Из опыта работы «Как я учу детей играть в сюжетно-ролевые игры»

 

Огромную роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств; в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Я работаю в 1 младшей группе «Капелька». В группе 18 детей, 10 - мальчиков и 8 - девочек. В начале года я обратила внимание, что дети не умеют играть в сюжетно-ролевые игры; они просто долго возят машинку, носят на руках куклу, также затрудняются продолжить развитие сюжета в игре. Я понимала, что у детей мал жизненный игровой опыт и этому я должна их научить.

В связи с этим я поставила перед собой задачи:

- научить детей объединяться в небольшие группы, воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, соблюдать в игре элементарные правила;

- развивать у детей игровой и жизненный опыт;

- поощрять попытку детей придумывать сюжет игры, объединять несколько действий «лечить, готовить обед, довести до больницы куклу на машине».

Работу по развитию сюжетно-ролевых игр осуществляла по трем направлениям:

1. Создание необходимой развивающей среды.

2. Руководство сюжетно-ролевыми играми детьми. Обогащение их жизненного и игрового опыта.

3. Работа с родителями.

Свою работу я начала с того, что подготовила предметно-развивающую среду для сюжетно-ролевых игр в моей группе «Дочки-матери», «Шоферы», «Больница», «Парикмахерская». Игровую среду оснастила оборудованием, игрушками, атрибутами, игрушками-заместителями, которые находились в доступном для детей месте; имели красивый, эстетичный вид. Это привлекало желание детей играть в сюжетно-ролевые игры.

Сначала дети играли просто с игрушками, но я всегда была рядом. Моя заинтересованность, мой ласковый тон, мое включение в игру помогало моим воспитанникам в развитии сюжетно-ролевой игры, в ее продолжении, в ходе которой дети учились вести диалог с товарищем, учились делиться игрушками.

Во время игровой деятельности я старалась, чтобы дети относились к куклам, мишкам как к живым существам - ласково, заботливо.

Если кто-то из ребят бросал игрушку на пол, обращала внимание на то, что ей очень больно, пожалей ее, приласкай, поиграй с ней. Малыши быстро реагировали на эти слова. Для того, чтобы игра развивалась, я старалась пополнить, расширить знания детей об окружающем мире. Книга «Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно-ролевых игр» автор Т. В. Березенковой стала мне оригинальным подспорьем. В календарном планировании ежедневно отражала работу, связанную с обогащением игрового и жизненного опыта детей по сюжетно-ролевой игре опиралась на технологические карты. Для расширения кругозора детей также в своей работе использовала:

Чтение худ. литературы К. Чуковского «Доктор Айболит». Стихи А. Барто «Дома». С. Капутикян «Маша обедает».

Так, при знакомстве детей с книгой К.Чуковского «Айболит», я обратила их внимание на обложку, на которой был нарисован доктор в белом халате. Затем рассмотрели иллюстрации, изображающие то, как доктор лечит зверей - слушает трубочкой, ставит градусник, дает лекарство. Затем была проведена беседа о том, как они с мамой посещали доктора и его обращение с больными. В ходе беседы использую иллюстрации, объяснения, что у доктора есть медсестра, она помогает доктору лечить больных. Мы рассмотрели чемоданчик доктора с его инструментами.

Во время ОД со своими воспитанниками изготовили для игры витаминки (лепка), горчичники (ОД ИЗО) раскрашивали в желтый цвет. В дальнейшем перешли к игре, сказала детям; «Я буду доктором. Приходите ко мне лечить своих кукол». Заранее приготовила место, уголок для больницы. Медсестрой я предложила быть самой активной девочке-Насте Ч. В игре своим разговором, тоном учила детей общению друг с другом.

Врач: «Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!

Поля: Здравствуйте, моя дочка заболела.

Врач: Давайте послушаем вашу дочку. Дышите глубже. А теперь поверните ее на спинку. Дышите. Покажите горлышко. Оно красное. У нее - ангина.

Подойдите к медсестре, она вам даст лекарство для вашей дочки.

