Реализация дополнительных образовательных услуг как средство развития двигательной активности детей с ОВЗ

 

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Поэтому, актуальным становится вопрос получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.

Необходимо отметить, что родители детей с ОВЗ делают основной упор на занятия с логопедом или дефектологом, но упускают из виду спортивные занятия.

Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является создание максимально комфортных условий для развития физических качеств детей, посредством коррекционной работы с учетом индивидуальных, физиологических и психических возможностей ребёнка.

Традиционные формы проведения физкультурно-оздоровительной работы, как ни печально это признавать, не формируют у ребенка ни полезные привычки (привычка выполнять утреннюю гимнастику), ни развивают интерес к саморазвитию физических качеств, ни способствуют развитию любознательности и познавательной мотивации, которые, в свою очередь, играют решающую роль в формировании ценностей здорового образа жизни.

В связи с этим, в детском саду комбинированного вида №9 возникла необходимость поиска такой формы проведения физкультурных занятий, при проведении которых оздоровительный эффект был бы тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка в том числе и на детей с ОВЗ.

В дошкольном учреждении комбинированного вида функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.

Осуществлению данного замысла способствовало включение в работу современных фитнес - технологий. Данные технологии вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности в укреплении здоровья, стимулируют психофизические процессы. Доступность направлений детского фитнеса определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых ОРУ и для большинства из них не требуется специального оборудования (кроме степ-платформы, фитбола и тренажеров).

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных форм организации физкультурных занятий, разнообразных оздоровительные мероприятий, подготовка ребенка к здоровому образу жизни — всё это представляет собой приоритетное направление разработанной рабочей программы дополнительного образования по физическому воспитанию дошкольников «Фитнес для малышей».

Основная цель программы «Фитнес для малышей» - содействие всестороннему развитию физических и духовных сил дошкольников.

Основная задача — укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Специфика заключается в том, что фитнес относится к дополнительным занятиям в детском саду, которые отличаются от обязательных занятий относительной свободой детей в их выборе, возможностью борьбы с гиподинамией и поиска наиболее привлекательной двигательной деятельности со стороны родителей и педагогов.

Необходимо учитывать, что несмотря на все достоинства, различные оздоровительные системы и комплексы упражнений имеют один общий недостаток – относительно узкую направленность воздействия на функции организма. Так, например, аэробика развивает преимущественно сердечно-сосудистую систему, стретчинг – гибкость и подвижность в суставах и т.д. Целью же идеальной оздоровительной системы должно быть всестороннее гармоничное развитие функций организма как необходимое условие здоровья. Поэтому, создавая систему оздоровительного фитнеса, следует использовать из существующих оздоровительных программ наиболее эффективные и разнообразные методы и средства, всесторонне воздействующих на организм ребенка.

Программа «Фитнес для малышей» представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий: фитбол - аэробика; степ-аэробика; игровой стретчинг; элементы силового тренинга; суставной гимнастики; элементы йоги, самомассаж.

Основой занятий являются разработанные комплексы упражнений коррекционной гимнастики для профилактики различных заболеваний у детей, в том числе у детей с ОВЗ. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.

Направленность данных упражнений:

•  укрепление мышц рук и плечевого пояса;

•  укрепление мышц брюшного пресса;

•  укрепление мышц спины и таза;

•  укрепление мышц ног и свода стопы;

•  увеличение гибкости и подвижности суставов

•  развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;

•  формирование осанки;

•  развитие ловкости и координации движений;

•  развитие подвижности и музыкальности

•  расслабление и релаксация;

•  профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.

Организуя занятия «Фитнес для малышей», были учтены закономерности физического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические особенности. На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия с элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.

Продолжительность занятий - старший дошкольный возраст 25-30 минут, подготовительная к школе группа - 30-35 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Группы детей формируются из желающих заниматься.

Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно -сосудистую, дыхательную и нервную системы, двигательные способности и профилактику различных заболеваний.

Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.

Наши воспитанники с большим удовольствием посещают занятия кружка «Фитнес для малышей». Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности детей с ОВЗ в физическом развитии за счёт разнообразия фитнес - программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.

В результате реализации программы дополнительного образования «Фитнес для малышей» снизилась заболеваемость детей, посещающих детский сад; повысился уровень физической подготовленности детей, о чём свидетельствуют результаты диагностики детей.

 

Список литературы:

  1. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: пособие для практ. работников ДОУ / Под общ. ред. Е. М. Мастюкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аркти, 2004. - 191 с.
  2. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.
  3. Технология развития основных физических качеств у детей с задержкой психического развития: метод. пособие / Н.А. Фомина, Н.Н. Сентябрев, В.П. Анцыперов, С.Ю. Максимова. – Волгоград: ФГОУ «ВГАФК», 2013. – 98 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Читайте также

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики»

НОД в старшей группе «Путешествие в страну Математики» Программное содержание: Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 5, согласование их с существительными. • Совершенствовать...

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях Постановка проблемы. Проблема нравственного воспитания детей является одной из наиболее значимых...