Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребенка»

Над данной темой я начала работу с 2016 года с детьми среднего дошкольного возраста.

Что побудило меня заняться театрально-игровой деятельностью с детьми? Наверное, это искренняя радость на лицах детей, смех и счастье, которые приносят ожившие куклы, научившиеся разговаривать, танцевать, петь. Я поняла, что театр – это чудо, сказка, волшебство… 

«Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств.

Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка».

К.С. Станиславский.

«Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована». Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Конституции РФ, в законодательстве РФ, в Конвенции ООН о правах ребенка, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) заложен принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей. В соответствии с этим, организация учебно-воспитательного процесса с детьми должна обеспечивать личностно-развивающее воздействие.

Каждый ребёнок талантлив изначально, а театр даёт возможность выявить и развить в ребёнке то, что заложено в нём от рождения. Считаю, чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться. Для того чтобы достичь мастерства в театрализованной деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. Изучая теоретический и практический опыт по данной теме, наблюдая за играми дошкольников, обратила внимание на то, что дети моей группы скованны, мало эмоциональны. А ведь к 5 годам у них резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Решила организовать свою работу по театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы дошкольников, творческих способностей, развития словарного запаса, устной речи.

Выбор темы обусловлен:

- Театр - самый доступный вид искусства для детей.

- Создаёт положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение.

- Театр помогает решить проблемы педагогики и психологии.

- Способствует развитию: памяти, воображения, коммуникативных качеств, инициативности.

Цель: развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

- активное вовлечение родителей в жизнь детского сада, участие родителей и детей в театрализованной деятельности;

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;

- совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

- обогащать и активизировать словарь;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- воспитывать гуманные чувства у детей.

Работу я начала по следующим направлениям:

- изучение литературы;

- занятия с детьми;

- взаимодействие с педагогами, родителями и с социумом;

- создание предметно - пространственной среды.

На основе изученной литературы разработала и составила план совместной деятельности с детьми на учебный год согласно годового планирования ДОУ, разнообразила и дополнила совместно с родителями развивающую среду группы новыми играми и игрушками. Где отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром. В уголке располагаются: - различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.; - реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; - атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, сценарии, книги. Все виды театров использовала в процессе работы как совместной деятельности с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников. Дети группы принимали активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках, мини – спектаклях. Основной акцент в организации театрализованной деятельности делала не на результат в форме внешней демонстрации театрализованного действия, а на организациию творческой деятельности в процессе создания спектакля. Подбирая материал для спектакля или инсценировки, я старалась учитывать возрастные особенности, возможности, знания и умения детей, старалась обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал. Организовывая театральную деятельность, я следовала одному из основных принципов обучения - учись играя, общалась с детьми на «их территории», территории игры.

В своей работе я применяла следующие методы и приемы

Методы и приемы:

Словестные: - чтение сказок

- беседы после просмотра спектаклей;

- рассказывание пересказ;

- сочинения сказок;

- заучивание наизусть.

Практические методы: - творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);

- игры-драматизации;

- коррекционно-развивающие игры;

- упражнения по дикции;

- игры-превращения;

- упражнения на развитие мимики, детской пластики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.

Наглядные методы: - просмотр спектаклей, сказок, мультфильмов.

Взаимодействие с родителями:

Цель: – активное вовлечение родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей.

Задача: – заинтересовать родителей перспективами развития театрализованной деятельности детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

-консультации для родителей;

- выставки и фотовыставки;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций;

- изготовление книжек – малышек по сказкам.

Успешную работу с детьми по развитию творческой личности посредством театрализованной деятельности невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Родители оказывали помощь в разучивании ролей к спектаклям, создании атрибутов и развивающей среды в группе. Для привлечения внимания со стороны родителей к театрализованной деятельности в группе, были подготовлены консультации:

Консультации на темы:

«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики».

«Сказки на ночь — польза для всей семьи!»

«Театр дома».

«Театральная деятельность в детском саду».

Рекомендация для родителей «Организация домашнего театра».

Мастерская по изготовлению театрального реквизита

Наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов.

Делилась опытом работы и с коллегами:

- провела консультацию «Технология организации театрализованных игр в ДОУ»;

- подготовила выступление на педсовете, презентация по теме «Взаимодействие воспитателей, детей и родителей в театрализованной деятельности»;

- "Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей".

Дети с удовольствием участвовали в спектакле «Маша и медведь», «Красная шапочка», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба».

Задачи, которые я ставила, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. В результате проведенной работы по развитию творческой, креативной личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Стала развиваться связная речь, произошло обогащение словаря, что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков. Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют всестороннему развитию личности. А театрализованная игра – это эффективное средство развития творческих способностей, креативного мышления дошкольника, его социализации, благоприятное условие для развития чувства партнерства.

Обобщая свой опыт работы я считаю, что ребёнок, погружаемый в мир искусства еще в дошкольные годы, постепенно становится духовно богаче, развивается творчески, интеллектуально и нравственно. 

Вывод: Таким образом, использование театрализованной деятельности с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты. Всей своей работой мы доказываем родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что это хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрение ФГОС позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Творческий проект

Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям   Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...

Сценарий к Дню города Москвы

Сценарий к Дню города Москвы Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В начале сентября Москва – столица нашей Родины празднует свой День Рождения...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...

Читайте также

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Педагогический проект на тему: «Перелётные птицы»

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников…

Праздник «Масленица». Конспект открытого мероприятия по сохранению традиционных народных праздников в подготовительной к школе группе Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение. Программные задачи: Способствовать...