Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Развивалочка»

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст учащихся: 4 -5 лет.

Срок реализации программы: 1 год (34 часа).

1

Пояснительная записка

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения.

Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениями перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ

Актуальность программы:
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Задачи
• Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.
• Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ,
• Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.
• Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
• Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.
• Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).
• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
• Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. Художественно – эстетическое :
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
«Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
2. «Речевое развитие», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
3. «Познавательное», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
4. «Социально - коммуникативная», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего

окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Взаимодействие с родителями и специалистами :.

Организация деятельности детей

Групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы работы

Словесный, наглядный игровой.

Реализация программы

Форма обучения – групповая.

В группе 10 человек.

Программа рассчитана на дошкольников 4-5 лет.

Срок реализации 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.

Всего 34 занятий.

Формы и приемы работы.
1. Театрализованные игры.
2 Объяснения
3. Рассказы воспитателя о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Беседы-диалоги.
6. Изготовление атрибутов.
7. Чтение литературы.
8. Оформление альбома о театре.
9. Показ представлений.

10 Личный пример.

11 Просмотр видеофильмов.

12 Наблюдения.

13 Словесные. Настольные. Подвижные игры.

14 Импровизация.

15 Разучивание.

16 Ритмопластика.

Здоровье сберегающие технологии.

Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковые игры со словами. Гимнастика для глаз. Физкультминутки. Динамические паузы

Ожидаемые результаты :
Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
Установлен тесный контакт с родителями.
Умеют действовать согласованно. групп мышц. Запоминают заданные позы.
Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.
Умеют произносить скороговорки в разных темпах. с разными интонациями.
Умеют строить простейший диалог.
Умеют составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 5—7 стихотворений.
.

Список использованной литературы

1. Губанова, Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: «ВАКО», 2007. – с. 16-19.

2. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: «Мозаика-Синтез», 2015.

3. Маханева, М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.

4. Журнал «Воспитатель ДОУ», № 10. - 2010.

 

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (для детей 4-5 лет)

