Реализация дополнительных образовательных услуг как средство развития двигательной активности детей с ОВЗ

 

Одна из приоритетных целей социальной политики России – модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. Поэтому, актуальным становится вопрос получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет.

В последнее время значительно увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья.

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.

Необходимо отметить, что родители детей с ОВЗ делают основной упор на занятия с логопедом или дефектологом, но упускают из виду спортивные занятия.

Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является создание максимально комфортных условий для развития физических качеств детей, посредством коррекционной работы с учетом индивидуальных, физиологических и психических возможностей ребёнка.

Традиционные формы проведения физкультурно-оздоровительной работы, как ни печально это признавать, не формируют у ребенка ни полезные привычки (привычка выполнять утреннюю гимнастику), ни развивают интерес к саморазвитию физических качеств, ни способствуют развитию любознательности и познавательной мотивации, которые, в свою очередь, играют решающую роль в формировании ценностей здорового образа жизни.

В связи с этим, в детском саду комбинированного вида №9 возникла необходимость поиска такой формы проведения физкультурных занятий, при проведении которых оздоровительный эффект был бы тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребенка в том числе и на детей с ОВЗ.

В дошкольном учреждении комбинированного вида функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи и с задержкой психического развития.

Осуществлению данного замысла способствовало включение в работу современных фитнес - технологий. Данные технологии вносят положительные эмоции, удовлетворяют потребности в укреплении здоровья, стимулируют психофизические процессы. Доступность направлений детского фитнеса определяется, прежде всего, тем, что их содержание базируется на простых ОРУ и для большинства из них не требуется специального оборудования (кроме степ-платформы, фитбола и тренажеров).

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных форм организации физкультурных занятий, разнообразных оздоровительные мероприятий, подготовка ребенка к здоровому образу жизни — всё это представляет собой приоритетное направление разработанной рабочей программы дополнительного образования по физическому воспитанию дошкольников «Фитнес для малышей».

Основная цель программы «Фитнес для малышей» - содействие всестороннему развитию физических и духовных сил дошкольников.

Основная задача — укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

Специфика заключается в том, что фитнес относится к дополнительным занятиям в детском саду, которые отличаются от обязательных занятий относительной свободой детей в их выборе, возможностью борьбы с гиподинамией и поиска наиболее привлекательной двигательной деятельности со стороны родителей и педагогов.

Необходимо учитывать, что несмотря на все достоинства, различные оздоровительные системы и комплексы упражнений имеют один общий недостаток – относительно узкую направленность воздействия на функции организма. Так, например, аэробика развивает преимущественно сердечно-сосудистую систему, стретчинг – гибкость и подвижность в суставах и т.д. Целью же идеальной оздоровительной системы должно быть всестороннее гармоничное развитие функций организма как необходимое условие здоровья. Поэтому, создавая систему оздоровительного фитнеса, следует использовать из существующих оздоровительных программ наиболее эффективные и разнообразные методы и средства, всесторонне воздействующих на организм ребенка.

Программа «Фитнес для малышей» представляет собой систему комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий: фитбол - аэробика; степ-аэробика; игровой стретчинг; элементы силового тренинга; суставной гимнастики; элементы йоги, самомассаж.

Основой занятий являются разработанные комплексы упражнений коррекционной гимнастики для профилактики различных заболеваний у детей, в том числе у детей с ОВЗ. Все комплексы упражнений выполняются под специально подобранную музыку в едином темпе и ритме, преимущественно поточным способом.

Направленность данных упражнений:

•  укрепление мышц рук и плечевого пояса;

•  укрепление мышц брюшного пресса;

•  укрепление мышц спины и таза;

•  укрепление мышц ног и свода стопы;

•  увеличение гибкости и подвижности суставов

•  развитие функции равновесия и вестибулярного аппарата;

•  формирование осанки;

•  развитие ловкости и координации движений;

•  развитие подвижности и музыкальности

•  расслабление и релаксация;

•  профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов.

Организуя занятия «Фитнес для малышей», были учтены закономерности физического развития дошкольников, показатели их здоровья, психофизиологические особенности. На таких занятиях царит непринужденная обстановка, свобода движения, возможность отступления от правил, бесконечность вариаций со спортивно-игровым оборудованием. Занятия с элементами фитнеса создают благоприятные условия не только для физического, но и психомоторного развития дошкольников. Дети с удовольствием выполняют все задания, развивающие активность, самостоятельность, творческий подход и интерес к занятиям физкультурой.

