Современная модель организации образовательной среды как условие обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования
Одной из приоритетных задач современной образовательной политики Российской Федерации является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования в течение всей жизни (непрерывность образования) и равных возможностей его получения.
В числе условий, обеспечивающих эффективность непрерывного образования, ведущее место занимает реализация принципа преемственности.
В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 26.12.2012 дошкольное образование впервые закреплено как уровень общего образования.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с 01.01.2014г.), определяющего совокупность требований к дошкольному образованию, нацеливает нас на то, чтобы обеспечить ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе. (равный старт)
В связи сведением стандарта дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную и психологическую готовность, т.е. сформировать у ребенка внутреннюю позицию принять на себя новую социальную роль – роль ученика.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного образования и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности – предпосылок универсальных учебных действий.
Поэтому реализация принципа преемственности актуальна на сегодняшней момент.
С 2016 г. МАОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права» функционирует как образовательный комплекс, в структуру которого вошло дошкольное подразделение - центр дошкольного образования «Росточек», который реализует образовательную программу дошкольного образования.
ЦДО «Росточек» посещают 216 детей в возрасте 3-х – 7 лет.
В гимназии на ступенях начального, среднего, основного образования обучается - 927 детей в возрасте 6,5 – 18 лет.
Всего в образовательном комплексе обучается – 1143 ребенка (от 3 до 18 лет).
Образовательный комплекс дает ряд положительных эффектов и для детей, педагогического сообщества, родительской общественности.
И один из таких эффектов – это возможность реализации на практики преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.
Наше концептуальное видение реализации преемственности – это создание модели образовательной среды, которая позволит обеспечить данный принцип.
Задачи концепции:
- Обеспечение единства содержания (основная образовательная программа, программно-методическое обеспечение, мониторинг развития детей дошкольного возраста и мониторинга уровня формирования метапредметных результатов учащихся начальной школы).
- Внедрение новых образовательных технологий и методик в воспитание и образование детей, обеспечивающих развивающее обучение.
- Повышение профессиональных компетенций педагогического состава.
- Создание единой службы психолого-педагогического сопровождения детей всех уровней образования.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей.
- Расширение образовательной среды посредством социального партнерства.
Модель образовательной среды мы представляем в виде модулей, реализующихся в едином образовательном пространстве:
- Содержание образовательной деятельности в ЦДО «Росточек» и начальной школы гимназии.
- Кадровый ресурс.
- Сотрудничество с родителями.
- Социальное партнерство.
- Образовательное пространство ЦДО «Росточек».
Образовательная деятельность
Образовательная деятельность дошкольного образовательного центра = Развивающее обучение в начальной школе.
Приоритетное направление образовательной деятельности гимназии – развивающее обучение. На уровне начальной школы реализуются образовательные программы развивающего обучения по системе Занкова и Эльконин-Давыдов.
Среди используемых технологий и видов детской деятельности в дошкольном центре приоритет отдан технологиям и видам деятельности, основанным на принципах развивающего обучения:
- Игровая деятельность (ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста).
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Проектная деятельность.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Продуктивная деятельность.
- Современные информационный, информационно-коммуникативные технологии.
- Здоровьесберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяет развивать детскую любознательность, формировать устойчивый познавательный интерес, учит ребенка приобретать знания самостоятельно; идет обогащение опыта ребенка, дети учатся выстраивать цепочки причинно-следственных связей.
ИКТ, как средство интерактивного обучения, позволяет стимулировать познавательную активность, приобщает детей к современным техническим средствам. (Образовательная платформа Учу.ру.)
Кадровый ресурс
- Педагогические советы по вопросам преемственности.
- Методические объединения педагогов (психологов, музыкальных руководителей, преподавателей физкультуры).
- Познавательный марафон для ранней профессиональной ориентации «От кареты до ракеты».
Воспитанники подготовительных групп посещают занимательные уроки в старшей школе (посещение центра естественно-научных дисциплин)
- Для продуктивного сотрудничества педагогов начальной школы и воспитателей в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста используют такой образовательный инструментарий как Бинарное занятие (10 мин воспитатель вводит детей в игровую ситуацию, ставит проблемный вопрос, работает, опираясь на личный опыт ребенка. Через 10-15 минут включается учитель начальных классов).
Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в дошкольном образовательном центре, узнать основные требования программы, по которой работает центр, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке.
Социальное партнерство
Взаимодействие с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создает условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.
Мы считаем, что развитие социальных связей нашего центра с культурными, научными, спортивными центрами дает импульс развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, способствует росту профессионального мастерства педагогов, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.
Сотрудничество с родителями
- Тематические конференции.
- Родительский клуб для детско-родительских пар.
- Информационная поддержка.
- Дни открытых дверей в гимназии.
- Совместные родительские собрания с педагогами Центра и учителями Гимназии.
- Консультации с педагогами Центра и Гимназии.
- Анкетирование, тестирование родителей.
- Образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей.
Родители принимают активное участие в развитии своих детей, участвуя в предлагаемых мероприятиях. Все это помогает сделать их нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
Образовательное пространство ЦДО «Росточек»
- Образовательная среда гимназии - современная инновационная инфраструктура, включающая в себя:
- Кабинеты информационных технологий - современная ИКТ – инфраструктура:
- мобильные компьютерные классы (ноутбуки, планшеты по 5 комплектов на класс – 150 шт.);
- современный кабинет «IT школа Samsung».
+ Планируемая образовательная среда в дошкольном центре: - Интерактивное оборудование
- Образовательная среда гимназии – информационно-ресурсный центр
- Образовательная среда гимназии - Цифровые исследовательские лаборатории по всем дисциплинам естественно – научного профиля (физика, химия, биология, география, математика, геометрия)
+ мини-лаборатория в дошкольном центре
Таким образом, образовательный комплекс в наилучшем виде позволят реализовать на практике преемственность дошкольного образования. Если в школе и детском саду присутствуют тщательно согласованные образовательные программы, реализуется общий подход к образованию, педагоги придерживаются общих воспитательных принципов, близкое территориальное расположение, общие традиции, общность окружения – это создаёт наилучшие условия для перехода ребёнка от дошкольного образования к обучению в начальной школе.
Читайте также |
---|
Конспект итогового познавательного мероприятия в группе детей 5-6 лет на…
Конспект итогового познавательного мероприятия в группе детей 5-6 лет на тему: «Путешествуем по земле Курской» Пояснительная записка. Данный конспект позволяет закрепить и...
Формирование духовно-нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми…
Формирование духовно–нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми фольклора
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...