Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Длительность: краткосрочный проект.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители, музыкант.

Актуальность: Экологическое воспитание и образование детей – это важная проблема нашего времени. А дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций к окружающему миру. Разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес и любознательность. Полученные в детстве впечатления, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение ребенка к окружающей среде.

Живая природа – это удивительный и многогранный мир. Заложить первые ориентиры в мире животных, обеспечить первоначальное понимание связи их в природе – является одной из задач, которые встают перед воспитателем. Мир животных разнообразен и привлекателен для детей. Знакомство с ними дает детям большой запас представлений об их особенностях, повадках, пробуждает интерес, любознательность, любовь к животным.

Цель проекта: формирование у детей знаний о диких животных, о сезонных изменениях в их жизни и о связи со средой обитания; правильного и осознанного отношения к представителям животного мира.

Задачи проекта:

  • Расширить представления детей о диких животных и о среде их обитания;
  • Знакомить детей с характерными особенностями животных в зимний период;
  • Учить называть детёнышей животных, замечать отличительные особенности взрослого животного от детеныша;
  • Развивать умение устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;
  • Развивать эстетическое восприятие образа животных и умение передавать увиденное в рисунках, поделках.
  • Вызвать интерес к явлениям природы.
  • Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.
  • Привлекать родителей к жизни группы, содействовать сближению родителей и детей над решением общей проблемы.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • Тематические альбомы и журналы.
  • Фотографии.
  • Интернет материалы.
  • Книги.

Ожидаемый результат: обогащение знаний детей о сезонных изменениях в жизни диких животных, об их особенностях внешнего вида и условий жизни; формирование у дошкольников любовь и бережное отношение к природе, и закрепление полученные знания о мире природы. Приобщение родителей к проектной деятельности совместно с детьми.

Проблема по запросу детей «Как животные готовятся к зиме?»

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

  • Изучение методической литературы.
  • Организация предметно-развивающей среды.
  • Подбор художественной и энциклопедической литературы, иллюстраций и картин, дидактических игр, оборудования, музыкальных произведений, презентаций, интернет - ресурсов.

II этап – основной

  1. Цикл бесед: «Какие животные дикие?», «Времена года», «Кто, где живет?», «Как дикие животные готовятся к зиме», «Чем питаются дикие животные?».
  2. Рассматривание альбомов «Дикие животные», «Звери и их детеныши», «Кто, где живет», «Осенний и зимний лес», «Животные Севера».
  3. Чтение художественной литературы: «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Рукавичка», «Снегурушка и лиса. В. Степанова «Рукавицы для лисицы», В. Бианки «Лесная газета», И. Пивоварова «Заяц». Стихотворения о животных и загадывание загадок.
  4. Игровая деятельность: дидактические игры «Кто, где живет?», «Четвертый лишний», «Угадай по описанию», «Узнай по тени», «Чей малыш», «Найди пару»; словесные игры «Назови ласково», «Один - много», пальчиковые игры «Дикие животные», «Сидит белка на тележке», «Зайчик»; подвижные игры «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Зайцы и волки»
  5. Познавательно-исследовательская деятельность «Почему заяц зимой белый?», «Какая шубка теплее?», Почему белка меняет шубку зимой?»
  6. Продуктивная деятельность: лепка «Орешки для белочки», рисование «Заяц на снегу», аппликация «Белочка»
  7. Просмотр видеосюжетов, мультфильмов «Как звери готовятся к зиме», «Зимовье зверей»
  8. Музыкально - театрализованная деятельность: инсценировка «В гости к мишке», «Теремок»; имитация диких животных: «Идет медведь», «Лисичка крадется», «Зайчишка прыгает»; музыкальные развлечения: «По лесным тропинкам», «Новогодние приключения лесных зверей».
  9. Взаимодействие с родителями: изготовление масок для игр, создание книжек-малышек и тематических альбомов «Край наш севером зовется», «Красная книга Мурманской области», оказание помощи в сборе иллюстративного материала, раскрасок.

Заключительный этап:

  1. Выставка продуктов детского творчества.
  2. Создание альбомов «Красная книга Мурманской области», «Край наш севером зовется».
  3. Изготовлены дидактические игры «Где, чья мама», «Четвертый лишний», теневое лото «Найди по тени», «Кто где живет», игра с фонариком «Угадай по описанию».

Итоги работы:

В ходе реализации данного проекта, дошкольники обогатили свои знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме и почему им нужно помогать. Проект способствовал развитию у детей познавательного интереса к объектам природы и ближайшего кружения. Благодаря проведенной работе, дошкольники осознали, что надо бережно относиться к природе, научились сравнивать, анализировать и делать выводы.

Только при постоянном общении с природными объектами может быть сформирована экологическая культура дошкольников и развита эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Литература

  1. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Серия «Экологическое воспитание в детском саду». – Москва: Мозаика-Синтез. – 2010. – 82с.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Конспекты для проведения непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками 2.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство» - пресс». – 2021. – 368с.
  3. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа». – М.: «КАРАПУЗ-Дидактика». – 2005. – 192с.
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о русском Севере. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера. – 2010 – 96с.
  5. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера. – 2011. – 128с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий «Автошкола в Простоквашино»

Сценарий «Автошкола в Простоквашино» Цели: систематизировать знания детей об устройстве улицы и дорожном движении. Задачи: - продолжать знакомить детей с дорожными знаками:...

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников

Игра, как средство воспитания этики общения у дошкольников Особое значение игры, и прежде всего игры сюжетно-ролевой, творческой, состоит в том, что...

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО

Возможности использования интерактивных и мультимедийных технологий в работе педагога ДОО В условиях стремительного роста информационного потока, развития новых информационных технологий, их...

Читайте также

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки…

Конспект занятия по аппликации в средней группе на тему «Бабочки на лугу» Программное содержание: закрепить умение создавать несложную композицию на листе. Активизировать самостоятельность детей...

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (конспект занятия…

Организация речевого развития детей в ДОУ «Клад волшебника» (Конспект занятия по развитию речи в старшей группе) Цель: Формирование правильной грамматической структуры...