Месяц Наименование темы Оборудование
(материалы)
Программное содержание / цели (задачи) Формы работы
Октябрь
1 неделя
Вводное занятие
«Знакомство»
Декорации осенней полянки, шапочки цветов для подвижной игры, театральная кукла Мышка, зёрна в плошке, муляжи пирожков. Игровое занятие с целью вызвать у детей интерес к театрализованной деятельности. Включает в себя подвижную игру, инсценировку «Мышка – норушка». Подвижная игра, инсценировка
Октябрь
2 неделя
В гостях у зайчика Стихотворение
В Антоновой «Зайка серый сидит»
Подготовка масок зайчат детьми
Заготовки масок зайчат для раскрашивания Развить умение самостоятельно изготавливать атрибуты. Развивать творчество и фантазию. Воспитывать аккуратность Беседа, чтение стихотворения, игра – разминка, этюд – упражнение, игра – драматизация, стихотворения
Октябрь
3 неделя
Инсценировка спектакля по стихотворению Антоновой «Зайка серый сидит» Маски зайчат
Атрибуты для драматизации
Создать условия для проявления своей индивидуальности, формировать в детях артистичность. Следить за выразительностью Игра – драматизация. .
Октябрь
4 неделя
«Овощи на грядке» Шапочки овощей для подвижной игры. Игровое занятие целью которого является дать представление об урожае овощей. Учить импровизировать под музыку. Учить координации. Дать «заряд» положительных эмоций.
Хороводная игра «Огород наш хорош» Этюд импровизацию «Овощная история»
Хоровод игра этюд- импровизация
Ноябрь
1 неделя
Сюжетно ролевая игра
«Театр»
Иллюстрации
Атрибуты для игры
Через игру дать представление о театре. . Познакомить детей с профессиями: актер. Режиссер, художник, композитор. Воспитывать желание узнавать новое. Беседа.
Игра «Театр»
Ноябрь
2 неделя
Сказка на столе/
«Репка»
. Куклы и декорации к сказке «Репка». Игровое занятие целью которого является развитие памяти, учить выразительной интонации, дать пример элементарного кукловождения. Включает в себя воспроизведение сказки «Репка» детьми с помощью декораций настольного театра Настольный театр, подвижная игра
Ноябрь
3 неделя
«Кошка и котята», Фланелеграф. Картинки для сказки. Игровое занятие целью которого является познакомить детей со сказкой «Кошка и котята», и театром на фланелеграфе, развивать сопереживание. Учить внимательно слушать сказку, учить отвечать на вопросы по её содержанию. Включает в себя разыгрывание сказки на фланелеграфе «Кошка и котята», пение песни «Кошка» (муз.А.Александрва). Разыгрывание сказки на
Фланелеграфе.
Пение песни
Ноябрь
4 неделя
Волк и козлята.
Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят»
Маски для героев сказка. Создать радостное настроение у детей. Учить имитировать голоса животных, воспитывать нравственность и духовность. Чтение сказки.
Работа над текстом.
Подвижная игра
Декабрь
1 неделя
Знакомство с пальчиковым театром.
Сказка «Заюшкина избушка»
Атрибуты к пальчиковому театру Развивать интерес к различной театрализованной деятельности. Продолжать знакомить детей с пальчиковым театром, навыкам владения этим видом театрализованной деятельности, развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью Чтение сказки Работа над незнакомыми словами.
Обогащение словарного запаса.
Декабрь
2 неделя
. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» Декорации к игре драматизации Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности драматизация. Беседа, повторение сказки, игра – разминка, этюд – упражнение, игра – драматизация сказки
Декабрь
3 неделя
Настольный театр. Сказка «Кот. лиса и петух» Декорации настольного театра к сказке
Резиновые куклы
Развивать связную речь детей (диалогическую)
Формировать умение придумывать тексты любого типа повествование, рассуждение, описание, используя методику проблемно-речевых ситуаций
Диалоговые этюды по сказке. Работа над мимикой и интонацией героев. Показ сказки детьми.
Декабрь
4 неделя
Слух и чувство ритма «Считалочка». Шапочки для героев потешек и для подвижной игры. Куклы для пальчикого театра Развивать координацию движений, согласованность действия. Чувство ритма, умение пользоваться жестами Подвижная игра. . Аудиозапись музыкального сопровождения.
Декабрь
1 неделя
Мимика и жесты Картинки с изображением эмоций человека. Развивать воображение, учиться с помощь мимики передавать настроение, эмоциональное состояние Беседа - диалог. Рассказ воспитателя
Декабрь
2 неделя
Чтение и рассказывание сказки «Три медведя» (настольный театр) Атрибуты к настольному театру «Три медведя» Учить детей понимать красоту и силу русской речи. Применять образные выражения, говорить правильно. Формировать умение четко. ясно отвечать на поставленные вопросы .Развивать память, воображение .Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Чтение. Показ.
Беседа. Игровые упражнения.
Декабрь
3 неделя
Чтение сказки «Теремок»
Распределение ролей сказки «Теремок». Пластические импровизации
Атрибуты к сказке. Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;
Выражать состояние персонажа с помощью мимики;
Воспитывать дружеские взаимоотношения
Расширить словарный запас
Чтение сказки. Работа над диалогами. Мимикой. Жестами.
Декабрь
4 неделя
Репетиция сказки «Теремок»» Атрибуты к сказке Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;
Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;
Воспитывать чувство коллективного творчества.
Работа над ролью, диалогами, интонацией, мимикой, через показ и рассказывание.
Январь
1 неделя
Показ сказки «Теремок» Атрибуты к сказке. Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных;
Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому»
Выступление перед зрителями. (детьми своей группы)
Январь
2 неделя
.Ритмопластика «Легкие снежинки» Костюмы снежинок
Аудиозапись муз. сопровождения.
Развивать у детей умение пользоваться жестами;
Развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность;
Учить равномерно, двигаться по площадке не сталкиваясь
То медленно, то быстрее опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце. 
Музыкальное сопровождение: «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского
Январь
3 неделя
«Зайцы на полянке» Декорации снежной полянки, шапочки зайцев для подвижной игры, книга со сказкой «Заяц – Хваста». Игровое занятие целью которого является побуждать детей к образному воплощению в роли, учить выразительно двигаться, дать интонационно – образное представление о сказке «Заяц - хваста», учить выразительной мимике движениям в играх – этюдах. Включает в себя игру «Зайкины лапки», этюды «Зайцы», прослушивание сказки «Заяц – хваста» в обработке А.Толстого. Подвижная игра, этюды, прослушивание сказки
Январь
4 неделя
. «Везёт, везёт лошадка» . Игрушка лошадка, инструменты детского шумового оркестра Игровое занятие цель которого является расширить круг действий с предметами, побуждать к звукоподражанию, упражнять в имитации, учить переключаться с одного действия на другой, давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре. Включает в себя разминку для голоса «И – го – го!», игра – оркестр «Музыка для лошадки». Занятие заканчивается музыкально ритмическими движениями «Лошадки скачут»!. Разминка для голоса, игра – оркестр, ритмические движения
Февраль
1 неделя
«Сказка про мышат и петушка по мотивам сказки «Колосок»
Показывают взрослые
Атрибуты для показа сказки Знакомство с театром би-ба-бо. Познакомить со сказкой «Колосок»
Дать оценку нравственным поступкам героев
Беседа. Кукольный театр
Показывают взрослые
Февраль
2 неделя
Сказочные этюды. Игры превращения Костюмы, шапочки сказочных героев. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и восприятию отдельных черт характера. Учить пользоваться интонацией, произносить фразы грустно, радостно, учить строить диалоги. Воспитывать выдержку, терпение. Рассказ. .Беседа..Показ.
Февраль
3 неделя
«На дворе метет, у печки жарко» Декорации русской избы, народные костюмы, сервировка для чая. Подарки детям. Познакомить детей с русским народным творчеством. Создать радостное настроение. Инсценировка. Разыгрывание сценок, отгадывание загадок.
Февраль
4 неделя
«Ловкий мышонок» Книга со сказкой В.Бианки «Лис и мышонок», шапочки лиса и мышат, мягкие игрушки (лис и мышонок), колыбельная для мышонка. Игровое занятие целью которого является дать прикладное понимание о колыбельной, приобщить детей к колыбельной песни, будить воображение детей, познакомить детей со сказкой В.Бианки, вовлечь в игровой сюжет, учить самостоятельно действовать в игре. Включает в себя игру «Мышиная зарядка». Подвижная игра
Март
1 неделя
«У куклы Кати день рождения» Куклы, сервированный игрушечный стол, подарки для куклы, костюмы для танцев. Игровое занятие целью которого является дать представление о том, как вести себя на дне рождении, побуждать детей к активности и инициативности, вызвать положительные эмоции, способствовать импровизации, учить вступать в игре в диалог. Включает в себя игру «Хозяйка и гости», танец с куклами. Подвижная игра, танец с куклами
Март
2 неделя
Сказка «Три поросенка»
Показ взрослыми
Атрибуты к сказке би-ба-бо. Дать оценку нравственным поступкам героев). Познакомить с новой сказкой «Три поросенка», Беседа. Кукольный театр
Развлечение для детей.
Март
3 неделя
Чтение сказки «Колобок»
Распределение ролей сказки «Колобок». Пластические импровизации
  Учить детей понимать и использовать мимику, интонации в изображении характерных особенностей образа;
Выражать состояние персонажа с помощью мимики;
Воспитывать дружеские взаимоотношения
Расширить словарный запас
Чтение, беседа
Работа над мимикой, жестами, диалогами.
Март
4 неделя
Репетиция сказки «Колобок»   Учить детей принимать на себя роли сказочных героев;
Развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных; Воспитывать любовь к животным;
Воспитывать чувство коллективного творчества)
 
