Патриотическое воспитание дошкольников через региональный компонент

Обобщение опыта работы

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края становится одним из ведущих факторов воспитания патриотизма. Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще.

О важности данной проблемы говорится в целом ряде документов, в том числе, в Законе РФ «Об образовании», один из целевых ориентиров которого направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Патриотическое воспитание – важная, неотъемлемая часть нравственного воспитания. Патриотическое воспитание необходимо любому человеку, народу и государству. Нужно признать, что с раннего возраста ребёнку недостаточно прививается любовь и уважение к Родине. Невозможно воспитывать чувства патриотизма, если не интересоваться традициями, уважение к Родине, своей семье не зная, как берегли свою малую Родину предки.

В семьях мало читается книг об истории нашей малой Родины, не знают традиции, мало посещают достопримечательности Южного Урала. Сами родители располагают недостаточной информацией, знаниями, что - бы воспитывать в детях патриотические чувства. Отсюда вытекает важная проблема: формирование и углубление знаний о родном городе, своей малой Родине, легендах, традициях Южного Урала и своей семье. Воспитание у детей патриотических чувств.

На подготовительном этапе была проведена следующая работа:

- подобрала необходимую литературу о родном крае, о городе Копейске;

-изготовила дидактические пособия для образовательной деятельности: альбом «Достопримечательности нашего города», «Моя родина – Челябинская область», изготовили папку «Животные Челябинской области»;

- оформила и продолжаю оформлять наглядный материал краеведческого характера, который помогает развивать у детей логическое мышление, внимание, память, речевые навыки.

Мною было составлено тематическое планирование работы по данному направлению на основе программы «Наш дом Южный Урал». Календарно-тематическое планирование воспитательной работы рассчитано на 2017- 2018 год – для старшей и подготовительной групп.

Вся работа строится на 4 блоках:

1 блок «Мой город Копейск» …

2 блок «Природа родного края».

3 блок «Культура и искусство родного края».

4 блок «Быт и традиции».

Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (семья, город) к более сложному (область, город Копейск) по единому плану, изучая прошлое, затем настоящее и перспективы в будущем. На образовательной деятельности познавательного цикла дошкольников знакомила с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями; для этого мы с ребятами ходили на экскурсии; проводился цикл бесед об известных жителях нашего города, о названиях улиц в честь этих людей.

В рамках работы по нравственно-патриотическому воспитанию в группе оформлен центр по нравственно-патриотическому воспитанию, где расположен подобранный материал по ознакомлению детей с историей и традициями города Копейска, с нашей областью, страной, ее символикой, историей, традициями.

Совместно с родителями мы принимали участие в конкурсе рисунков «Легенды Южного Урала», «Традиции своей семьи», «Любимые праздники моей семьи».

Оформили фотоальбомы «Легенды Южного Урала», «Традиции и праздники нашей семьи», «Моя любимая малая Родина», «Ильменский заповедник и его достопримечательности», «Камни Южного Урала», «Древо семьи».

Работа по теме опыта будет мною продолжена. Запланировано много интересных мероприятий, встреч с интересными людьми, экскурсии на природу. Думаю, что это будет очень полезно для наших ребят, расширит их кругозор, даст более полное представление о нашем городе в целом. Самое главное у детей будет формироваться чувство любви и гордости за свою малую Родину, страну, в которой они живут. А это значит, что в дальнейшем наши дети будут расти достойными гражданами своей страны.

В связи с этим я решила более углублённо заняться этим в своей практике. Сначала я приступила к проектной деятельности в подготовительной группе и тема моего проекта была «Легенды Южного Урала». На данный момент занимаюсь со средней группой, и взяла новый проект «Моя малая Родина – Моя семья». И решила обобщить эти 2 проекта для дальнейшей деятельности с детьми дошкольного возраста.

В ходе реализации этих двух проектов мы расширяли в подготовительной группе по проекту «Уральские легенды и предания» знания о легендах, традициях об Урале. О различных камнях, которые встречаются в легендах Южного Урала, просматривали сказки о легендах. Просмотр программы про «Ильменский заповедник». Всё это помогло нам расширить и закрепить знания о нашей Родине. Благодаря художественно – эстетическому мы развили у детей чувство красоты, мышление, творческие способности, речь ребёнка.

Следующий проект осуществляется на данный момент в группе дошкольников среднего возраста «Моя малая Родина. Моя семья». С помощью этого проекта я расширяю знания детей уже об более свёрнутой информации о малой Родине. То есть о городе, в котором мы живём, улицу и дом. Так же расширение знаний и представления о своей семье, традициях семьи. Что обязательно нужно прививать ребёнку с раннего возраста, так же любовь и уважение к Родине, и так же расширять из года в год по развитию ребёнка.

Итак, цель обоих проектов направлена на воспитание чувства любви к Родине, традициям Родины и своей семьи. Воспитывать патриотическое воспитание.

Цель: Расширять и формировать у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, любовь к Родине, своей семье. Знакомство с религиями Южного Урала, знакомство с «Ильменский заповедник».

Задачи:

  1. Формирование чувства привязанности к своей Родине, семье.
  2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своим близким. На основе приобщения к культуре и традициям.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город»

Развлечение для детей старшей группы на тему «Мой город» Образовательные: Закрепить и обобщить знания о родном городе Миассе и о его...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...

Дидактическая игра «Собери мухоморчики»

Дидактическая игра «Собери мухоморчики» Дидактическая игра «Собери мухоморчики» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Читайте также

Сценарий развлечения для младших и средних групп «Морковка и капустка…

Сценарий развлечения для младших и средних групп «Морковка и капустка для зайки» Оборудование: домик; бубны, колокольчики, капуста, морковка (муляж); Действующие лица: Зайчик...

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием…

Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста с использованием сказок Старший дошкольный возраст – период активного освоения норм морали, формирования...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...