Виды гимнастик для использования в ДОУ

Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнения упражнений в режиме дня в виде утренней гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, гимнастикой после пробуждения, дыхательной гимнастикой, самомассажа. Главное назначение состоит в том, чтобы укреплять здоровье ребенка, поддерживать на высоком уровне его физическую и умственную работоспособность на занятии, в труде, повышать двигательную активность в трудовой и общественной деятельности.

Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм ребенка положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в ДОУ.

1. Ходьба в колонне по одному.

2. На сигнал «птицы» легкий бег врассыпную.

3. Ходьба и построение в звенья.

4. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. «Птицы машут крыльями» - поднять руки в стороны, приподнимаясь на носки, опустить руки, одновременно опуститься на всю ступню.

5. И. п.: стать прямо, ноги поставить на ширину плеч, руки опустить. Повернуться вправо, отвести правую руку назад, вернуться в исходное положение. То же выполнить влево. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

6. И. п.: то же. Наклониться вперед, отводя руки назад –вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 6-7 раз.

7. И. п.: лечь на спину, руки вдоль туловища. Приподнять обе ноги, согнутые в коленях, одновременно поднять руки, сказать: «Ж – ж – ж», вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.

8. «Птицы полетели» - легкий бег.

9. Ходьба.

Пальчиковая гимнастика - веселое, увлекательное занятие! Известному педагогу В.А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". "Рука - это инструмент всех инструментов", сказал еще Аристотель. 

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук

Мой веселый круглый мяч, (Одной рукой бьем по воображаемому мячу.)

Щеки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноименные пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«Домашние животные»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Вот, убрав царапки, («Моем руки».)

Кошка моет лапки.

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами -показываем, как кошка моет ушки.)

«Зима»

Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)

Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идет зима, (Палец к губам. «Идем» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы ее не слышим… (Рука за ухом.)

Беседа о закаливании.

 Цель беседы: дать детям представление о закаливании, его пользе для здоровья; познакомить с правилами и видами закаливания; развивать стремление вести здоровый образ жизни; побуждать к применению закаливающих процедур.

- Отгадайте загадки:

По небу ходит В морях и реках обитает,

Маляр без кистей. Но часто по небу летает.

Краской коричневой А как наскучит ей летать,

Красит людей. (Солнце.) На землю падает опять. (Вода.)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

- Верно. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. почему так говорят? Для чего человеку нужно быть закаленным?

- С помощью чего можно проводить закаливание?

- Многие из вас знают веселую песенку:

Ни мороз мне не страшен, ни жара.

Удивляются даже доктора,

Почему я не болею, почему я здоровее

Всех ребят из нашего двора.

Потому что утром рано

Заниматься мне гимнастикой не лень,

Потому что водою из-под крана

Обливаюсь я каждый день.

- Мальчик закаливает себя. Но успешным закаливание может быть только при соблюдении определенных правил.

- Как же можно закаливать свой организм? С помощью чего проводится закаливание? (Воздух.)

- Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм? (Делать зарядку при открытой форточке, играть на свежем воздухе.)

- Что еще способствует закаливанию организма? (Вода.)

- Назовите мероприятия по закаливанию организма водой.

- Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце.)

- Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем.

Первое правило – закаливание следует проводить систематически.

Другое правило – постепенность. Вставайте рано, всегда в одно и то же время. Вы уже стоите на коврике. Форточка открыта. После зарядке приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого – обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1 – 2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижаете температуру воды. Через месяц можно перейти к более сильной процедуре – обливанию или душу. Начальная температура воды 30 – 35 градусов. Затем постепенно ее понижают.

Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда температура воды непрерывно меняется от горячей до холодной. При этом начинают с минимальной разницы температур, постепенно доводя до максимальной.

Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не купаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло.

Занимаетесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах – и ваши мускулы будут упруги и крепки.

Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе – в лесу, у реки. Играйте в мяч и другие подвижные игры. Ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода – самые верные друзья.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота.

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз, потянись,

Окончательно проснись.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

- Для чего нужно заниматься закаливанием?

- Какой человек чаще болеет?

- А какие болезни вы уже знаете?

- Назови правила, как уберечь себя от инфекционных болезней.

Гимнастика ля глаз.

Для поддержания достойного уровня зрения в нашем детском саду используются: соблюдение светового режима, правильное рассаживание на занятиях, специальная гимнастика для глаз.

