Коррекция эмоционально-волевой сферы старших дошкольников посредством игротерапии

 

Аннотация: В статье рассматривается игротерапия как одно из средств коррекции эмоционально-волевой сферы в старшем дошкольном возрасте. Основываясь на том, что нарушения эмоционально-волевой сферы влекут за собой искажение в развитии психических функций и личности в целом, в работе представлены некоторые методики игротерапии, которые наиболее эффективны при коррекции негативных эмоциональных проявлений в поведении детей.

 

Причинами нарушения в эмоционально-волевой сфере являются как психические и психофизиологические расстройства, обусловленные незрелостью или нарушениями нейродинамики, так и социальные и психологические проблемы, обусловленные первичной незрелостью или несформированностью эмоционально-волевой сферы [2, с. 57]. В обоих случаях ребёнок проявляет неспособность управления собственным поведением. Эмоциональные отклонения у таких детей являются постоянными. Задача взрослых - предупреждать нежелательные проявления, постоянно смягчать эмоциональное напряжение ребенка, помочь в регулировании волевой сферы. Коррекция эмоциональных нарушений у детей требует учета их ранимости, обидчивости, застреваемости на отрицательных эмоциях, непереносимости фрустраций и других поведенческих особенностей.

Такой подход способствует эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольника – это деятельность педагога, направленная на развитие эмоциональной и волевой сферы воспитанника, формирование нравственных, интеллектуальных, эстетических, практических чувств и выработку умения владеть своими чувствами, понимать и уважать чувства других. Эту точку зрения подтверждают слова Н.Л. Кряжевой: «Чувства играют большую роль в познании мира, различных видах деятельности, общении, поведении детей» [2, с. 150].

В рамках гуманистически-ориентированного подхода чаще всего для коррекции указанной сферы используются такие методы как игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия.

Игровая терапия – один из основных методов психологического и психотерапевтического воздействия на детей младшего дошкольного возраста, поскольку основа данного метода – игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте.

Игротерапия, как метод психотерапевтического воздействия на детей с применением всех видов игры, появилась в первой половине XX века и быстро получила распространение благодаря широкому спектру направлений и разнообразию своих методов. Также игровую терапию можно рассмотреть, как наиболее эффективный способ коррекции эмоционально-волевых нарушений.

Стоит признать, что влияние игры на развитие и становление личности ребенка исключительно. Игра способствует созданию благоприятной атмосферы, теплых и доверительных отношений между всеми ее участниками, снимает страх, тревогу и напряженность, дает возможность повысить самооценку, позволяет проверить себя и свои силы в различных ситуациях общения, снимает опасность различных социальных последствий. В процессе игры у ребенка появляется уникальная возможность вывести все свои негативные установки и мысли, выразить свой гнев, страх и тревогу по отношению к окружающим и ситуации в целом. В игре ребенок может свободно говорить, выражать свои эмоции, чувства и мысли, ребенок может самостоятельно принимать решения, признавать и принимать самого себя. Все это позволяет ребенку вновь обрести адекватную самооценку, восстановить свои силы и жизненные позиции [1].

Акцент в игротерапии ставится на двуплановый характер игры: играющий осуществляет реальную деятельность, связанную с решение конкретных, чаще нестандартных задач. Часть этой деятельности и ряд определенных моментов носит условный характер, что дает возможность отвлечься от реальной ситуации и обстоятельств. В игре присутствует и развивающий момент. А также, благодаря установлению положительного контакта между взрослым и ребенком, в игровых занятиях присутствует и психокоррекционный эффект.

Игра корректирует негативные эмоции и страхи, расширяет способности детей в общении, подавляет неуверенность в себе, а также увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами и окружающими его людьми в различных жизненных обстоятельствах.

То, что дети делают во время игры, чаще всего символизирует их страхи, эмоции и переживания. Игра – это естественная обстановка для ребенка, в которой он может бессознательно выражать свои эмоции, а после осознавать их, понимать и справляться с ними. Это абсолютно комфортная обстановка для самовыражения ребенка. Именно по этой причине, игровая терапия приобретает все большее значение в современной педагогике и психологии.

Рассмотрим некоторые направления игровой терапии в практике дошкольной коррекционной педагогики.

Игровая терапия отреагирования направлена на работу с детьми, пережившими стрессовые события и ситуации. Суть её в том, что ребенок может играть абсолютно спокойно и свободно, затем игротерапевт в подходящий момент вносит в игру ребенка стрессогенную ситуацию, что дает возможность ребенку освободиться он напряжения, вызываемое данным событием. Например, во время свободного рисования можно включить в работу методику «Азбука страхов». В ней детям предлагается нарисовать различных страшных героев и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали, придумывают истории с продолжением.

