Деятельность экспериментальной площадки программы «Миры детства: конструирование возможностей» МБДОУ «ДС «Снегурочка» г. Новый Уренгой

В 2014 г на Евразийском конгрессе работников дошкольного образования в г Екатеринбурге, Татьяна Николаевна Доронова презентовала программу «Миры детства: конструирование возможностей». Программа заинтересовала наш коллектив и в наш город был приглашен один из разработчиков – Сергей Геннадьевич Доронов, на встрече присутствовали педагогические коллективы детских садов города.

После встречи с разработчиками программы нашим коллективом было принято решение участвовать в эксперименте и представить программу родительской общественности нашего ДОУ. В обсуждении участвовали родители детей 2-3 летнего возраста (71 ребёнок), как итог собрания был проведен опрос родителей о желании участвовать в реализации программы. В результате были сформированы две группы: группа «Капелька» - участвующая в эксперименте и группа «Ягодка», работающая по ООП с учетом программы «Детство». В последствии этот факт очень положительно скажется на сравнении результатов внедрения программы.

В соответствии с приказом ФГАУ ФИРО от 24.06.2016г № 198 о присвоении статуса экспериментальной площадки федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» МБДОУ «ДС «Снегурочка» присвоен статус экспериментальной площадки по теме «Проектирование социальной ситуации развития для детей 3-7 лет в Примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей».

На подготовительном этапе организована и проведена следующая работа:

  • разработка локальных актов ДОУ;
  • разработка Основной образовательной программы ДОУ с учетом вариативной программы «Миры детства: конструирование возможностей»;
  • разработка рабочей программы педагога и календарно-тематическое планирование в соответствии с Программой ДОУ;
  • подготовка методического обеспечения Программы;
  • создание условий образовательной пространственно-развивающей среды в группе;
  • курсовая переподготовка педагогов.

С сентября 2016 года во второй младшей группе «Капелька» МБДОУ «ДС «Снегурочка» началось внедрение программы «Миры детства: конструирование возможностей».

Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. (ФГОС 2.6.)

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка). (ФГОС 2.7.)

Целью Программы является поддержка разнообразия детства, конструирование возможного мира ребёнка посредством проектирования социальной ситуации его развития в совместной деятельности с взрослым.

Образовательная деятельность в Программе выстроена на основании культурных видов деятельности ребёнка (культурных практик): сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, художественная литература, музыка и физическая культура.

В основу Программы положен принцип партнёрской деятельности взрослого с детьми, образование сводится к освоению ребёнком различных культурных практик, а не отдельных умений и навыков. Соответственно предметно-пространственная среда строится на совершенно других условиях, она полностью насыщается продуктами деятельности ребенка с педагогом и ребенка с родителем, на основе этих материалов строится образовательная и игровая деятельность, в результате среда насыщается дидактическими играми, счетным материалом, коллекциями, библиотекой и т.д.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка.

Целевые ориентиры - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности (сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность), положительно относится к окружающему миру и самому себе, хорошо владеет устно речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Образовательная работа по Программе осуществляться с ребенком в различных формах активности совместно со взрослыми и самостоятельно, в детском саду и семье. Образование строится на партнерских отношениях взрослого и ребенка, предполагает возможность отбора содержания образования с учетом интересов ребенка».

Помогает нам в этом дидактическое пособие «Детский календарь». «Детский календарь» представляет собой печатный материал, который содержит разнообразные типы заданий для детей от 3 лет в условиях семейного воспитания.

- материал позволяет реализовать все основные культурные практики, такие как сюжетная игра, игра с правилами, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и чтение художественной литературы;

- дидактический материал, предназначенный для семьи, непосредственно связан с образовательной деятельностью в саду, вплетен в общий образовательный контекст;

- использование материала не требует от родителей привлечения дополнительных материалов из вне.

- предлагаемое в календаре содержание для развития ребенка имеет научное обоснование и обладает значительным развивающим потенциалом.

Согласно тематического планирования педагог предлагает родителям совместно с ребенком выполнить задания по календарю, на следующий день результат совместной работы дома находит продолжение в образовательном процессе в группе. Каждое занятие оставляет свой «предметный след», итогом занятия становится конкретный игровой предмет, поделка, книга, игровой макет.

Работая с «Детским календарём», родители столкнулись с некоторыми трудностями

- Часть родителей жаловались на то, что им просто не хватает времени, так как они «с утра до ночи» находятся на работе. Мы помогали им в таких случаях найти компромисс. Так, например, советовали выполнять задания по «Детскому календарю» в выходной день или подключать других членов семьи.

- У других было много вопросов, что нужно сделать, чтобы ребенок захотел позаниматься, как его завлечь?

В решении таких вопросов помогали родительские круглые столы, вечера вопросов и ответов и другие формы работы. На сегодняшний день данных трудностей не возникает.

