Воспроизведение функции игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью

 

Введение. Педагогическая проблема, актуальность вопроса.

Наблюдая за деятельностью детей, я обнаружила, что их игры имеют специфические черты, во многом обусловлены ранней социальной депривацией и ограниченностью социального опыта. Моей задачей было помочь детям освоить этот удивительный творческий вид деятельности. Именно через игру ребёнок более активно познает окружающий мир, взаимодействие людей и усваивает основные социальные поведения.

Выбранная мною тема актуальна для детей старшего дошкольного возраста, детей воспитывающихся в условиях «центра содействия воспитанию», менее адаптированы по внешней среде и обществе, чем их сверстники, имеющие такие проблемы в развитии, но воспитывающиеся в семье.

В период дошкольного детства игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребёнок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих его играх- игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

Для детей игра - серьезное занятие, которое способствует их физическому, психическому и социальному развитию. В безопасной ситуации игры, в состоянии раскованности ребёнок позволяет себе опробовать различные способы поведения. В игре изменяются познавательные процессы, также игра имеет огромное значение для развития и воспитания ребёнка. Она помогает решать и более узкие педагогические задачи.

Целью было превратить творческую игру в содержательную, интересную деятельность и обеспечить ее максимальную воспитательную ценность. Решение цели было осложнено причинами: ограниченность чувственного социального опыта, интеллектуальная недостаточность. Для развития игры ребёнок должен овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями, которые он принимает в игре. Дети с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии овладеть знаниями без активной помощи взрослого, поэтому в процессе обучения необходимо проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта, формировать практические умения, необходимые для использования в разных жизненных ситуациях. Успешность обучения зависит от реализации комплексного подхода, который включает несколько компонентов: ознакомление с окружающим; предметные игры; организация игровой среды; общение взрослого с детьми.

Отличительные особенности опыта.

Для коррекционных образовательных учреждений разработаны специальные коррекционные программы. Для обогащения социального опыта необходимы реальные явления и события. И чтобы отражать их в игре, ребёнок должен иметь знания и практические умения. Были созданы условия: кухня, где дети могли приготовить различные блюда и выпечку; коррекционный зал, где есть возможность получить практические умения по самообслуживанию (стирка, чистка обуви, уборка).Организованы экскурсии в общественные места, где дети знакомятся с разными понятиями и разного рода видов деятельности.

Данная работа по расширению социального опыта является превышением коррекционных программ.

Место в режимном процессе

Игровая деятельность проводится во вторую половину дня в игровых уголках и на улице три занятия в неделю. Для проведения занятий и совместной деятельности отведено постоянное время и место в режиме дня.

Целью работы – изучить игровую деятельность каждого ребёнка для создания условий развития сюжетно-ролевой игры, как ведущей деятельности дошкольника.

Задачей - разработать план программу для выявления особенностей игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью; выявить специфику игровой деятельности; создать условия для сюжетно-ролевой игры. В работе использовались педагогические принципы: воспитатель играет вместе с детьми; воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства; объединять детей для совместной игры учитывая индивидуальные особенности поведения ребёнка для поддержания положительных взаимоотношений с другими детьми, а также привязанности и желания; учитывать состояние здоровья ребёнка при организации игровой деятельности.

Методы и формы обучения

Активность и самостоятельность ребёнка в процессе формирования игровой деятельности обеспечивают разнообразные приемы и методы обучения- практические и наглядные методы. Использование этих методов способствуют воспитанию точных и емких представлений у детей с проблемами в развитии. На первых этапах формирования предметно- игровых действий большое значение имеет совместные действия ребёнка и взрослого, выполнение детьми действий по подражанию взрослому. На последующих этапах большое значение приобретает демонстрация образца действий. Словесный метод в работе используется редко, обычно он сочетается с показом действий, при объяснении игровых заданий.

Основной формой организации в процессе обучения детей с проблемами в развитии являются: 1 - Обязательные занятия (экскурсии, игры- занятия, дидактические игровые). 2- Свободные игры и занятия (совместная деятельность).

Продукты изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, знакомство с иллюстративным материалом, дидактические игры, наблюдения, просмотр телепередач, хозяйственно-бытовой труд, конструктивные игры и подвижные. Основное средство бучения детей с интеллектуальной недостаточностью является обучение (целенаправленное взаимодействие педагога и ребёнка). В играх используются различные образные игрушки; различные атрибуты сюжетно- ролевых игр; кукольный уголок с постепенно наполняющимися атрибутами; игра «педиатрия», «магазин», «парикмахерская»(сюжетно-ролевые); дидактические игры; различные иллюстрации и картинки.

Педагогические технологии

В своей работе использую элементы мнемотехники; элементы ТРИЗА (дорисуй);

Нетрадиционную методику ИЗО деятельности (рисование пальцами, штампами, печатанье листьями, оттиски и так далее); тестопластика.

Содержание работы

Изучение игровой деятельности является значимой для комплексного обследования каждого ребенка. Изучение особенностей игровой деятельности детей с проблемами в развитии необходимы для разработки программы. Наблюдение за игрой позволяет эту программу корректировать по ходу обучения и создавать для ребёнка оптимальную предметно-игровую среду. Кроме того, изучение игровой деятельности позволяет проводить тщательную диагностику, на выявление потенциальных возможностей развития ребёнка, особенностей его личности. Выявление особенностей игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью становится возможным после полной адаптации в проживающей среде.

Для изучения игровой деятельности создается специально игровая среда, предпологающая создание ситуаций, где ребёнок решает определённые игровые задачи самостоятельно или вместе со взрослыми. Для этого формируются небольшие группы от 2-х до 5 человек, возможно и индивидуально. В привычной для детей обстановке, им предоставляется возможность самостоятельно играть, используя предложенные игрушки.

Еще одна важная причина изучения игровой деятельности- это необходимость знать уровень актуального развития и «зону ближайшего развития» - как ребёнок может решать игровые задачи при участии взрослого. В этой ситуации важно продумать варианты оказания помощи ребёнку (совместные действия, демонстрация отдельных игровых действий, предложить предметы-заменители).

Для выводов игровых умений детей, проводится многократное наблюдение за их совместными играми, после чего удается выявить индивидуальные особенности поведения детей. Далее планируется работа по обучению игровой деятельности.

Обучение игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью.

План работы по развитию сюжетно-ролевой игры «Семья».

1. Ознакомление с окружающим миром. Экскурсии на кухню- целью является дать понятие «повар» и познакомить с работой повара, обратить внимание на одежду; рассмотреть кухонную посуду, мебель, определить действия повара.

2. На прогулках наблюдать с детьми, как гуляют родители со своими детьми.

3.Экскурсии в магазин. Наблюдение детей, как люди покупают продукты. Дать объяснения для чего покупают и что делают, придя домой.

4. Прогулка к магазину одежды. Рассматривание витрины, рассказать детям, что здесь продается одежда, обувь, что мамы покупают своим детям.

5. Экскурсия в столовую. Рассматривание мебели, рассказать о предназначении каждого предмета.

6. Экскурсия в прачечную. Рассмотреть оборудование, рассказать о предназначении каждой машины. Дать понятие о профессии «прачка», объяснить о тяжелом труде прачки, поэтому все дети должны следить за чистотой своей одежды и быть аккуратными.

Развитие речи

Литература.

1. Чтение.

Русские народные сказки: «Три медведя», «Репка», «Волк и козлята».

Ш. Перро «Красная Шапочка», Л.Тостой «Пожарные собаки», Е. Благинина «Вот какая мама».

Закрепить знания о прочитанных произведениях, ввести в активный словарь детей слова: мама, папа, бабушка, дедушка, внучка, брат, сестра.

2. Рассматривание картин «Моя семья», «Зимняя прогулка», «Катаемся на санках», «Медвежья семья», «Летом на прогулке».

Закрепить на основе зрительного восприятия знания детей о семье и устройстве семейного быта.

3. Разучивание стихотворений Я. Аким «Мама», Г. Ладонщиков «Кукольная колыбельная», «зазвонил звонок», П.Воронько «Спать пора», Е.Благинина «Научу одеваться я братца».

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Обучение игровым действиям.

1. «День рождение малышки».

Учить накрывать красиво на стол, украшать комнату и готовить угощение.

2. «Катенька проснулась».

Учить приветствия, одевать в нужной последовательности, выполнять утренний туалет, воспитывать заботливое отношение.

3. «Катя простудилась».

Действия мамы: вызвать врача, купить лекарства, лечить свою «дочку». Учить детей сострадать.

4. Стирка кукольного белья.

Учить выполнять детей последовательные действия.

5. «Укладывание Кати в постель»

Учить детей умывать, раздевать, аккуратно складывать одежду, готовить постель. Спеть колыбельную песенку.

6. «Катя обедает» Вызвать желание детей заботится о кукле. Учить элементам сервировки стола, постепенно закрепляя названия и значение посуды; учить навыкам действий; формировать умение передавать отношение к кукле как к ребёнку, понимать её состояние. Учить вежливым словам и культуре поведения за столом, воспитывать дружелюбие. Дидактические игры.

  1. «Оденем куклу на работу». Учить называть профессии, соотносить по

необходимости одежду с профессией человека.

  1. «Кому что нужно». Учить соотносить орудия труда с профессией людей, узнавать и называть предметы, а также их значение.
  2. «От слова к слову». Учить называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.
  3. «Едем на работу». Обучение ориентира в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами- картинки с изображением профессиональных символов. Развитие памяти, внимания.
  4. «Волшебный мешочек». Развитие тактильного опыта знакомых предметов.
  5. «Кукла идет в гости» Закрепление названия предметов.
  6. «Перемешанные картинки». Закрепление культурно- гигиенических навыков.
  7. «Чистоплотные дети». Знание о предметах гигиены и их назначении.
  8. «Одежда для мальчиков и девочек». Дифференциация предметов одежды.
  9. «Что лишнее?» Картинки.
  10. «Мы друзья». Развивать способность замечать состояние сверстников по их настроению.
  11. «Что нужно повару» Учить узнавать и называть предметы посуды.

Другие виды деятельности

Рисование, аппликация, лепка – фрукты, овощи, сладости, посуда, цветы.

Конструирование - дом для куклы, мебель, собери разные картинки, собери кубики по теме «Семья».

Труд - стирка кукольного белья, одежды, мытье кукольной посуды, наведения порядка.

Игра-инсценировка

«Маша обедает». С Капутикян.

«Волк и козлята».

Культурно-гигиенические навыки – профилактика здорового образа жизни.

Диагностика детей

Для выявления игрового уровня детей с интеллектуальной недостаточностью, а также для дальнейшего формирования перспективы развития игры каждого ребенка была использована диагностика, методом которой являлось - наблюдение.

Программа наблюдения- была разработана бальная система для каждого задания от 0-4, в которой отражаются качественные характеристики выполнения заданий.

Действие с игрушками, Эмоциональные реакции, Адекватность самостоятельных действий с игрушками, использование предметов-заменителей, продолжительность самостоятельной игры, продолжительность игры со взрослым, со сверстниками, контакты со сверстниками в процессе игры, контакты со взрослыми в процессе игры, преобладающее содержание игры, предпочитаемые игровые сюжеты, разнообразие сюжетов игр, сопровождение игр речью.

Исследования показали низкий уровень игровой деятельности у детей с интеллектуальной недостаточностью. В основном, дети не проявляли интереса к игрушкам, действовали не по назначению. Не проявлялось инициативы к играм, если и создавалась какая-то игровая ситуация, то дети быстро уходили от игры и переключались на другие виды деятельности, что приводило к разрушению игры.

Наблюдалось многократное повторение одних и тех же действий. Игры не сопровождались речью. Следовательно, детей с интеллектуальной недостаточностью нужно обучать. Основным средством является-обучение. Благодаря обучению, детям становятся доступны различные виды детской деятельности.

Результаты обучения игровой деятельности.

За год обучения детей произошли кардинальные изменения в характере деятельности. Главным содержанием игры стало принятие роли и выполнение соответствующих действий к кукле-девочке. Возникла ролевая речь, обращение к кукле. Если в начале сопровождалась игра только репликами, то позже некоторые дети способны вести ролевой диалог. Проявилось желание играть совместно с другими детьми. На общем фоне игры появились отражение новых отношений. У детей появилось умение создавать и развивать игровую ситуацию, а также принимать на себя роль и действовать с ней, но не всегда они действуют до конца игры, поэтому принятие роли происходит под руководством педагога. Дети стали проявлять избирательный интерес к игрушкам, появились любимые игрушки. Большинство детей охотно включаются в игры предложенные сверстниками, но в большинстве случаев педагогом, выстраивают разные варианты игровых цепочек. В знакомых для детей играх, в которых дети играют в основном самостоятельно, следуют плану развития сюжета, где дети выполняют одни и те же действия, которым их обучали, не внося ничего, поэтому игры шаблоны, в силу ограниченности жизненного опыта детей.

Заключение.

Таким образом, в условиях специального обучения игра у детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, способна осуществлять функции ведущей деятельности.

Игра- путь познания мира, в котором дети живут.

Список литературы.

1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Спб.: 2001.

2. Баряева Л.Б., Зарин А .П. Обучение сюжетно ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методические пособия, 2001.

3. Бондаренко А.К, Матусик А.И Воспитание детей в игре, 1981.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Вопросы психологии.

1966 №6 --62-76.

5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возрвста.1980; Программы для специальных учреждений, 1991

6. Катаева А.А , Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. 2001.

7. Михайленко Н.Я, Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя, 2001.

8. Скорулопова О.А., Логинова Л.В. Играем? Играем!!! Педагогическое руководство играми дошкольного возраста, 2003.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Конспект образовательной деятельности «Мойдодыр в гостях у ребят»

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха»

Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха» Под музыку выбегают девочки. Весенний вальс с цветами. В конце танца выходят мальчики и встают на свои...

Педагогически проект «Планета и Мы»

Педагогически проект «Планета и Мы» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Планета и Мы Вид проекта Учебно-познавательный, творческий Актуальность проекта В современном мире познание ребенком окружающей его природы...

Читайте также

Сказка «Путешествие монетки»

Сказка «Путешествие монетки» Актуальность работы: сегодня наши дети каждый день сталкиваются с ситуациями, где используются «финансы». Родители посещают с детьми магазины...

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на…

Конспект фрагмента образовательной деятельности с детьми в старшей группе на тему «Страна Дружбы» Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии «дружба». Задачи: расширять...