Я всегда включаюсь в игру, принимая на себя ведущую роль. Слушая мои указания, подсказки «Соня, покорми свою дочку и пойди с ней на прогулку», «Степа, нам не хватает кирпичей для постройки гаража, привези на машине их нам» - и дети продолжают играть, разворачивается дальнейший сюжет игры.

Для расширения игрового опыта в своей работе активно использовала дидактические игры - «Поможем маме накрыть на стол», «Оденем куклу по сезону», «Покупаем куклу».

Наблюдали и беседовали о труде няни, повара, медсестры, мамы. Рассматривание картин «Мы играем», сюжетных картин «Мебель», «Посуда», «Транспорт», «Инструменты», «В больнице». Знакомила детей с названием блюд, которые мы кушали в детском саду. Все это расширяло их кругозор, обогащало жизненный опыт. Если в игре у детей возникали конфликты из-за игрушек, ролей в игре, старалась уладить все так, например: «Маша играет с куклой в «Дочки-матери», а Ариша - тоже хочет быть «мамой». Как же быть? Я предложила девочкам такой вариант: «А давайте у вашей дочки будет две мамы. Одна дома - другая мама работает в детском саду. Ты, Маша, одень дочку, покорми ее и отведи в детский сад. Дома тебя ждет много дел - приготовить ужин, погладить белье. А в детском саду Ариша научит твою дочь рисовать, лепить, танцевать». Конфликт был улажен, все довольны, игра продолжалась.

Во время игр всегда хвалю детей, оценка их труда всегда положительная. «Молодец, Поля, ты заботливая мама. Степа, ты, трудолюбивый шофер, сам починил машину».

Я понимала, что сама не смогу научить детей играть в сюжетно-ролевые игры. Мне потребуется помощь родителей.

К оснащению предметно-развивающей среды в группе я привлекла родителей, которые с желанием откликнулись на мои просьбы - они сшили постельные принадлежности, фартуки-колпаки для кухни, спец. одежду парикмахеру, одежду доктору и куклу-доктора, связали одежду для куклы по сезонам. Я провела родительское собрание по теме «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка». В игре -викторине, которая была организована, мои вопросы поставили родителей в тупик: «назовите любимую игру вашего ребенка? В какую конкретно игру вы играли с вашим ребенком недавно?» Родители затруднялись ответить на такой вопрос. В дальнейшем была проведена консультация «Как играть с ребенком дома», предложена картотека игр на кухне, в автобусе, по дороге домой. Родители моей группы правильно восприняли все рекомендации, что очень помогает мне в работе.

Если в первое время дети играли в одиночку, довольно разобщенно, то сейчас они научились играть небольшими группами, причем стали проявлять к друг другу внимание, доброжелательность, научились уступать, делиться игрушкой с товарищем. Мы так же заметили, что дети изменились в характере поведения, стали более организованнее, дружнее, но проблемы еще остались. Так в группе есть дети: Ярослав, Денис, которые неорганизованы, драчливы, не умеют играть с детьми, кричат «Мое», «Отдай». В ходе беседы с родителями, я выяснила, что дети единственные в семье, где их балуют и все дозволяют. Посоветовала родителям пересмотреть свое отношение к воспитанию, повысить требования, давать посильные указания убирать игрушки после игры, поделиться с ребятами сладостями.

Также в группе есть девочки: Маша, Аня, очень застенчивые. Они играют где-то одни в уголке. Я стараюсь этих девочек не оставлять без внимания, предлагаю активным подружкам взять их в игру, или беру их к себе в помощники, если я играю вместе с ребятами. До конца года я планирую научить играть своих детей в полноценные сюжетно-ролевые игры. Я очень хочу и стараюсь, чтобы игра для моих детей стала неотъемлемой частью их жизни.

 

 

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового познавательного мероприятия в группе детей 5-6 лет на…

Конспект итогового познавательного мероприятия в группе детей 5-6 лет на тему: «Путешествуем по земле Курской» Пояснительная записка. Данный конспект позволяет закрепить и...

Формирование духовно-нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми…

Формирование духовно–нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми фольклора

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Читайте также

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему «Счет до 10» Цели: Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в...