Кроме того, в данном направлении игротерапии часто используются специально отобранные игрушки, которые помогают ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него тревогу, страх или другие негативные эмоции, тем самым, в процессе игры у ребенка появляется возможность перейти из роли пассивного наблюдателя в роль активного деятеля. Скорректировать отрицательный эмоциональный настрой отдельных детей возможно посредством проведения игр «Нехочуха», «Рычи, лев, рычи», «Тух-тиби-дух», «Молчание», «Солнечный зайчик» и др. [4]. Цель приведенных методов: снижение уровня проявления негативных эмоций ребенка.

Другое направление игротерапии негативных эмоционально-волевых проявлений – это игротерапия, связанная с повышением эффективности коммуникативной сферы.

В игровой терапии коммуникаций особое внимание уделяется лечебному эффекту и лечебной силе эмоциональных отношений между взрослым и ребенком. Здесь дети могут управлять своей деятельностью, им предоставляется право выбора - играть или нет. Следовательно, параллельно развивается и волевая регуляция ребенка. Например, это такие игры как «Черепашки», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Слушай команду», «Замри», «Волшебный свисток», «Расставь посты» и т.д. [4]. Остановимся подробнее только на одной игре - «Кричалки — шепталки — молчалки». Её цель: развитие волевых проявлений через регуляцию внимания и двигательного контроля. Суть игры: из разноцветного картона игротерапевту следует приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «Молчалкой». После того, как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Формирование коммуникативных навыков при коррекции эмоционально-волевой сферы связано с развитием у детей понимания и способов выражения различных эмоциональных состояний. Здесь эффективны могут быть игры «Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Угадай эмоцию», «Маски», «Охота на тигров», «Зеркало», «Три лица» и т.п. [4].

Цель эмоциональной коммуникативной коррекции заключается не в том, чтобы поменять ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить чувство собственной ценности. Ребенок уникален по своей сущности, он обладает внутренними источниками саморазвития. Основная цель данного направления игротерапии – установить отношение связи между ребенком и игротерапевтом, где второй принимает все установки и ценности ребенка, выражая тем самым веру в него и его способности.

Термин «игровая терапия» был предложен Мелани Кляйн. Именно в ее работах впервые был выделен игровой материал, в который входили различные простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дом, бумага, ножницы, карандаши, мелки, краски, клей, мячи, наборы шаров, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Из всех этих игрушек ребенок может воспроизвести в реальность ситуацию из своего собственного опыта.

При этом по уровню участия в игре терапевта игротерапия может быть активная и пассивная. Активная игротерапия включает игровую ситуацию, в которой ребенок, с помощью отобранных взрослым игрушек, проигрывает травматические эпизоды из своего личного опыта. С этой целью проводятся игры «Дом», «Дочки - матери», «Набивка» и т.п. [4]. Раскроем суть игры «Набивка». В ходе терапии ребенку предлагается смять в небольшой комочек бумагу и рисовать приёмом «набивка». Обычно движения рисующих «набивкой» резкие, ритмичные, активные. После набивания необходимо с ребенком обсудить данное упражнение, посмотреть какие интересные фигуры получились.

Предполагается, что успехом активной терапии является факт быстрой коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников благодаря качественной проработке наиболее острых и травмирующих переживаний. Этот метод довольно быстро приводит к положительным результатам.

Параллельно с активным типом игровой терапии используется пассивный тип, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а просто присутствует при ней. В пассивной игротерапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка. У ребенка появляется возможность проработать свою тревогу и страхи, враждебность и неуверенность в себе в игровой форме и в своем собственном темпе. При этом важно акцентировать внимание на формирование уверенного поведения, помочь каждому ребенку принять себя как достойного уважения человека. Этому могут помочь игры «Конкурс хвастунов», «Король», «Врасти в землю» [4].

Ещё одним направлением коррекции эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника является игротерапия, центрированная на клиенте. Целью такой терапии является возможность ребенка оставаться самим собой. Не нужно менять и переделывать, учить его специальным навыкам, нужно просто дать ему возможность быть самим собой и играть естественным для него образом.

В основе данного направления лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Задача коррекции состоит в том, чтобы воссоздать значимые отношения между ребенком и взрослым, неудовлетворительное развитие которых часто становится причиной нарушения регуляции эмоционально-волевой сферы.

Планируя индивидуальную работу с дошкольниками с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции, следует сделать акцент на организацию игр, развивающих у детей умения регулировать собственное эмоциональное состояние. Например, «Брэк!», «Дыши и думай красиво», «Маленькая птичка», «Возьми себя в руки» и др. Параллельно следует проводить игры на снижение мышечного и эмоционального напряжения: «Драка», «Солнечный зайчик», «Гора с плеч», «Ловим комаров» и т.п. [4]. Одной из любимых игр из этой серии является «Бой с подушкой», которая способствует снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Еще одним важным направлением коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников является игровая терапия детско-родительских отношений. Это особое направление, которое должно быть направлено на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем в семье.

Данное направление выделяет два основных аспекта: игротерапию с детьми и обучение родителей, в результате прямого вовлечения их в процесс игры с детьми. Терапевт обучает родителей компетентному поведению с детьми, развивает навыки телесных контактов, учит родителей помогать детям снимать мышечное напряжение как одно из проявлений отрицательных эмоций. Для проведения подобной работы можно начать с игр «Торт», «Волшебный сон», «Театр прикосновений» [4].

Итак, рассмотрены различные методики игровой терапии. Их многообразие подтверждает актуальность использования данного метода в целях коррекции эмоционально-волевой сфере ребенка. В целом, они могут классифицироваться следующим образом:

  1. Коррекция отрицательных эмоций («Нехочуха», «Рычи, лев, рычи», «Тух-тиби-дух», «Молчание», «Солнечный зайчик»);
  2. Регулирование эмоционального состояния («Брэк!», «Дыши и думай красиво», «Маленькая птичка», «Возьми себя в руки»);
  3. Развитие волевой регуляции («Черепашки», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Слушай команду», «Замри», «Волшебный свисток», «Расставь посты»);
  4. Развитие у детей понимания и способов выражения различных эмоциональных состояний («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Угадай эмоцию», «Маски», «Охота на тигров», «Зеркало», «Три лица»);
  5. Преодоление травматического эпизода («Дом», «Дочки - матери», «Набивка»);
  6. Формирование уверенного поведения, принятие себя как достойного уважения человека («Конкурс хвастунов», «Король», «Врасти в землю»)
  7. Игры на снижение мышечного и эмоционального напряжения («Драка», «Солнечный зайчик», «Гора с плеч», «Ловим комаров»);
  8. Развитие навыков телесных контактов и снятие мышечного напряжения («Торт», «Волшебный сон», «Театр прикосновений»).

Игра оказывает огромное влияние на развитие личности, снимая страх, напряженность и тревогу. Игра для ребенка – это радость, приносящая удовольствие и, исходя из этого, многие методы коррекции нарушений в психотерапии основаны на игре.

Игра, как основная деятельность ребенка, свободная он навязывания и подчинения – единственное средство, с помощью которого у ребенка появляется возможность свободно и беспрепятственно самовыражаться, исследуя и изучая собственные чувства и переживания.

Таким образом, определив влияние игры на развитие личности ребенка, можно сделать следующие выводы:

  • игровая терапия является основным методом коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
  • причины, вызвавшие сбой в регуляции эмоционально-волевой сферы, могут лежать во всех сферах жизнедеятельности ребенка;
  • метод игровой терапии наиболее оптимальный для работы с указанной категорией детей, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра;
  • в игре проявляется потребность ребенка понять окружающий мир и окружающую его действительность, приобретаются умения и навыки воздействия на него, появляется возможность адаптировать мир к своим интересам и адаптироваться к нему самому;
  • знания ребенка об окружающем его мире всегда отражаются в содержании и замысле его игры.

В результате применения описанных игровых методик предполагается получение следующих результатов:

  1. улучшение эмоционального состояния старших дошкольников;
  2. более контролируемая волевая сфера личности;
  3. повышение коммуникативного потенциала детей;
  4. улучшение детско-родительского эмоционального взаимодействия.

Игровая терапия направлена на помощь и коррекцию негативных проявлений эмоционально-волевой сферы детей. А мы, взрослые, должны помочь детям овладеть чувством контроля, развить внутренний источник самооценки, обрести веру в себя, а также стать более ответственными в своих действиях и поступках.

 

Список литературы:

1.  Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.

2.  Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208 с.

3.  Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск, 2009. – 157 с.

4.  Монина Г. Б., Гурин Ю. В. Игры для детей от трех до 7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 256 с.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игра-викторина «Эти удивительные животные»

Игра-викторина «Эти удивительные животные» Игра-викторина «Эти удивительные животные» (познавательное развитие) подготовительная к школе группа № 7 «Говорушки» компенсирующей направленности для детей с ТНР...

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования

Патриотизм – основа дошкольного воспитания на современном этапе образования Сегодня в полный рост встал вопрос воспитания патриотизма с самого раннего детского...

Читайте также

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Сохранение традиций в семье и в детском саду

Сохранение традиций в семье и в детском саду Традиции большая редкость в наши дни. Между тем ничто так не сплачивает семью...

Педагогический проект «Коми орнамент»

Педагогический проект «Коми орнамент»