Считаем, что данные календари помогают решать множество задач воспитания и развития. Развивают у ребенка ответственность, усидчивость, самостоятельность. На своем опыте наши родители поняли, что работа по детским календарям несложная, занимает всего 5-10 минут, весь материал под рукой, ничего искать не надо. Детский календарь позволяет родителям развивать познавательные способности, любознательность, воображение ребенка; занятия входят в систему; регулярное чтение детям художественной литературы; развитие интереса к продуктивной деятельности, что помогает в развитии его творческих способностей. Наше сотрудничество стало более продуктивнее, родители стали более заинтересованы и активны в развитии своего ребёнка; большинство родителей стали давать ребёнку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу.

Это дидактическое пособие «Детский календарь» является бесспорным помощником педагогу в его работе. Из него можно черпать наглядно-демонстрационный материал, разнообразные дидактические игры, развивающая среда группы наполняется большим количеством продуктивной деятельности детей и родителей.

-Для ребёнка действия с календарём так же являются достаточно интересными, привлекательными. Во-первых, он получает возможность для проявления собственной инициативы: отрывает страничку и участвует в каком-то новом и интересном деле. Во-вторых, по окончании выполнения задания ребёнок получает результат своей деятельности, активизирует познавательную деятельность.

- Общение между сверстниками стало более активным, дети стали оценивать свои поступки и давать словесную оценку своим действиям. Дети приобретают конкретные умения, связанные с процессом преобразования материала. У всех детей возросли коммуникативные навыки.

- А педагог повышает профессиональную компетентность по вопросам социального партнерства с родителями.

Эта программа позволила намного повысить результаты педагогического мониторинга воспитательно-образовательной деятельности. Для целенаправленной и продуктивной работы важно, чтобы эта оценка затрагивала все стороны личности ребенка: его интеллектуальную и мотивационные сферы (используются нормативные карты развития, разработанные Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым)

От реализации данной площадки мы ожидаем

  • формирования новых партнерских отношений;
  • регулярная целенаправленная образовательная деятельность не только в детском саду, но и в семье;
  • построение содержания образования с учетом интересов детей;
  • посредством реализации программы педагоги и родители более точно смогут направить развитие ребенка в соответствии с его интересами, талантом, успехами и способностями в будущем.

Анализируя работу на сегодняшний день, мы получили следующие результаты:

  1. Взаимодействие всех участников образовательного процесса выходит на уровень партнерских отношений: «родитель - ребенок», «педагог - ребенок», «педагог - родитель».
  2. Благодаря дидактическому материалу «Детский календарь» совместная деятельность взрослых и детей в семье и в детском саду представляет целостный и неразрывный образовательный процесс.
  3. Изменилось и общение родителей со своими детьми – большинство родителей стали давать ребенку больше возможности проявить самостоятельность, инициативу.
  4. Воспитанники положительно относятся к окружающему миру и самому себе, хорошо владеют устной речью, способен к волевым усилиям и может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

В эксперименте нам еще находиться 1,5 года, но уже сегодня для размышляющих и сомневающихся, хочется сказать, что программа интересная, отвечает современным требованиям и интересам детей, мы советуем попробовать поработать и уверены, всем участникам образовательного процесса она понравится.



Новые публикации

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста

Игровой самомассаж в работе с детьми раннего дошкольного возраста Одним из направлений нашей педагогической деятельности с детьми раннего возраста является развитие...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:…

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Помощь зимующим птицам» Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное...

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей…

Доклад. Тема: «Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Введение Основой формирования личности является физическое развитие и здоровье ребенка. Задача...

Читайте также

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного…

Дидактический материал для исправления недостатков речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Звуки [з], [з’] {pdf=download/files/presentation/file651.pdf|90%|700|native}

Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО

Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО Проблема. В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно - компьютерных технологий не...

Экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста Любое экспериментирование начинается с наблюдения – это первая ступенька в процессе естествознания. Китайская пословица гласит: «РАССКАЖИ – И...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Темы бесед с детьми по ОБЖ

Картотека бесед с детьми по ОБЖ   Беседы по ОБЖ  (старший дошкольный возраст) № 1. Тема «Как себя вести в группе» Цель: воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада (в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться...

"Формирование осанки у детей дошкольного возраста"

Осанкой называют привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка - привычная поза тела во время покоя и движения; формируется с раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Правильная осанка делает фигуру человека красивой...

Семинар - практикум «Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Предварительная работа : педагогам предлагается посмотреть в литературе такие вопросы: 1. Значение театрализованной деятельности в детском саду. 2. Как в своей работе Вы используете театрализованную деятельность, как часто и когда планируете в работу с детьми? 3. Какие виды кукольных театров...

Коуч-сессия «Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций»

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам. Одна из основных задач образования, в...