Продолжительность занятий - старший дошкольный возраст 25-30 минут, подготовительная к школе группа - 30-35 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. Группы детей формируются из желающих заниматься.

Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно -сосудистую, дыхательную и нервную системы, двигательные способности и профилактику различных заболеваний.

Использование элементов фитнес-технологий в работе с дошкольниками способствует привлечению детей к систематическим занятиям спортом, активному и здоровому досугу, формирует представление о фитнесе как о способе организации активного отдыха.

Наши воспитанники с большим удовольствием посещают занятия кружка «Фитнес для малышей». Охватывая различные формы двигательной активности, фитнес удовлетворяет потребности детей с ОВЗ в физическом развитии за счёт разнообразия фитнес - программ, их доступности и эмоциональности занятий. Он содействует повышению не только двигательной, но и общей культуры занимающихся, расширению их кругозора.

В результате реализации программы дополнительного образования «Фитнес для малышей» снизилась заболеваемость детей, посещающих детский сад; повысился уровень физической подготовленности детей, о чём свидетельствуют результаты диагностики детей.

 

Список литературы:

  1. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: пособие для практ. работников ДОУ / Под общ. ред. Е. М. Мастюкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Аркти, 2004. - 191 с.
  2. Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.
  3. Технология развития основных физических качеств у детей с задержкой психического развития: метод. пособие / Н.А. Фомина, Н.Н. Сентябрев, В.П. Анцыперов, С.Ю. Максимова. – Волгоград: ФГОУ «ВГАФК», 2013. – 98 с.


Новые публикации

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной…

Технологическая карта экологического занятия в старшей группе с использованием интерактивной песочницы iSandBOX 1. Тема: «Листочки». 2. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; речевое...

Мастер-класс «Подарок для папы»

Мастер-класс «Подарок для папы» Прекрасный подарок папе на 23 февраля. Для работы нам понадобиться:- картон цветной,- ножницы,- клей – карандаш,- цветная бумага,-...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В…

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «В стране Знаний» Цели: подготовка старших дошкольников к обучению в школе, формирование позитивной мотивации...

Читайте также

Сценарий на Новый год в детском саду. Праздничная инсценировка…

  Старомазинское муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко»  Мензелинского района Республики Татарстан. Сценарий на Новый год в детском саду Праздничная инсценировка Новогодний концерт Ведущий: Здравствуйте,  дорогие друзья!  Рада...

Конспект организованной образовательной двигательной деятельности с детьми подготовительной комбинированной группы…

Конспект организованной образовательной двигательной деятельности с детьми подготовительной комбинированной группы ОНРТема: «Путешествие по сказке «Приключения Буратино» (С использованием сюжетно - ролевой...

Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе: «Прогулка по…

Занятие по познавательному развитию во второй младшей группе:«Прогулка по весеннему лесу»   Цель: Способствовать формированию у детей представлений о жизни живой и...


Комментарии

  • Ирина
    Плагиат. Даже не удосужилась наиля наильевна исправить орфографические ошибки. Возможно нет достаточных ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике»

Sample Image

МАДОУ №441 «Кузнечик» Проект во второй младшей группе № 6 «Почемучки» «Огород на подоконнике» Подготовили воспитатели Морина Елена Викторовна Смирнова Галина Сергеевна   Актуальность. Ребенок – это маленький исследователь, который с радостью открывает для себя новый и интересный мир...

Методическая разработка. Дидактическая игра "Расскажи сказку по картинкам "Три медведя"

Sample Image

Аннотация. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинкам» предназначена для детей дошкольного возраста. Игра развивает речь, внимание, память и связную речь. Веселые, яркие картинки помогут в этом. Может использоваться для групповой и подгрупповой работы. Цель : разложить картинки в правильной...

Мастер-класс для родителей "Игры дома для автоматизации звуков"

Мастер-класс для родителей «Домашняя игротека для автоматизации звуков» Наступил долгожданный момент: на индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить трудный для него звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно...

Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков»

ГБУ СО СРЦ  «Возвращение» г. Саратова Конспект развлечения: «Путешествие в страну дорожных знаков» Специалист по реабилитационной работе Кировского филиала Деминой Е.И. Коррекционная цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения. Задачи: Развивать творческие способности детей Развивать организованность, самостоятельность, инициативность Воспитывать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство