Поликультурное воспитание дошкольников в группе ОНР

Русский язык - не вместо родного языка,

русский язык вместе c родным языком.

И. Я. Яковлев.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов в целях привлечения глобального внимания к критическим рискам, которые угрожают языкам коренных народов, и повышения значимости этих языков в интересах устойчивого развития, примирения, надлежащего управления и построения мира. Празднование в 2019 году будет способствовать расширению доступа, популяризации языков коренных народов и конкретному улучшению жизни коренных народов путем укрепления потенциала носителей языков коренных народов и соответствующих организаций, представляющих интересы коренных народов.

В настоящее время, важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной чувашской культуры. Для того, чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции. B настоящее время в Чувашии ведется работа по формированию необходимых cоциально-педагогичеcких условий для успешного овладения русскоязычными детьми чувашским языком уже на первоначальном этапе обучения. Именно в дошкольном возрасте важно показывать пути формирования у ребенка начал национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение генетической и культурной памяти через обучение чувашского языка, произведений национальной культуры. В семьях, где родители понимают чувашскую речь или говорят на этом языке, дети сами собой приобщаются к чувашскому языку. Это является объективным условием для успешного овладения детьми чувашским языком уже на первоначальном этапе обучения их языку.

На сегодняшний день на территории Чувашии, несмотря на предпринятые меры, в большей степени функционирует русский язык. В нашем дошкольном учреждении обучение ведется на русском языке. Мы считаем, что огромным недостатком в дошкольной организации в городе Чебоксары на современном этапе является дефицит воспитателей –носителей языка. Являясь воспитателем группы ОНР, следует отметить, что обучение чувашскому языку в данных группах не ведется. В целях компенсации названных недостатков педагоги групп ОНР строят педагогический процесс по поликультурному воспитанию следующим образом.

Это куклы в чувашских национальных костюмах, герб Чувашкой Республики, символы, деревянные изделия с чувашскими орнаментами, художественная литература наших чувашских писателей, альбомы, журналы и т. д.

В группе создан и пополняется центр национальной культуры, в отдельном кабинете детского сада оформлен мини-музей «Чувашская изба».

Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа в группе осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка, при проведении непосредственно образовательной деятельности, бесед, народных подвижных игр, дидактических игр, экскурсий, индивидуальной работы, фольклора и т.п.

Задачи поликультурного и национального воспитания решаются не только в процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей в детском саду. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Родители участвуют в создании уголка культуры родного края, обогащают его разнообразными предметами: вышивкой, посудой, литературой, костюмами. Самым ценным является непосредственное участие родителей совместно с детьми в мероприятиях, проводимых в детском саду.

Регулярно проходят образовательные события по ознакомлению с художественной литературой или творческие мастерские в стенах мини-музей. Даже если тема деятельности не связана с национальной темой, пребывание в атмосфере старины благотворно влияет на формирование социального интеллекта, осознания национальной идентичности.

Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие мы участвуем в муниципальных проектах «Чувашское наследие заботливо и бережно храним» и «По родному краю с рюкзаком шагаю», где не только нами педагогами но и родителями проводится большая поисковая работа. Хотелось бы отметить, что первый проект решается средствами второго проекта.

В начале учебного года мы утвердили план посещений достопримечательностей нашего родного города. Например, в сентябре месяце организовали пешие прогулки по Заливу. Предварительно мы совместно с родителями проделали огромную работу по сбору информации – что, когда и откуда появилось на Заливе (т.е. находили всю информацию об имеющихся достопримечательностях на Заливе). Родители исполняли роль экскурсоводов. Чтобы зафиксировать полученные знания, детям предлагалось, используя чувашские символы зарисовать увиденное. Работа в таком формате заинтересовала и детей и родителей. Оговорено, что в течение года группа будет выезжать согласно плану в город Чебоксары, заранее ответственные родители будут исследовать совместно с детьми определенную достопримечательность, готовят речь экскурсовода, после посещения памятных мест малой Родины воспитанники по возвращению в детский сад будут зарисовывать картины, шифровать увиденное с помощтю чувашских символов.

Стало доброй традицией ежегодное празднование «Недели чувашской культуры», которое приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя чувашского народа, создателя современной чувашской письменности Ивана Яковлевича Яковлева.

Праздник объединяет любителей родного языка - педагогов и воспитанников, родителей. При исполнении национальных танцев, песен и стихов на лицах ребят выражена гордость своей принадлежности к чувашскому народу, почитание его традиций и культуры.

Неделя чувашской культуры не просто возвращает детей и взрослых к истокам родной речи, но и укрепляет атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки.

Духовное богатство человека обеспечивается гармоничным единством национального и интернационального. При игнорировании национального компонента так же происходит духовное оскудение личности, а порою – и её разрушение, как и при игнорировании интернационального. Человек, оторванный от национальных корней, будь он чувашем или русским, теряет многие духовно-нравственные качества личности, как и человек, замкнувшийся в своей национальной «скорлупе». Следовательно, развивающейся личности просто необходимо двигаться от владения родным языком к знанию языков других народов мира, особенно в условиях нарастания межнациональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений. Родной язык, вхождение в культуру предков обеспечивает глубинный доступ к внутриличностным, потенциальным ресурсам, реально проявляющийся в виде сопричастности к народной мудрости и общечеловеческой истории, подключенности к развитой интуиции и мощной жизненной энергии, т.п. Общение на втором, третьем и на других иностранных языках, владение знаниями истории культуры родного края позволяет человеку безгранично раздвигать узкие рамки личной познавательной деятельности, приобщаясь к уровню знаний, достигнутых человечеством. Он получает возможность закреплять в слове (точнее, в богатом словарном запасе – активном, пассивном) и обобщать свой личный опыт.

 

Литература:

1. Игнатьева В.И. Современные cоциально-педагогичеcкие условия обучения чувашскому языку как неродному

2. Игнатьева В.И. Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: сборник научных статей по материалам Междунар. науч. конф. -Т. III. - Проблемы языка и этноса на рубеже веков. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2006. - C. 329 - 335.

3. https://ru.unesco.org/events/oficialnoe-otkrytie-mezhdunarodnogo-goda-yazykov-korennyh-narodov-2019-g



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать…

Методический проект по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожные всем знать положено» Улица полна неожиданностей и опасностей Выходя на улицу, Приготовь заранее, Вежливость и сдержанность, А...

«Осенняя пора…»

«Осенняя пора…» В нашей группе «Непоседы» стало традицией организовывать пешую экскурсию в осенний лес. Целью которой было закрепить знания детей об...

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят»

Конспект-занятие во второй младшей группе «Зайчик в гостях у ребят» Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.Задачи:•...

Читайте также

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка» Уровень программы: ознакомительный. Возраст учащихся: 4 -5 лет. Срок реализации программы: 1 год (34 часа). Пояснительная записка Современная педагогика...

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста

Игровые технологии в патриотическом воспитании детей младшего возраста Вид проекта: Познавательно-игровой. Длительность проекта: Среднесрочный. Участники проекта: Дети 3-4 лет. Воспитатели. Родителиэ Актуальность: Дошкольный возраст является той...

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте» Цель: формирование умения придумывать и отгадывать загадки. Задачи: Упражнять в рассуждении и в умении доказывать. Подбирать глаголы, обозначающие...