Апрель
1 неделя
Показ сказки «Колобок» Декорации к сказке.
Костюмы героев.
Учить детей внимательно слушать педагога, включаться в игру, подражать голосам животных;
Воспитывать любовь, бережное отношение ко всему живому»
Показ сказки детям младшей группы
Апрель
2 неделя
«Шутки и потешки» Декорации русской избы, лепные свистульки для театра лепной игрушки, русские костюмы для детей и взрослых. Игровое занятие целью которого является приобщение детей к русской национальной традиции, показать возможности лепной свистульки, познакомить со сказкой в театре лепной игрушки, учить отчетливо и эмоционально говорить потешки и прибаутки. Включает в себя сказку в театре лепной игрушки «Лошадка – златогривка и баран – круторог», игры со свистульками. Театр лепной игрушки, игры со свистульками
Апрель
4 неделя
Теневой театр Показывают взрослые «Лиса и журавль». Атрибуты к теневому театру Знакомить с новым видом театров- теневым. Вызвать радостный. Эмоциональный настрой. Развивать творческие способности. Чтение сказки. Беседа о нравственном поведении героев. Просмотр сказки
Развлечение для детей
Май
1 неделя
Конусный театр Сказка «Пых. Конусные герои сказки «Пых» .Декорации к сказке. Познакомить с настольным конусным театром Показ сказки детям
Май
2 неделя
Сказка «Пых» в сопровождении шумовых предметов Атрибуты к сказке «Пых». Шумовые инструменты Учить детей озвучивать сказку с помощью шумовых инструментов. Драматизация сказки детьми
Май
3 неделя
Мониторинг
«Вспомни сказку»
Диск для игры, юла, шапочки для героев сказки, фланелеграф и картинки для сказки, кукла бибабо Петушок Вызвать положительный настрой на театральную игру, активизировать воображение детей. побуждать змоционально откликаться на предложенную роль Разыгрывание сценки, игра – инсценировка, театр на фланелеграфе
Май
4 неделя
«Выходи на зелёный лужок» Музыкальные записи (народных мелодий), корзинки, султанчики, накидки для ручейков. Игровое занятие целью которого является порадовать детей, вовлечь в игру, учить действовать в игре группой и по одному, учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом, будить воображение детей, побуждать к двигательной активности. Включает в себя песню – игру «По лугу», песню – этюд «Ручейки». Песня – игра, песня - этюд


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске»

Конспект НОД «Путешествие по памятным местам в Нефтеюганске» (Старший дошкольный возраст)

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего…

Инклюзивное образование и сохранение самоценности детства с ОВЗ дошкольного старшего возраста Обоснование актуальности. С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими...

Конспект музыкального занятия в младшей группе «Музыкальные ритмы зимы»

Конспект музыкального занятия в младшей группе «Музыкальные ритмы зимы» Цель: обогатить малышей знаниями о зиме, зимнем лесе, о лесных животных; сопровождать пение игровыми...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха»

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Свойства воздуха» Интеграция образовательных областей: "Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая". Вид НОД: познавательно-исследовательская. Тип НОД: закрепление знаний, ознакомление со свойствами воздуха.Цель:...

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому…

Использование театрализованных игр и элементов драматизации в работе по речевому развитию детей раннего возраста «Театр - это волшебный мир, он дает...

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»

Конспект НОД по рисованию с использованием техники «кляксография»