Нравственность через семейные ценности

 

"Семья - это среда, где человек

должен учиться творить добро".

В.А. Сухомлинский.

 

"Семейные чтения - это специфическая форма общения родителей и ребенка. Она основана на их совместной познавательной деятельности в часы досуга, что дополнительно мотивирует ее", пишет В.А.Невский.

Почти все родители читают дошкольником произведения детской литературы, сказки. Но часто эти чтения не становятся предметом серьёзного разговора между мамой и дочкой, отцом и сыном, бабушкой, дедушкой и внуками. А когда дети начинают читать сами, родители и вовсе отстраняются: "Ты теперь большой и должен читать сам!" Ну а потом только разводят руками, видя безразличие ребенка к книге: "Что делать, не читают сейчас дети".

Можно ли это изменить?

Ведь все мы понимаем, что без чтения художественной литературы невозможно стать всесторонне развитым, интересным, образованным человеком.

Главная цель семейных чтений - формирование мировоззренческой культуры ребенка, его идеалов, убеждений и взглядов. Ведущим средством достижения этой цели является развитие у ребенка способности мыслить самостоятельно, то есть оценивать жизненные явления, реальные так и отражены в литературе, на уровне заключенных в них идей.

Среди этих характеристик мировоззренческой культуры наиболее важными являются нравственные. Они определяют "качество "человека - степень его уникальности, неповторимости, обоснованность притязаний на высшее для человека "звание" - Личность. Поэтому в содержании общения родителей с ребёнком доминирующее место занимает проблема нравственности. Она является предметом их диалога между собой и автором.

Через усвоение категорий и понятий нравственности, их актуализацию, то есть применение к обстоятельствам жизни - личной и окружающей среды, ребёнок приходит к тому, что его собственные ценностные ориентации и поведенческие установки - а, следовательно, и жизненная позиция всегда окрашена идеалами нравственности. Нравственности общечеловеческой, поскольку никакой иной нравственности нет - как для любого народа, нации, так и для отдельного человека.

Для ребёнка в процессе семейных чтений важно научиться самостоятельно выявлять нравственные идеи и определять их в доступной для его мышления форме.

Восприятие нравственного потенциала, а через него и усвоение нравственной идеи произведения литературы - это определяющий признак семейного чтения. В этом состоит главное преимущество в их отличии от всех видов познавательной деятельности, источником которой является литература. Вот почему с теоретической точки зрения объектом анализа в произведениях литературы является не сюжет, образ, поступок, а именно нравственная идея! Она имеет неоспоримые преимущества перед всеми другими идеями, которые могут быть в произведении: моральные, исторические, социальные, философские, эстетические, религиозные.

А вместе с ребенком постигает мир книги и взрослый. Ведь невозможно просто прочитать книгу, всегда появляются вопросы, и возникает потребность в мудром, добром взрослым рядом.

В.А.Невский предлагает родителям читать с детьми произведения и потом обязательно поговорить о прочитанном. Детям необходимы эти минуты духовного и душевного общения с самыми близкими людьми! Рождается духовная нить. которая будет связывать их всю жизнь. А диалог этот основан на очень важном в жизни - на книге. Дети приобщаются к чтению. И даже когда станут взрослыми, однажды придут и скажут: "Мама, давай почитаем вместе!" Разве это не духовный подвиг родителей? В наше стремительно летящее время, когда приходится постоянно работать, бежать, суетиться, мамы ищут в библиотеке нужную книгу, чтобы прочитать ее ребенку, находят время, чтобы выучить с ним стихотворение.

Как приятно слышать, когда ребенок рассказывает: "Я очень люблю, когда мы с мамой вечером читаем наши любимые книжки".

Детям, которым помогли приобщиться к миру книги мамы, папы, бабушки и дедушки, те, которые в детстве вместе со своими близкими смеялись, плакали, сопереживали, удивлялись после совместного чтения, будут понимать то, что не написано.

Для того, чтобы помочь родителям понять, какую художественную литературу читать вместе с детьми дома, мы собрали в группе небольшую библиотечку. Это произведения, после прочтения которых, возможен серьезный разговор о добре и зле, жизни и смерти, о дружбе и любви, о милосердии, сострадании.

Нравственный и творческий потенциал, необходимый для построения гармоничного сообщества, закладывается с детства. Поэтому мы должны сосредоточить наши усилия на развитии в детях способности к самореализации, умению служить людями и быть счастливыми в этом служении.

Книга А.Лопатиной и М.Скребцовой "Начала мудрости" - 50 уроков о добрых качествах с беседами о мудрости, любви и доброте, она для педагогов и родителей, считающих обучение нравственности основой любой системы воспитания и образования. Целенаправленные и последовательные занятия могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Эти занятия должны приобрести форму доверительного, дружеского разговора, цель которого не навязывать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, что нравственное отношение к жизни является основой развития счастливой жизни человека.

Проводимые «уроки» состоят из игр, бесед, сказок, творческих заданий, направленных на глубокое проживание той или иной темы. Особое внимание уделяется подбору сказок, так как сказка является наиболее действенным инструментом, влияющим на сознание ребёнка. В книге собраны сказки, которые ненавязчиво и естественно учат ребёнка добродетелям. Пословицы, игры и задания, сопровождающие сказки, направлены на развитие творческого потенциала ребенка. Они учат детей высказывать свои мысли, рисовать, ставить спектакли, работать в группах.

Книга «Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых» этих же авторов, состоит из 32 разработанных уроков, в которые включены игры, задания, сказки и беседы. Все уроки составлены таким образом, чтобы в работе над ними участвовали не только дети, но и члены их семей. Для этого предлагаются интервью с родителями, рисунки, совместные праздники, письма благодарности, адресованные взрослым. С развитием нравственных взаимоотношений в семье, большое внимание в книге уделяется творческому развитию личности ребёнка, формированию способности к восприятию добра, красоты окружающего мира.

Так же очень интересны книги «Философия для детей» (в сказках и рассказах) пособие по воспитанию детей в семье и школе М.А.Андриянова, «О самом главном» психологические сказки для детей А.Лопатиной, М.Скребцовой.

Предлагая родителям для совместного чтения с детьми эти и многие другие книги, мы пытаемся возродить семейные чтения.

 

Литература:

  1. «Антология Гуманной педагогики» В.А.Сухомлинский, М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили – 2004.
  2. «Три ключа». Педагогический вестник № 8, М: Издательский Дом Шалвы Амонашвили – 2004.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Контрольная работа по разделу«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»Тема: №11 «Среда как фактор психического развития» Направление 440301.63 – Педагогическое образование...

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Дополнительная общеразвивающая программа «Самоделки»

Виды гимнастик для использования в ДОУ

Виды гимнастик для использования в ДОУ Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для...

Читайте также

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и…

Мастер класс для педагогов «Веселая гимнастика для глаз. Обыгрывание и мотивация офтальморазминки» Цель: познакомить коллег с обыгрыванием и веселой мотивацией для...

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую…

Формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают...