Анализ механизмов реализации моделей эффективного развития сети дошкольного образования в Псковской области

Конкурентная среда на рынке услуг дошкольного образования Псковской области характеризуется существенным доминированием муниципальных образовательных организаций над негосударственными (частными) организациями, а также наибольшей концентрацией дошкольных организаций в крупных населенных пунктах. Основным механизмом обеспечения доступности и современного качества в системе дошкольного образования является развитие конкуренции, что достигается не только расширением сети государственных и муниципальных организаций, но и формированием сети частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих программы дошкольного образования, услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.

По состоянию на 01.01.2018 в Псковской области 230 образовательных организаций реализуют программу дошкольного образования, в том числе:

110 – муниципальных и государственных дошкольных организаций (юридические лица), из них:

105 – муниципальные;

4 – негосударственные: детские сады ОАО «РЖД» – 3, частный детский сад «Нянюшка»);

1 – государственная (Владимирский лагерь, Минобороны РФ).

Дошкольное образование в Псковской области в различных формах, включая альтернативные, получают около 29 тысяч детей. В результате доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет на 01.01.2018 составила 100 % от общего количества детей данного возраста в городских поселениях и в сельской местности (в 2011 г. – 81,1 %). В 2017 году значение показателя «дорожной карты» по содействию конкуренции на рынке услуг в системе дошкольного образования в Псковской области составило: удельный вес численности детей дошкольного возраста, посещающих негосударственные организации дошкольного образования (группы, организованные индивидуальными предпринимателями, предоставляющие услуги дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста), в общей численности детей, посещающих образовательные организации дошкольного образования, – 2,4 % (план – 3 %).

В Псковской области создаются условия для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования. Развивается государственно-частное партнерство, направленное на расширение доступности дошкольного образования путем создания негосударственных детских организаций, семейных дошкольных групп, обеспечен доступ негосударственных организаций к бюджетному финансированию, устанавливаются налоговые и иные льготы для привлечения инвесторов в строительство детских учреждений (по материалам доклада «Состояние и развитие конкурентной среды на рынках товаров и услуг Псковской области», утвержденного Советом по инвестициям Администрации Псковской области 07 марта 2018 г.).

Среди негосударственных дошкольных организаций: ИП «Детвора» – центр детского отдыха и развития» (Иванова Ольга Александровна), ООО «Центр детского развития «Калинка» (Борисова Анна Анатольевна), реализующие модель «Поддержка развития раннего детства (до 3 лет)»; ИП «Скрябина» – Детский сад «Солнечный город» (Скрябина Ольга Алексеевна), основанный на модели «Адаптивная система дошкольного образования (инклюзивный центр развития ребенка)», ИП «Грачева» – Бэби-клуб, частный детский сад (Грачева Дарья Владимировна), ИП «Сергеева С. В.» – Детский сад по присмотру и уходу «Ладушки» (Сергеева Светлана Викторовна), представляющие модель «Дошкольная образовательная сеть».

С июня 2017 года лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых получил частный детский сад «Нянюшка» в городе Пскове, что соответственно будет способствовать устройству детей раннего возраста, а также детей от 3 лет на полный день в дошкольную образовательную организацию. В настоящее время данное учреждение посещают порядка 55 детей. Остальные индивидуальные предприниматели на территории Псковской области оказывают услуги по присмотру и уходу и не имеют лицензии на реализацию дошкольного образования.

По данным управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Псковской области, согласно Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в план проверок по соблюдению санитарного законодательства включаются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по присмотру и уходу. На сегодняшний день в реестре находятся 8 индивидуальных предпринимателей, общее количество детей, получающих услуги по присмотру и уходу, – 260 человек. В основном это дети до 3 лет.

Государственное управление образования области ежегодно предоставляет субсидии на ведение образовательной деятельности трем частным дошкольным образовательным организациям (детские сады ОАО «Российские железные дороги») за счет средств регионального бюджета по областному нормативу. В 2017 году негосударственным образовательным организациям ОАО «Российские железные дороги» выделена субсидия из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в объеме 18676,0 тыс. рублей. Количество детей, посещающих негосударственные дошкольные образовательные организации, составляет 406 человек.

Услуги индивидуальных предпринимателей востребованы как временная альтернативная форма получения дошкольного образования до зачисления ребенка в муниципальную дошкольную образовательную организацию.

В качестве альтернативной (вариативной) формы получения дошкольного образования в Псковской области функционируют группы кратковременного пребывания, которые являются востребованной формой дошкольного образования родителями, чьи дети еще не распределены в дошкольную образовательную организацию на полный день. Группы кратковременного пребывания способствуют всестороннему развитию детей, оказанию консультативно-методической поддержки родителям в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формированию предпосылок учебной деятельности. В Псковской области в 2017/2018 учебном году было открыто около 50 таких групп, которые посещают более 450 детей, в том числе адаптационные группы (для детей до 3 лет).

Группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста способствуют ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на полный день пребывания в детском саду, обеспечивают доступность образовательных услуг для всех слоев населения.

Рассматривается вариант открытия групп семейного воспитания как одной из альтернативных (вариативных) форм получения дошкольного образования. В городах Великие Луки и Пскове для этого разработана и утверждена нормативная база. На сегодняшний день услуга не востребована.

Кроме того, Администрация Псковской области выразила готовность по участию в программе строительства детских садов на территории региона в рамках предоставления федеральной субсидии.

В целях развития конкуренции, создания равных условий предоставления образовательных услуг, обеспечения расходов негосударственных общеобразовательных учреждений на реализацию основных общеобразовательных программ Администрацией Псковской области утверждены:

– постановление Администрации Псковской области от 30.07.2014 № 349 «О порядке предоставления из областного бюджета субсидий частным дошкольным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в таких организациях». Субсидии частным дошкольным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования предоставляются в целях возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг);

– постановление Администрации Псковской области от 22.12.2014 № 604 «О порядке предоставления из областного бюджета субсидий частным общеобразовательным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, на финансовое обеспечение получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в таких организациях».

Приказом Государственного управления образования Псковской области от 24.11.2017 № 1256 утвержден план по совершенствованию деятельности муниципальных дошкольных образовательных организаций и повышения качества оказания услуг по результатам проведения независимой оценки качества оказания услуг в 2017 году.

Основными проблемами, препятствующими развитию бизнеса в негосударственных учреждениях, являются:

– недостаток собственных ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства;

– отсутствие возможных льгот по аренде помещений;

– низкий уровень информационной поддержки;

– более низкая стоимость содержания ребенка в дошкольных муниципальных учреждениях и широкий спектр образовательных услуг.

С целью создания условий для развития бизнеса на рынке услуг дошкольного образования Псковской области осуществляются следующие меры поддержки:

– снижение арендной платы за муниципальное имущество, передаваемое в аренду частным образовательным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям;

– предоставление налоговых льгот частным образовательным организациям и (или) индивидуальным предпринимателям;

– повышение квалификации педагогических работников частных организаций;

– оказание организационно-методической и информационно-консультативной помощи гражданам, планирующим оказывать услуги детям дошкольного возраста по присмотру и уходу или дошкольному образованию;

– обеспечение поэтапного доступа СО НКО к реализации мер по научно-образовательной и творческой среды в дошкольном образовании.

К 2019 году планируется увеличить удельный вес численности детей в частных образовательных организациях до 4 % общей численности детей. К 2021 году планируется доведение уровня доступности для детей в возрасте до 3 лет до 100 % при сохранении 100 % доступности для детей от 3 до 7 лет.

Данный опыт предложен к рассмотрению и дальнейшему изучению в качестве позитивной практики формирования региональных программ развития и территориального планирования сети образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования с учетом демографического прогноза в рамках реализации проектных мероприятий Министерства просвещения Российской Федерации.



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Дидактическая игра «Наряди матрешку» в группе второго раннего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Наряди матрешку» в группе второго раннего дошкольного возраста Аннотация: Дидактическая игра «Наряди матрешку» предназначена для детей 2-3 лет и направлена...

Эссе «Я педагог!»

Эссе «Я педагог!» …Блаженствую на солнышке В обнимку с милым детством, И чую, счастьем полнится Российское наследство. Г.В. Скрипкин. Как в современном мире оставаться позитивным, добрым...

Сценарий группового родительского собрания по речевому развитию в форме «Семинара…

Сценарий группового родительского собрания по речевому развитию в форме «Семинара – практикума» Цель: педагогическое просвещение родителей по проблеме речевого развития детей старшего дошкольного...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...