Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование возможностей» МБДОУ «ДС «Снегурочка» г. Новый Уренгой
В 2014 г на Евразийском конгрессе работников дошкольного образования в г Екатеринбурге, Татьяна Николаевна Доронова презентовала программу «Миры детства: конструирование возможностей». Программа заинтересовала наш коллектив и в наш город был приглашен один из разработчиков – Сергей Геннадьевич Доронов, на встрече присутствовали педагогические коллективы детских садов города.
После встречи с разработчиками программы нашим коллективом было принято решение участвовать в эксперименте и представить программу родительской общественности нашего ДОУ. В обсуждении участвовали родители детей 2-3 летнего возраста (71 ребёнок), как итог собрания был проведен опрос родителей о желании участвовать в реализации программы. В результате были сформированы две группы: группа «Капелька» - участвующая в эксперименте и группа «Ягодка», работающая по ООП с учетом программы «Детство». В последствии этот факт очень положительно скажется на сравнении результатов внедрения программы.
В соответствии с приказом ФГАУ ФИРО от 24.06.2016г № 198 о присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» МБДОУ «ДС «Снегурочка» присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Проектирование социальной ситуации развития для детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей».
На подготовительном этапе организована и проведена следующая работа:
- разработка локальных актов ДОУ;
- разработка Основной образовательной программы ДОУ с учетом вариативной программы «Миры детства: конструирование возможностей»;
- разработка рабочей программы педагога и календарно-тематическое планирование в соответствии с Программой ДОУ;
- подготовка методического обеспечения Программы;
- создание условий образовательной пространственно-развивающей среды в группе;
- курсовая переподготовка педагогов.
С сентября 2016 года во второй младшей группе «Капелька» МБДОУ «ДС «Снегурочка» началось внедрение программы «Миры детства: конструирование возможностей».
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. (ФГОС 2.6.)
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка). (ФГОС 2.7.)
Целью Программы является поддержка разнообразия детства, конструирование возможного мира ребёнка посредством проектирования социальной ситуации его развития в совместной деятельности с взрослым.
Образовательная деятельность в Программе выстроена на основании культурных видов деятельности ребёнка (культурных практик): сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, художественная литература, музыка и физическая культура.
В основу Программы положен принцип партнёрской деятельности взрослого с детьми, образование сводится к освоению ребёнком различных культурных практик, а не отдельных умений и навыков. Соответственно предметно-пространственная среда строится на совершенно других условиях, она полностью насыщается продуктами деятельности ребенка с педагогом и ребенка с родителем, на основе этих материалов строится образовательная и игровая деятельность, в результате среда насыщается дидактическими играми, счетным материалом, коллекциями, библиотекой и т.д.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.
Целевые ориентиры - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность), положительно относится к окружающему миру и самому себе, хорошо владеет устно речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Образовательная работа по Программе осуществляться с ребенком в различных формах активности совместно со взрослыми и самостоятельно, в детском саду и семье. Образование строится на партнерских отношениях взрослого и ребенка, предполагает возможность отбора содержания образования с учетом интересов ребенка».
Помогает нам в этом дидактическое пособие «Детский календарь». «Детский календарь» представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы заданий для детей от 3 лет в условиях семейного воспитания.
- материал позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и чтение художественной литературы;
- дидактический материал, предназначенный для семьи, непосредственно связан с образовательной деятельностью в саду, вплетен в общий образовательный контекст;
- использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов из вне.
- предлагаемое в календаре содержание для развития ребенка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.
Согласно тематического планирования педагог предлагает родителям совместно с ребенком выполнить задания по календарю, на следующий день результат совместной работы дома находит продолжение в образовательном процессе в группе. Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет.
Работая с «Детским календарём», родители столкнулись с некоторыми трудностями
- Часть родителей жаловались на то, что им просто не хватает времени, так как они «с утра до ночи» находятся на работе. Мы помогали им в таких случаях найти компромисс. Так, например, советовали выполнять задания по «Детскому календарю» в выходной день или подключать других членов семьи.
- У других было много вопросов, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь?
В решении таких вопросов помогали родительские круглые столы, вечера вопросов и ответов и другие формы работы. На сегодняшний день данных трудностей не возникает.
Считаем, что данные календари помогают решать множество задач воспитания и развития. Развивают у ребенка ответственность, усидчивость, самостоятельность. На своем опыте наши родители поняли, что работа по детским календарям несложная, занимает всего 5-10 минут, весь материал под рукой, ничего искать не надо. Детский календарь позволяет родителям развивать познавательные способности, любознательность, воображение ребенка; занятия входят в систему; регулярное чтение детям художественной литературы; развитие интереса к продуктивной деятельности, что помогает в развитии его творческих способностей. Наше сотрудничество стало более продуктивнее, родители стали более заинтересованы и активны в развитии своего ребёнка; большинство родителей стали давать ребёнку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу.
Это дидактическое пособие «Детский календарь» является бесспорным помощником педагогу в его работе. Из него можно черпать наглядно-демонстрационный материал, разнообразные дидактические игры, развивающая среда группы наполняется большим количеством продуктивной деятельности детей и родителей.
-Для ребёнка действия с календарём так же являются достаточно интересными, привлекательными. Во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле. Во-вторых, по окончании выполнения задания ребёнок получает результат своей деятельности, активизирует познавательную деятельность.
- Общение между сверстниками стало более активным, дети стали оценивать свои поступки и давать словесную оценку своим действиям. Дети приобретают конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала. У всех детей возросли коммуникативные навыки.
- А педагог повышает профессиональную компетентность по вопросам социального партнерства с родителями.
Эта программа позволила намного повысить результаты педагогического мониторинга воспитательно-образовательной деятельности. Для целенаправленной и продуктивной работы важно, чтобы эта оценка затрагивала все стороны личности ребенка: его интеллектуальную и мотивационные сферы (используются нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым)
От реализации данной площадки мы ожидаем
- формирования новых партнерских отношений;
- регулярная целенаправленная образовательная деятельность не только в детском саду, но и в семье;
- построение содержания образования с учетом интересов детей;
- посредством реализации программы педагоги и родители более точно смогут направить развитие ребенка в соответствии с его интересами, талантом, успехами и способностями в будущем.
Анализируя работу на сегодняшний день, мы получили следующие результаты:
- Взаимодействие всех участников образовательного процесса выходит на уровень партнерских отношений: «родитель - ребенок», «педагог - ребенок», «педагог - родитель».
- Благодаря дидактическому материалу «Детский календарь» совместная деятельность взрослых и детей в семье и в детском саду представляет целостный и неразрывный образовательный процесс.
- Изменилось и общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу.
- Воспитанники положительно относятся к окружающему миру и самому себе, хорошо владеют устной речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
В эксперименте нам еще находиться 1,5 года, но уже сегодня для размышляющих и сомневающихся, хочется сказать, что программа интересная, отвечает современным требованиям и интересам детей, мы советуем попробовать поработать и уверены, всем участникам образовательного процесса она понравится.
Читайте также |
---|
Творческий проект
Творческий проект Содержание видов детской деятельности по образовательным областям Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Физическое развитие Художественно-эстетическое развитие Совместная деятельность 1. Опытно – экспериментальная деятельность «Снег чистый...
Сценарий к Дню города Москвы
Сценарий к Дню города Москвы Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В начале сентября Москва – столица нашей Родины празднует свой День Рождения...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим…
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) на тему «Комната ёлок – необычный подарок Дедушке Морозу» (Для детей...