи.

Благодаря использованию различных форм деятельности этого семейного клуба налаживается прочная взаимосвязь с семьями «группы риска», родители которыхначинают проявлять интерес к развитиюи воспитанию своих детей.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником семье.

 

Список литературы:

  1. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2001.
  2. Методика и технология Работы социального педагога // под ред. Галагузовой Т.И. - М.: Академия, 2002.
  3. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов // под ред. Сластенина В.А. - М.: Академия, 1999.
  4. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога - М.: ТЦ «Сфера»,2 П.Д.
  5. Павленок П. Д Основы социальной работы: учебник-М: Интра-М, 2000. -368(с.154) 001.
  6. Семья. Социально – психологические и этические проблемы: Справочник / Зацепин В.И. И д. р. Киев, 1990
  7. Шульга Т.И., Слот В. Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска».М., 1999
  8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. особие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.




Новые публикации

Консультация для педагогов дошкольного образования «Организация совместной деятельности дошкольников в…

Консультация для педагогов дошкольного образования «Организация совместной деятельности дошкольников в образовательной деятельности» В системе дошкольного образования России за последние годы произошли...

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в средней группе…

Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Плавает или тонет» Цель: Формирование представлений о свойствах материалов при взаимодействии с водой в...

Эффективные формы работы по вовлечению родителей в изучение татарского языка…

Эффективные формы работы по вовлечению родителей в изучение татарского языка дошкольниками 1 слайд. Добрый день уважаемые коллеги! Я, Гильманова Алсу Зиряковна...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Скоро…

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группеТема: «Скоро, скоро - Новый год»     Цель: Уточнить знания детей о предстоящем празднике.Задачи: Уточнить знания детей...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе…

Конспект образовательной деятельности по развитию речи во второй младшей группе на тему «К нам пришла весна»   Программное содержание: учить детей запоминать короткое стихотворение, читать его...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы на тему: «По страницам…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы на тему:«По страницам красной книги России»   Цели: обобщить знания детей о растениях и животных, занесенных...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Выступление на педагогическом совете: "Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, как одно из условий повышения качества…

  МДОУ «Ц.Р.Р. детский сад-72»       ОТЧЁТ по самообразованию воспитателя   ТЕМА: « ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ »     Воспитатель: МАМАЕВА ВЛАДА ВИКТОРОВНА К педсовету: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога, как одно из условий повышения качества образования».  ...

Консультация

Консультация «Масленица: история и традиции» Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гулянья и кушают блины. Блинная неделя – народное торжество, посвященное...

Мини-музей

Мини – музей « Доспехи богатырские» Программное содержание: - Дать детям знания о русских богатырях – былинных героях, - познакомить детей с некоторыми моментами истории Отечества: героизмом русских солдат и простого народа; - закреплять знания детей о доспехах и оружии...

Подведены итоги первого конкурса детского творчества «Талант онлайн»

1 марта объявлены итоги первого детского конкурса talantonline.ru. На конкурс   пришло более 2500 работ из 300 городов и населенных пунктов со всей России! Конкурс творческих работ проходил онлайн   с 15 декабря 2020 года по 15 февраля 2021 года...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство