Сайт для воспитателей детских садов



Коррекция эмоционально-волевой сферы старших дошкольников посредством игротерапии

 

Аннотация: В статье рассматривается игротерапия как одно из средств коррекции эмоционально-волевой сферы в старшем дошкольном возрасте. Основываясь на том, что нарушения эмоционально-волевой сферы влекут за собой искажение в развитии психических функций и личности в целом, в работе представлены некоторые методики игротерапии, которые наиболее эффективны при коррекции негативных эмоциональных проявлений в поведении детей.

 

Причинами нарушения в эмоционально-волевой сфере являются как психические и психофизиологические расстройства, обусловленные незрелостью или нарушениями нейродинамики, так и социальные и психологические проблемы, обусловленные первичной незрелостью или несформированностью эмоционально-волевой сферы [2, с. 57]. В обоих случаях ребёнок проявляет неспособность управления собственным поведением. Эмоциональные отклонения у таких детей являются постоянными. Задача взрослых - предупреждать нежелательные проявления, постоянно смягчать эмоциональное напряжение ребенка, помочь в регулировании волевой сферы. Коррекция эмоциональных нарушений у детей требует учета их ранимости, обидчивости, застреваемости на отрицательных эмоциях, непереносимости фрустраций и других поведенческих особенностей.

Такой подход способствует эффективности коррекционно-воспитательного процесса.

Коррекция эмоционально-волевой сферы дошкольника – это деятельность педагога, направленная на развитие эмоциональной и волевой сферы воспитанника, формирование нравственных, интеллектуальных, эстетических, практических чувств и выработку умения владеть своими чувствами, понимать и уважать чувства других. Эту точку зрения подтверждают слова Н.Л. Кряжевой: «Чувства играют большую роль в познании мира, различных видах деятельности, общении, поведении детей» [2, с. 150].

В рамках гуманистически-ориентированного подхода чаще всего для коррекции указанной сферы используются такие методы как игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия.

Игровая терапия – один из основных методов психологического и психотерапевтического воздействия на детей младшего дошкольного возраста, поскольку основа данного метода – игра – ведущий вид деятельности в этом возрасте.

Игротерапия, как метод психотерапевтического воздействия на детей с применением всех видов игры, появилась в первой половине XX века и быстро получила распространение благодаря широкому спектру направлений и разнообразию своих методов. Также игровую терапию можно рассмотреть, как наиболее эффективный способ коррекции эмоционально-волевых нарушений.

Стоит признать, что влияние игры на развитие и становление личности ребенка исключительно. Игра способствует созданию благоприятной атмосферы, теплых и доверительных отношений между всеми ее участниками, снимает страх, тревогу и напряженность, дает возможность повысить самооценку, позволяет проверить себя и свои силы в различных ситуациях общения, снимает опасность различных социальных последствий. В процессе игры у ребенка появляется уникальная возможность вывести все свои негативные установки и мысли, выразить свой гнев, страх и тревогу по отношению к окружающим и ситуации в целом. В игре ребенок может свободно говорить, выражать свои эмоции, чувства и мысли, ребенок может самостоятельно принимать решения, признавать и принимать самого себя. Все это позволяет ребенку вновь обрести адекватную самооценку, восстановить свои силы и жизненные позиции [1].

Акцент в игротерапии ставится на двуплановый характер игры: играющий осуществляет реальную деятельность, связанную с решение конкретных, чаще нестандартных задач. Часть этой деятельности и ряд определенных моментов носит условный характер, что дает возможность отвлечься от реальной ситуации и обстоятельств. В игре присутствует и развивающий момент. А также, благодаря установлению положительного контакта между взрослым и ребенком, в игровых занятиях присутствует и психокоррекционный эффект.

Игра корректирует негативные эмоции и страхи, расширяет способности детей в общении, подавляет неуверенность в себе, а также увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами и окружающими его людьми в различных жизненных обстоятельствах.

То, что дети делают во время игры, чаще всего символизирует их страхи, эмоции и переживания. Игра – это естественная обстановка для ребенка, в которой он может бессознательно выражать свои эмоции, а после осознавать их, понимать и справляться с ними. Это абсолютно комфортная обстановка для самовыражения ребенка. Именно по этой причине, игровая терапия приобретает все большее значение в современной педагогике и психологии.

Рассмотрим некоторые направления игровой терапии в практике дошкольной коррекционной педагогики.

Игровая терапия отреагирования направлена на работу с детьми, пережившими стрессовые события и ситуации. Суть её в том, что ребенок может играть абсолютно спокойно и свободно, затем игротерапевт в подходящий момент вносит в игру ребенка стрессогенную ситуацию, что дает возможность ребенку освободиться он напряжения, вызываемое данным событием. Например, во время свободного рисования можно включить в работу методику «Азбука страхов». В ней детям предлагается нарисовать различных страшных героев и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали, придумывают истории с продолжением.

Кроме того, в данном направлении игротерапии часто используются специально отобранные игрушки, которые помогают ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него тревогу, страх или другие негативные эмоции, тем самым, в процессе игры у ребенка появляется возможность перейти из роли пассивного наблюдателя в роль активного деятеля. Скорректировать отрицательный эмоциональный настрой отдельных детей возможно посредством проведения игр «Нехочуха», «Рычи, лев, рычи», «Тух-тиби-дух», «Молчание», «Солнечный зайчик» и др. [4]. Цель приведенных методов: снижение уровня проявления негативных эмоций ребенка.

Другое направление игротерапии негативных эмоционально-волевых проявлений – это игротерапия, связанная с повышением эффективности коммуникативной сферы.

В игровой терапии коммуникаций особое внимание уделяется лечебному эффекту и лечебной силе эмоциональных отношений между взрослым и ребенком. Здесь дети могут управлять своей деятельностью, им предоставляется право выбора - играть или нет. Следовательно, параллельно развивается и волевая регуляция ребенка. Например, это такие игры как «Черепашки», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Слушай команду», «Замри», «Волшебный свисток», «Расставь посты» и т.д. [4]. Остановимся подробнее только на одной игре - «Кричалки — шепталки — молчалки». Её цель: развитие волевых проявлений через регуляцию внимания и двигательного контроля. Суть игры: из разноцветного картона игротерапевту следует приготовить три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда ведущий поднимает красную ладонь — «кричалку», можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь — «шепталку», можно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь — «молчалку», дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «Молчалкой». После того, как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.

Формирование коммуникативных навыков при коррекции эмоционально-волевой сферы связано с развитием у детей понимания и способов выражения различных эмоциональных состояний. Здесь эффективны могут быть игры «Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Угадай эмоцию», «Маски», «Охота на тигров», «Зеркало», «Три лица» и т.п. [4].

Цель эмоциональной коммуникативной коррекции заключается не в том, чтобы поменять ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить чувство собственной ценности. Ребенок уникален по своей сущности, он обладает внутренними источниками саморазвития. Основная цель данного направления игротерапии – установить отношение связи между ребенком и игротерапевтом, где второй принимает все установки и ценности ребенка, выражая тем самым веру в него и его способности.

Термин «игровая терапия» был предложен Мелани Кляйн. Именно в ее работах впервые был выделен игровой материал, в который входили различные простые игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дом, бумага, ножницы, карандаши, мелки, краски, клей, мячи, наборы шаров, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяет ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Из всех этих игрушек ребенок может воспроизвести в реальность ситуацию из своего собственного опыта.

При этом по уровню участия в игре терапевта игротерапия может быть активная и пассивная. Активная игротерапия включает игровую ситуацию, в которой ребенок, с помощью отобранных взрослым игрушек, проигрывает травматические эпизоды из своего личного опыта. С этой целью проводятся игры «Дом», «Дочки - матери», «Набивка» и т.п. [4]. Раскроем суть игры «Набивка». В ходе терапии ребенку предлагается смять в небольшой комочек бумагу и рисовать приёмом «набивка». Обычно движения рисующих «набивкой» резкие, ритмичные, активные. После набивания необходимо с ребенком обсудить данное упражнение, посмотреть какие интересные фигуры получились.

Предполагается, что успехом активной терапии является факт быстрой коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников благодаря качественной проработке наиболее острых и травмирующих переживаний. Этот метод довольно быстро приводит к положительным результатам.

Параллельно с активным типом игровой терапии используется пассивный тип, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а просто присутствует при ней. В пассивной игротерапии принято считать, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет принятие способов самовыражения ребенка. У ребенка появляется возможность проработать свою тревогу и страхи, враждебность и неуверенность в себе в игровой форме и в своем собственном темпе. При этом важно акцентировать внимание на формирование уверенного поведения, помочь каждому ребенку принять себя как достойного уважения человека. Этому могут помочь игры «Конкурс хвастунов», «Король», «Врасти в землю» [4].

Ещё одним направлением коррекции эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника является игротерапия, центрированная на клиенте. Целью такой терапии является возможность ребенка оставаться самим собой. Не нужно менять и переделывать, учить его специальным навыкам, нужно просто дать ему возможность быть самим собой и играть естественным для него образом.

В основе данного направления лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Задача коррекции состоит в том, чтобы воссоздать значимые отношения между ребенком и взрослым, неудовлетворительное развитие которых часто становится причиной нарушения регуляции эмоционально-волевой сферы.

Планируя индивидуальную работу с дошкольниками с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции, следует сделать акцент на организацию игр, развивающих у детей умения регулировать собственное эмоциональное состояние. Например, «Брэк!», «Дыши и думай красиво», «Маленькая птичка», «Возьми себя в руки» и др. Параллельно следует проводить игры на снижение мышечного и эмоционального напряжения: «Драка», «Солнечный зайчик», «Гора с плеч», «Ловим комаров» и т.п. [4]. Одной из любимых игр из этой серии является «Бой с подушкой», которая способствует снижение мышечного и эмоционального напряжения.

Еще одним важным направлением коррекции эмоционально-волевой сферы старших дошкольников является игровая терапия детско-родительских отношений. Это особое направление, которое должно быть направлено на решение социальных, эмоциональных и поведенческих проблем в семье.

Данное направление выделяет два основных аспекта: игротерапию с детьми и обучение родителей, в результате прямого вовлечения их в процесс игры с детьми. Терапевт обучает родителей компетентному поведению с детьми, развивает навыки телесных контактов, учит родителей помогать детям снимать мышечное напряжение как одно из проявлений отрицательных эмоций. Для проведения подобной работы можно начать с игр «Торт», «Волшебный сон», «Театр прикосновений» [4].

Итак, рассмотрены различные методики игровой терапии. Их многообразие подтверждает актуальность использования данного метода в целях коррекции эмоционально-волевой сфере ребенка. В целом, они могут классифицироваться следующим образом:

  1. Коррекция отрицательных эмоций («Нехочуха», «Рычи, лев, рычи», «Тух-тиби-дух», «Молчание», «Солнечный зайчик»);
  2. Регулирование эмоционального состояния («Брэк!», «Дыши и думай красиво», «Маленькая птичка», «Возьми себя в руки»);
  3. Развитие волевой регуляции («Черепашки», «Кричалки – шепталки – молчалки», «Слушай команду», «Замри», «Волшебный свисток», «Расставь посты»);
  4. Развитие у детей понимания и способов выражения различных эмоциональных состояний («Тренируем эмоции», «Лото настроений», «Угадай эмоцию», «Маски», «Охота на тигров», «Зеркало», «Три лица»);
  5. Преодоление травматического эпизода («Дом», «Дочки - матери», «Набивка»);
  6. Формирование уверенного поведения, принятие себя как достойного уважения человека («Конкурс хвастунов», «Король», «Врасти в землю»)
  7. Игры на снижение мышечного и эмоционального напряжения («Драка», «Солнечный зайчик», «Гора с плеч», «Ловим комаров»);
  8. Развитие навыков телесных контактов и снятие мышечного напряжения («Торт», «Волшебный сон», «Театр прикосновений»).

Игра оказывает огромное влияние на развитие личности, снимая страх, напряженность и тревогу. Игра для ребенка – это радость, приносящая удовольствие и, исходя из этого, многие методы коррекции нарушений в психотерапии основаны на игре.

Игра, как основная деятельность ребенка, свободная он навязывания и подчинения – единственное средство, с помощью которого у ребенка появляется возможность свободно и беспрепятственно самовыражаться, исследуя и изучая собственные чувства и переживания.

Таким образом, определив влияние игры на развитие личности ребенка, можно сделать следующие выводы:

  • игровая терапия является основным методом коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста;
  • причины, вызвавшие сбой в регуляции эмоционально-волевой сферы, могут лежать во всех сферах жизнедеятельности ребенка;
  • метод игровой терапии наиболее оптимальный для работы с указанной категорией детей, так как ведущей деятельностью этого возраста является игра;
  • в игре проявляется потребность ребенка понять окружающий мир и окружающую его действительность, приобретаются умения и навыки воздействия на него, появляется возможность адаптировать мир к своим интересам и адаптироваться к нему самому;
  • знания ребенка об окружающем его мире всегда отражаются в содержании и замысле его игры.

В результате применения описанных игровых методик предполагается получение следующих результатов:

  1. улучшение эмоционального состояния старших дошкольников;
  2. более контролируемая волевая сфера личности;
  3. повышение коммуникативного потенциала детей;
  4. улучшение детско-родительского эмоционального взаимодействия.

Игровая терапия направлена на помощь и коррекцию негативных проявлений эмоционально-волевой сферы детей. А мы, взрослые, должны помочь детям овладеть чувством контроля, развить внутренний источник самооценки, обрести веру в себя, а также стать более ответственными в своих действиях и поступках.

 

Список литературы:

1.  Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб.: Речь, 2003. – 160 с.

2.  Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 208 с.

3.  Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей. – Иркутск, 2009. – 157 с.

4.  Монина Г. Б., Гурин Ю. В. Игры для детей от трех до 7 лет. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. – 256 с.





Новые публикации

Конспект физкультурного игрового занятия во второй младшей группе «Колобок»

Конспект физкультурного игрового занятия во второй младшей группе «Колобок» Цель: Развивать сенсомоторный интеллект детей с помощью физической культуры. Вызвать у детей эмоциональный...

Конспект итогового занятия по речевому развитию в средней группе «Незабудка»

Конспект итогового занятия по речевому развитию в средней группе «Незабудка» Программное содержание: выявить уровень знаний детей, упражнять в изменении существительных по числам...

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Задания от…

Конспект итогового интегрированного занятия во второй младшей группе «Задания от Рыжика и Пушистика» Цель: закрепить первоначальные представления и знания у детей...

Читайте также

Занятие по арт-терапии №16 «Петушок» (нетрадиционная техника рисования «Тычок су…

Занятие по арт-терапии №16 «Петушок» (нетрадиционная техника рисования «Тычок сухой кистью») Цели: Снятие эмоционального напряжения, воспитание дружеских отношений, развитие общей и мелкой...

«Линейка» НОД по математике в старшей группе

«Линейка. Знакомство с линейкой»НОД по ФЦКМ в старшей группе Задачи: Знакомство с понятием «линейка», обучение её практическому применению, учить определять прямую и...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе. Те…

Конспект НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группеТема: «Овощи»   Цели: Образовательная- обогащать и совершенствовать представления детей об овощах...




Комментарии

  • aleksei.semerinov
    Спасибо. Все очень здорово!

    Подробнее...

     
  • Нели
    Супер материал, спасибо

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Учебный год позади и теперь самое время заняться с детьми творчеством,увл ечь их чем то интересным. И ...

    Подробнее...

     
  • Светлана
    огромное спасибо , отличные рекомендации , буду использовать в работе , спасибо за помощь , кратко ...

    Подробнее...

     
  • Косарева Наталья Иго
    jочень интересное занятие, где можно посмотреть конспект занятия?

    Подробнее...

В блогах

Конспект образовательной деятельности дл…

Конспект образовательной деятельности для детей 4-5 лет ( средняя группа) по теме «Права ребёнка». Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура».Цель: продолжить формирование у детей представления о своих...

Конспект совместной образовательной деят…

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с худ литературой в подготовительной группе по теме: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной...

Работа с родителями детей 2-3 лет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 к Программе социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ д/с № 48 с. Новоликеево на 2018-2019 учебный год   План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2018-2019 учебный год в 1 младшей группе...

Конспект НОД в подготовительной к школе …

Конспект НОД в подготовительной к школе группы на тему «Хлеб» Цель: формировать бережное отношение к хлебу. Задачи: - продолжать воспитывать у дошкольников уважительное отношение к труду хлеборобов, пекарей, бережное отношение к хлебу; - закрепить представления...

Top
Добавить статью на сайт Заказать свидетельство