Подготовка воспитателя и использование средств ИКТ в работе с дошкольниками

 

О чем мечтают дети,

На всей, на всей планете?

Мечтают путешествовать,

И новый мир познать,

Простых вещей основу,

И таинство узнать!

 

«… внедрение современных информационных технологий, доступность качественных государственных услуг в этой сфере, расширение возможностей широкополосного доступа – это главные показатели развития информационного общества сегодня в стране. Массовое введение принципиально новых технологий в систему управления образованием требует специальной организации, как самого процесса информатизации, так и последующего сопровождения эксплуатации информационных ресурсов…»

Дмитрий Медведев.

Заседание Комиссии по модернизации

и техническому развитию

экономики России

от 31 августа 2009г.

 

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации.

[2. с. 81].

Морева И.А. считает, что использование информационно-коммуникативных технологий, является одним из приоритетов дошкольного образования, что позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. [3. с.234]. Использование в развитии познавательных способностей старших дошкольников подтверждают работы отечественных и зарубежных исследователей С. Пейперт, Б. Хантер, Е.Н. Иванова, Н.П. Чудова и другие

[4. с.234].

Продуктивная деятельность, деятельность с целью повышения продукта обладающего определенными задачами, качествами основными видами являются конструктивная и изобразительная деятельность. Репродуктивная деятельность возможна только в одном случае, ее результат является промежуточным шагом, ступенькой на пути достижения личной цели человека, она всегда целенаправленна. Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Следовательно, что современный мир становиться более зависимым от информационных технологий и будущее неизбежно потребует от сегодняшних педагогов большого запаса разнообразных знаний, включая и знания информационных технологий [1, с.72].

Научная работа по внедрению ИКТ в дошкольную образовательную организацию ведется в нашей стране с 1987 года на базе центра имени А.В. Запорожца исследователями под руководством Л.А. Парамоновой, Л.Д.Чайной. В 2008 году разрабатываются теоретические основы применения научных информационных технологий в воспитательно-образовательной работе детского сада. Педагоги, изучающие использование компьютерных средств с целью математического изучения Г.А. Репина, Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в детском саду является фактором сохранения психического здоровья детей в силу возможности решения задач:

  • Развитие психических функций ребенка;
  • Обеспечивающих и готовность к обучению (мелкая моторика, зрительно-моторная координация);
  • Обогащение кругозора;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Развитие личностных компонентов познавательной деятельности;
  • Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных умений;
  • Организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.

Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения придерживается точки зрения Гаджиева П.Д. [2.с.35], что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для детей дошкольного возраста могут широко использоваться на практике без риска здоровья детей.

Информационно-коммуникативные технологии подразумевают использование компьютера, интернета, телевизора, проектора, аудиовизуального оборудования, то есть, что может представить широкие возможности для коммуникации. Сочетание информационно-коммуникативных технологий связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникативными. Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетенции.

Коммуникативные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Исследователи Горвиц Ю.М., Габай Т.Ф., Зворыгина Е.В., Новоселова С.Л.

[3, с. 20] в своих работах доказывают, что знакомство с компьютером дошкольника целесообразно осуществлять в форме игры. Использование средств ИКТ и компьютерных игровых средств, в современном дошкольном образовании является одним из важнейших факторов повышения эффективности процесса обучения.

Психологи – исследователи Марцинковская Т.Д., Новоселова С.Л. говорят об эффективности использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста таких компьютерных игровых программ, строение которых соотносится с интеллектуальной структурой игровой деятельности ребенка. В настоящее время выбор компьютерных игровых программ для дошкольников достаточно широк. Но, к сожалению, большинство из этих игр не рассчитаны на реализацию программных задач, поэтому могут использоваться лишь частично, преимущественно с целью развития психических процессов: внимания, памяти, мышления. О возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр у ребенка свидетельствуют работы Дастмана С., Гольдштейна Б.И. и других исследователей.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной, компьютерными средствами возникают психические новообразование (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими с привлечением большого иллюстративного материала с использованием звуковых и видеозаписей. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его. По сравнению с традиционными формами обучения, т.е. наглядными пособиями, для дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

  • несет в себе «образный» тип информации, понятный дошкольникам;
  • движение, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом «познавательной активности» детей;
  • предоставляет возможность «индивидуализации» детей;
  • ребенок «сам регулирует» темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности дошкольник приобретает уверенность в себе;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет в космос, водопады и многое другое);
  • компьютер «терпелив», он никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Использование информационно-коммуникативных технологий помогает детям на занятии:

  • ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • овладевать практическими способами работы с информацией.

Применение информационно-коммуникативных технологий усиливает на занятиях:

  • положительную мотивацию обучения;
  • активизирует познавательную деятельность обучающих.

Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет на занятиях реализовать новые принципы познавательной деятельности:

  • принцип доверительности;
  • принцип обратной связи;
  • принцип занятия исследовательской позиции

Реализация этих принципов видна на всех занятиях, с применением информационно-коммуникативных технологий.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной области педагога детского сада – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. При подготовке к занятиям педагог использует электронные ресурсы учебного назначения:

  • презентации к занятиям;
  • логические игры;
  • электронные энциклопедии;
  • развивающие игры.

