Взаимодействие детского сада с семьей.

Актуальность проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Разделенность груза ответственности за образование ребенка, взаимодополняемость детского сада и семьи - стратегическая линия современного дошкольного образования.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Мы бы хотели остановиться на одной из них, а именно: как сделать домашнюю предметную среду эффективно работающей на развитие дошкольника.

Прежде чем предложить один из возможных подходов к решению этой проблемы, необходимо остановиться на укоренившихся в детских садах направлениях взаимодействия с семьей, на педагогических традициях (если не сказать, предрассудках).

Первое направление - повышение уровня педагогической компетенции родителей через специальные лекции, семинары, пособия, раскрывающие особенности развития ребенка-дошкольника и предлагающие приемы соответствующей образовательной работы. Все это очень полезно, пока не выходит за рамки здравого смысла и не превращается в навязчивое стремление сделать из родителей педагогов или психологов. Во-первых, это невозможно, потому что у родителей есть своя работа, которой они отдают силы и время. Во-вторых, в исключительных случаях, когда родители слишком погружаются в профессиональную сферу педагогики и психологии (как правило, на уровне "полузнайства"), жизнь ребенка превращается в ад, поскольку разрушается целостная эмоциональная домашняя ситуация (ребенок и в детском саду, и в семье оказывается под давлением "педагогических" требований).

Второе направление - привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий (дней здоровья, совместных сезонных и тематических праздников для взрослых и детей, семейных клубов и т.п.). Это тоже полезная работа, но, к сожалению, она часто вырождается в чисто развлекательные мероприятия, критериями успешности которых для педагогического персонала детского сада становятся их внешняя броскость и массовость (это и есть превращение полезного дела в предрассудок). На подготовку таких мероприятий тратится много времени и сил воспитателей и детей (если подсчитать время, затраченное на репетиции, можно представить, сколько содержательной жизни отнято у тех и других).

Признавая важность обоих направлений работы, если они не превращаются в педагогические предрассудки, хотелось бы обратить внимание еще на одно возможное направление взаимодействия детского сада с семьей, которое может помочь в решении поставленной проблемы. Казалось бы, какое тут особое направление. Если родители не имеют представления о том, как организовать предметную развивающую среду дома, можно предложить им рекомендации, содержащие перечни материалов. Однако практика показывает, что такие перечни - необходимое, но не достаточное условие. Важно, чтобы эти материалы "заработали". Действительно, во многих семьях предметные материалы, предназначенные для развития дошкольника, имеются, но они не задействованы в полную силу. Обычно родители, снабдив ребенка игрушками и развивающими пособиями, считают, что их миссия выполнена ("пусть играет").

Задача детского сада, порекомендовав родителям необходимый развивающий материал, помочь раскрыть его возможности - показать, как можно использовать его в непосредственном повседневном партнерстве с ребенком.

Такое взаимодействие педагогов с родителями должно строиться как обычная содержательная работа, а не как массовое, зрелищное мероприятие.

Учитывая, что у взрослых нет лишнего времени, эту работу надо сделать компактной, но эффективной. Было бы неоправда-но для каждой игрушки или развивающего материала создавать ситуации, привлекающие внимание родителей.

Здесь мы усматриваем другой выход. В каждом виде детской деятельности есть некоторые ключевые точки ее усложнения. Как правило, они связаны с освоением детьми нового типа предметов (материалов), который поддерживает новые, более сложные способы деятельности. Такие предметы (материалы) в определенном смысле универсальны; они таят в себе множество возможностей их использования и как бы традиционно входят в жизнь ребенка. Однако кажущееся естественным присутствие этих простых предметов в каждом доме приводит к тому, что взрослые перестают замечать их развивающее значение, стремясь, вслед за сиюминутными движениями моды, к новым, экзотическим материалам, хотя развивающее значение последних неизмеримо ниже, а зачастую и вовсе отсутствует.

Говоря о развивающем значении простых вещей, не мешает вспомнить Фридриха Фребеля с его "дарами"; ведь они не случайно остались в педагогике как "след" его системы. Конечно, в соответствии с современными научными знаниями, таких значимых для развития дошкольника предметов (материалов) мы в настоящее время найдем побольше.

Можно привести примеры предметов (материалов), ключевых для разных видов детской деятельности: кукла и игровой макет - для игровой; пирамидка и мозаика -для познавательно-исследовательской; пластилин и конструктор - для продуктивной; мяч и скакалка - для двигательной активности и т.п.

Определив для каждого вида деятельности небольшой круг ключевых предметов (материалов), необходимо построить вокруг них ключевые ситуации, в которые педагоги будут вовлекать родителей, открывая для них развивающие возможности этих предметов.

Конкретная форма ключевых ситуаций зависит от специфики каждого вида деятельности. Например, это может быть непосредственное "втягивание" родителей в совместную деятельность с детьми (в сюжетную игру, рисование, конструирование), обсуждение с детьми и родителями продуктов детской деятельности и т.п.

Характерной чертой этих ключевых ситуаций должна быть их камерность - расчет на очень небольшую подгруппу родителей (возможно, даже одного), чтобы голос каждого мог быть услышан. Еще одна характерная черта - лаконичность ключевых ситуаций. Следует придерживаться принципа: одна ключевая ситуация - один предмет (материал), чтобы родители могли "почувствовать" его. Чрезмерная перегруженность ситуации информацией может привести к распылению внимания и к нулевому эффекту.

Выделив и описав такие ключевые ситуации, мы дали бы хорошую подсказку воспитателям для налаживания сотрудничества с семьей.

Более того, ключевые ситуации могут быть адаптированы и для специалистов детского сада: педагогов по изобразительной деятельности, по физическому воспитанию, психологов. Это поможет более широко привлекать специалистов к работе с родителями, которой они обычно избегают из-за недостаточной методической оснащенности.

Предлагая такой подход, мы имеем в виду не замену (а тем более разрушение) традиционных форм взаимодействия детского сада с семьей, а кропотливую работу по постепенному формированию новых традиций, уравновешивающих ранее сложившиеся.




Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Презентация «Развивающая предметно- пространственная среда»

Презентация «Развивающая предметно- пространственная среда»

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Развлечение для детей и родителей к 23 февраля в средней…

Развлечение для детей и родителей к 23 февраля в средней группе «Вот какие наши папы» Цели: воспитывать у воспитанников чувство любви...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Стихотворение про лето

Стих для детей "Что такое лето?" Что такое лето?  Это много света, Это поле, это лес,  Это тысячи чудес, Это в небе облака,Это быстрая река, Это яркие цветы,Это синь высоты. Это в мире сто дорогДля ребячьих ног. Н. Балашов Стишок...

Спортивная форма в детском саду.

Памятка для родителей. Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! а в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физическое развитие дошкольников требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале и дисциплины. Спортивная форма – одно из обязательных условий. Ребенок получает полное физическое...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3–4 лет убирать за собой игрушки»

Как приучить ребенка  убирать за собой игрушки ? Рано или поздно все  родители  начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и  игрушек...

Консультация для родителей младшей группы «Возрастные особенности детей младшего возраста»

Младший возраст  - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем  возрасте  ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно...