Современная модель организации образовательной среды как условие обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования

 

Одной из приоритетных задач современной образовательной политики Российской Федерации является обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования в течение всей жизни (непрерывность образования) и равных возможностей его получения.

В числе условий, обеспечивающих эффективность непрерывного образования, ведущее место занимает реализация принципа преемственности.

В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 26.12.2012 дошкольное образование впервые закреплено как уровень общего образования.

Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (с 01.01.2014г.), определяющего совокупность требований к дошкольному образованию, нацеливает нас на то, чтобы обеспечить ребенку дошкольного возраста оптимальный уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении в школе. (равный старт)

В связи сведением стандарта дошкольного образования произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную и психологическую готовность, т.е. сформировать у ребенка внутреннюю позицию принять на себя новую социальную роль – роль ученика.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного образования и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности – предпосылок универсальных учебных действий.

Поэтому реализация принципа преемственности актуальна на сегодняшней момент.

С 2016 г. МАОУ «Гимназия № 14 управления, экономики и права» функционирует как образовательный комплекс, в структуру которого вошло дошкольное подразделение - центр дошкольного образования «Росточек», который реализует образовательную программу дошкольного образования.

ЦДО «Росточек» посещают 216 детей в возрасте 3-х – 7 лет.

В гимназии на ступенях начального, среднего, основного образования обучается - 927 детей в возрасте 6,5 – 18 лет.

Всего в образовательном комплексе обучается – 1143 ребенка (от 3 до 18 лет).

Образовательный комплекс дает ряд положительных эффектов и для детей, педагогического сообщества, родительской общественности.

И один из таких эффектов – это возможность реализации на практики преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

Наше концептуальное видение реализации преемственности – это создание модели образовательной среды, которая позволит обеспечить данный принцип.

Задачи концепции:

  1. Обеспечение единства содержания (основная образовательная программа, программно-методическое обеспечение, мониторинг развития детей дошкольного возраста и мониторинга уровня формирования метапредметных результатов учащихся начальной школы).
  2. Внедрение новых образовательных технологий и методик в воспитание и образование детей, обеспечивающих развивающее обучение.
  3. Повышение профессиональных компетенций педагогического состава.
  4. Создание единой службы психолого-педагогического сопровождения детей всех уровней образования.
  5. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей.
  6. Расширение образовательной среды посредством социального партнерства.

Модель образовательной среды мы представляем в виде модулей, реализующихся в едином образовательном пространстве:

  1. Содержание образовательной деятельности в ЦДО «Росточек» и начальной школы гимназии.
  2. Кадровый ресурс.
  3. Сотрудничество с родителями.
  4. Социальное партнерство.
  5. Образовательное пространство ЦДО «Росточек».

Образовательная деятельность

Образовательная деятельность дошкольного образовательного центра = Развивающее обучение в начальной школе.

Приоритетное направление образовательной деятельности гимназии – развивающее обучение. На уровне начальной школы реализуются образовательные программы развивающего обучения по системе Занкова и Эльконин-Давыдов.

Среди используемых технологий и видов детской деятельности в дошкольном центре приоритет отдан технологиям и видам деятельности, основанным на принципах развивающего обучения:

  • Игровая деятельность (ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста).
  • Опытно-экспериментальная деятельность.
  • Проектная деятельность.
  • Познавательно-исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность.
  • Современные информационный, информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровьесберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяет развивать детскую любознательность, формировать устойчивый познавательный интерес, учит ребенка приобретать знания самостоятельно; идет обогащение опыта ребенка, дети учатся выстраивать цепочки причинно-следственных связей.

ИКТ, как средство интерактивного обучения, позволяет стимулировать познавательную активность, приобщает детей к современным техническим средствам. (Образовательная платформа Учу.ру.)

Кадровый ресурс

  1. Педагогические советы по вопросам преемственности.
  2. Методические объединения педагогов (психологов, музыкальных руководителей, преподавателей физкультуры).
  3. Познавательный марафон для ранней профессиональной ориентации «От кареты до ракеты».

Воспитанники подготовительных групп посещают занимательные уроки в старшей школе (посещение центра естественно-научных дисциплин)

  1. Для продуктивного сотрудничества педагогов начальной школы и воспитателей в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста используют такой образовательный инструментарий как Бинарное занятие (10 мин воспитатель вводит детей в игровую ситуацию, ставит проблемный вопрос, работает, опираясь на личный опыт ребенка. Через 10-15 минут включается учитель начальных классов).

Данное сотрудничество позволяет нам решать проблемы преемственности в системе "детский сад – школа". Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в дошкольном образовательном центре, узнать основные требования программы, по которой работает центр, увидеть своих будущих первоклассников в привычной для них обстановке.

Социальное партнерство

Взаимодействие с различными социальными институтами повышает качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования, создает условия для получения детьми целостного представления о мире, максимального творческого самовыражения в любой сфере деятельности.

Мы считаем, что развитие социальных связей нашего центра с культурными, научными, спортивными центрами дает импульс развития и обогащения личности ребенка, совершенствует конструктивные взаимоотношения с родителями, способствует росту профессионального мастерства педагогов, поднимает статус учреждения, указывает на особую роль его социальных связей в развитии каждой личности и тех взрослых, которые входят в ближайшее окружение ребенка.

Сотрудничество с родителями

  1. Тематические конференции.
  2. Родительский клуб для детско-родительских пар.
  3. Информационная поддержка.
  4. Дни открытых дверей в гимназии.
  5. Совместные родительские собрания с педагогами Центра и учителями Гимназии.
  6. Консультации с педагогами Центра и Гимназии.
  7. Анкетирование, тестирование родителей.
  8. Образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей.

Родители принимают активное участие в развитии своих детей, участвуя в предлагаемых мероприятиях. Все это помогает сделать их нашими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Образовательное пространство ЦДО «Росточек»

  • Образовательная среда гимназии - современная инновационная инфраструктура, включающая в себя:
  • Кабинеты информационных технологий - современная ИКТ – инфраструктура:
  • мобильные компьютерные классы (ноутбуки, планшеты по 5 комплектов на класс – 150 шт.);
  • современный кабинет «IT школа Samsung».

 Современный кабинет «IT школа Samsung»

+ Планируемая образовательная среда в дошкольном центре: - Интерактивное оборудование

  • Образовательная среда гимназии – информационно-ресурсный центр

 Образовательная среда гимназии

  • Образовательная среда гимназии - Цифровые исследовательские лаборатории по всем дисциплинам естественно – научного профиля (физика, химия, биология, география, математика, геометрия)

+ мини-лаборатория в дошкольном центре

Мини-лаборатория в дошкольном центре

 

Модель

Таким образом, образовательный комплекс в наилучшем виде позволят реализовать на практике преемственность дошкольного образования. Если в школе и детском саду присутствуют тщательно согласованные образовательные программы, реализуется общий подход к образованию, педагоги придерживаются общих воспитательных принципов, близкое территориальное расположение, общие традиции, общность окружения – это создаёт наилучшие условия для перехода ребёнка от дошкольного образования к обучению в начальной школе.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового познавательного мероприятия в группе детей 5-6 лет на…

Конспект итогового познавательного мероприятия в группе детей 5-6 лет на тему: «Путешествуем по земле Курской» Пояснительная записка. Данный конспект позволяет закрепить и...

Формирование духовно-нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми…

Формирование духовно–нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми фольклора

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Читайте также

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно - эстетическому развитию (лепка)…

Непрерывная непосредственно-образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию (лепка) в средней группе «Осеннее дерево» (Всероссийский творческий конкурс «Осенний вернисаж» в номинации «Методическая разработка») Пояснительная записка Актуальность...

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам…

Планирование воспитательно-образовательной работы в средней группе на тему «Что нам осень подарила? (хлеб)»

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе на тему «Счет до 10» Цели: Закреплять навыки количественного счета в пределах 10; упражнять в...