Педагог может в любой момент выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать содержание, оформить и сохранить электронный вид, что бы вернуться к ним при необходимости. Это расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности, обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ребенок, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Педагог выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность. Вместе с детьми, которые с охотой приносят из дома любимые книжки, рисунки и т.д. педагог создает презентации. При показе готового материала, каждый ребенок узнает свою картинку, что вызывает положительные эмоции. Привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.

Разработка технологии с включением информационно-коммуникативных технологий, базируется на интегрированных занятиях, досугах. Технология разрабатывается по образовательным областям. Занятия включают в себя разнообразную продуктивную деятельность для детей на основе ФГОС. Данная технология реализуется в учреждении с целью осуществления идеи сетевого управления, организации педагогического процесса, методической службы, обеспечивает планирование, контроль, мониторинг, координацию работы педагога, специалиста. В этом случае использование ИКТ способствует оптимизации деятельности дошкольной образовательной организации, повышению его эффективности в условиях инклюзивного обучения и воспитания дошкольников, расширению границ образовательного процесса за счет активного включения родителя и детей, не посещающих детский сад. Анализ таких занятий показал, что мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают принцип создания современного занятия – принцип привлекательности. Дети, которые обычно не отличались высокой активностью на занятиях, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал, как систему ярких опорных образов наполненных исчерпывающей структурированной информацией, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование на занятиях таких презентаций позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслидеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкций процесса обучения и развития с позиции целостности.

Например: использование мультимедийных презентаций в музыкальной деятельности, в формировании элементарных математических представлений и ознакомление с окружающим миром - обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов. Формируются способы зрительного восприятия, выделение в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память. Дети под руководством педагога на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют. Движение глаз детей соответствует движением предметов на экране. При этом использование компьютерных заданий не замедляет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, тем самым мотивируя ребенка к хорошему, ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

Дошкольник становиться трудолюбивым, творческим, творческим, такие занятия не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал дошкольника.

Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворить развивающие программы для детей:

  • развитие широкого спектра и представлении;
  • занимательность.

Существует ряд программ для данного возраста:

  • игры для развития памяти, воображения, мышления и другие;
  • АРТ – СТУДИИ, простейшие графические редакторы;
  • Игры – путешествия, «бродилки»;
  • простейшие программы по обучению чтения, математике и много другое.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Использование, творческих и режиссерских игр создавая образ к абстрактному мышлению, что создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.

Между тем при реализации информационно-комуникативных технологий в образовательном процессе детского сада возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования. При внедрении ИКТ встают вопросы: сколько времени ребенок находиться за компьютером, влияние игры на состояние психического и физического здоровья, искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений, возникновение ранней компьютерной зависимости. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения, возникают трудности экономического характера, не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств. Актуальная проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. Ведущие ученые и специалисты в области дошкольного образования Духанина Л.Н., Белая К.Ю., Комарова Т.С., Алиева Т.И. высказывают свою позицию «за» и «против» ИКТ. «Противники» ИКТ в качестве аргумента приводят данные о негативном влиянии длительного сидения за компьютером на состояние здоровья детей. Наш опыт показывает, что при соблюдения санитарных правил и норм СаНПиНа 2.4.1.3049-13 для детских садов, а именно дозирование педагогом использование развивающих игр способствует развитию у детей волевых качеств, приучает к «полезным» играм. Коллективное участие в игре помогает избежать «зациклирование» ребенка. Интерактивная доска позволяет ребенку, как увидеть себя со стороны, так и наблюдать за действиями партнеров. Учеными отмечается, развивающая роль компьютерно-игрового комплекса в детском саду в работе с детьми начиная с пяти лет. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. Они могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несет ответственность за безопасность ребенка.

Сегодня можно с уверенностью сказать, информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – это мощный инструмент модернизации образовательного учреждения, ИКТ обязательно стоит использовать в детских садах, так как эта технология значительно облегчает педагогам дошкольных образовательных учреждений педагогическую деятельность, что сказывается на ее эффективности в воспитательно-образовательном процессе. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать процесс обучения, а так же даст возможность детям развивать поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

 

Список литературы:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М., 1994. – 127с.
  2. Гаджиева П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации правового обучения // Инновации в образовании. - 2011. - N 1. - С. 81-87
  3. Горвиц Ю. М., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М. : ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  4. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. Пособие. /И.А. Морев – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. – 150 с.
  5. Пейперт С. Поворот в сознание. Дети, компьютеры и плодотворные идеи: перев. с анг./ Под редакцией Беляевой А.В., Леонаса В.В. – М.: Педагогика, 1989.
  6. Удалов С.Р. Подготовка педагогов к использованию средств информации и информационных технологий в профессиональной деятельности: Монография / С.Р. Удалов – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.- 211 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста (Из опыта работы) Радость - если солнце светит, Если в небе месяц есть. Сколько радости на свете – Не...

Читайте также

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной…

Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема...

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...