«Ветер»

Ветер дует нам в лицо. (Часто моргают веками).

Закачалось деревцо. (Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо).

Ветер тише, тише, тише….. (Медленно приседают, опуская глаза вниз.)

А деревцо все выше, выше. (Встают и глаза поднимают вверх).

«Дождик»

Дождик, дождик, пуще лей. (Смотрят вверх)

Капай, капель не жалей. (Смотрят вниз)

Только нас не замочи. (Делают круговые движения глазами.)

Зря в окошко не стучи (Моргают глазами.)

Гимнастика после дневного сна. Одним из видов гимнастики является гимнастика пробуждения. Она направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Гимнастика в постели.
Физкультминутка «Гимнастика для котят».
Сон прошел, и мы проснулись,
Улыбнулись, потянулись, (Дети потягиваются, лежа на спине).
Лапки друг о дружке трем, (Потирают одну руку о другую).
И в ладошки громко бьем. (Хлопают).
А теперь поднимем ножки, (Поочередно поднимают ноги).
Как у нашей мамы Кошки,
Левая и правая – мы котята бравые.
На животик повернулись, (Переворачиваются на живот).
Снова дружно потянулись,
Оторвали от подушки, (Поднимают и опускают голову).
Носик, голову и ушки,
На коленки резво встали – (Двигают тазобедренными суставами влево)
«Хвостиками» помахали, и вправо.
Выгнулись, прогнулись, (Выгибают и прогибают спину).
На бок повернулись, (Поворачивают голову вправо и влево).
Сели на кроватке, (Сидя на кровати, свешивают ноги).
Почесали пятки, (Почесывают пятки).
Постучали об пол немножко, (Стучат пятками об пол).
Набирайтесь силы, ножки!
Сил набрались наши ножки,
Поскакали по дорожке, (Ходят по дорожке здоровья).
По дорожке не простой,
По неровной, по колючей,
По шершавой - вот какой!
Мы проснулись, мы готовы
Петь, играть и бегать снова.
Дружно нам сказать не лень:
«Здравствуй, день,
Веселый день!»
Массаж рук.

Способствует расслаблению мышц и снятию нервно- эмоционального напряжения, воздействуя на некоторые активные точки.

Является эффективным элементом закаливания.

Усиливает кровообращение и поднимает работоспособность мозга

1.«Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.
2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой руки, словно по стиральной доске.
4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».
Дыхательно-звуковая гимнастика. Цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.
«Полет на луну»
При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.
«Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.
«Летим на ракете». И.п. – стоя на коленях, руки вверх, ладони соединить над головой. Вдох – и.п.; долгий выдох – покачиваться из стороны в сторону, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую, протяжно произносить: «У-у-у-у-у». Повторить 4-6 раз.
«Надеваем шлем от скафандра». И.п. – сидя на корточках, руки над головой сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – развести руки в стороны, произнести: «Чик». Повторить 4-6 раз.
«Пересаживаемся в луноход». И.п. – узкая стойка, руки вдоль туловища. Вдох – и.п.; выдох – полный присед, руки вперед, произнести: «Ух!». Повторить 4-6 раз.
«Лунатики». И.п. – стойка на коленях, руки согнуты в локтях и разведены в стороны, пальцы врозь. Вдох – и.п.; выдох – наклонить туловище в сторону, произнести: «Хи-хи». Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.
«Вдохнем свежий воздух на Земле». И.п. – ноги врозь, руки вдоль туловища. Вдох – через стороны поднять руки вверх; выдох – руки плавно опустить, произнести: «Ах!». Повторить 4-6 раз.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями…

Консультация для педагогов «Индивидуальный маршрут педагога, в соответствии с критериями профессионального стандарта в условиях реализации ФГОС ДО» В современной системе образования...

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности

Ознакомление детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности «Самое дорогое у человека – это жизнь». Н. А. Островский. Потребность обучения и ознакомления детей правилами...

Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»

Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...

Читайте также

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр» Аннотация Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в...

Из опыта работы «Развитие мышления и речи в логоритмических играх»

Из опыта работы «Развитие мышления и речи в логоритмических играх» Актуальность.На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья...

В нашем садике родном, очень весело живем

В нашем садике родном, очень весело живем Много праздников прошло за этот месяц в нашем Детском саду № 236. Дети из групп...